Ценности современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:48, реферат

Описание

Условия динамично меняющегося общества делают сферу исследования «Ценностной проблематики» актуальной, особенно в отношении молодежи.
Объект реферата – жизненные ценности современных россиян.
Цели - выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современных молодежи.
Задачи:
1. провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы;
2. определить базовые ценности молодежи;
3. обозначить постмодернизационные тенденции в трансформации ценностей молодежи.

Содержание

- Введение
- Молодежь в ценностном измерении
- Молодежь как особая социально-демографическая группа
- Базовые ценности современной молодежи
- Постмодернизация ценностных ориентаций современной молодежи
- Заключение
- Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Ценности современной молодежи.docx

— 45.60 Кб (Скачать документ)

Интериоризация этих ценностей и потребностей личностью предопределяет ее большую готовность к принятию социокультурных изменений, к отказу от привычных моделей и созданию новых и, главное, актуализирует жизненную стратегию самореализации, которую, в свою очередь, выступает условием и одновременно показателем субъективности современного человека. Именно по этому, исходя из социокультурного критерия типологизации ценностей, как важнейшую ценность, свидетельствующую о постмодернизации ценностного сознания.

являются такие как, достаточно высокая материальная обеспеченность, высокоурбанизованный образ жизни и образовательный капитал родительской семьи.

Для обнаружения внутренних (субъективных) детерминант постмодернистского дискурса постсоветской молодежи, в частности такой ценности, как самореализация, в данном исследовании был применен метод интеллектуального анализа данных - метод дерева классификации.

Целью данного метода было выделить совокупность признаков, потенциально являющихся причинами, обусловливающими исследуемое явление. В данном исследовании это означало выделение определенных типов проявления ориентации на самореализацию.

В результате автоматического поиска признаков, связанных с целевой  переменной, был выделен признак "личная свобода, независимость в  суждениях и действиях", и были получены три группы: первая объединяет тех респондентов, для которых "личная свобода" является очень ценной, вторая группа тех, кто выбрали "ценно" или затруднились ответить, третья - тех, для кого личная свобода является не очень ценной. Таким образом, оказалось, что ценности "личная свобода" и "развитие своих способностей" тесно коррелируют и обусловливают значения друг друга.

А также, были обнаружены еще два  признака, определяющих проявление ориентации на самореализацию. Это такая терминальная ценность как "интересная, творческая работа" и профессиональная ценность "возможность применять и развивать  свои способности".

Таким образом, данный метод позволил исследователям выявить внутреннюю (ценностную) обусловленность направленности современного молодого человека на самореализацию. С помощью названного метода было зафиксировано стремление к самореализации ориентацией на такие ценности, как "личная свобода, независимость в  суждениях и действиях", "интересная, творческая работа".

Было проведено исследование российскими  социологами, целью которого было определение  ценностных ориентаций молодежи. Исследование показало, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных ценностей религиозная вера.

Как считают исследователи, неблагоприятным  фактором постмодернистских ценностей  молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в модерном обществе эта связь  была ослаблена из-за проявления "уравниловки", то ныне она вовсе отсутствует. Ибо  одни получают "бешеные" деньги путем  авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), имеют неадекватно  маленькую зарплату. Подростки и  молодежь это прекрасно фиксируют.

Исследования также показали, как  молодые россияне осознают, кто и  что влияет на них в процессе социализации и особенно воспитания. Вне конкуренции  остается влияние родителей, прежде всего матери (58% опрошенных) и в  меньшей степени отца (44%). затем с большим отрывом следуют друзья (24%), книги (19%), фильмы (15%). родственники (13%) и на последнем месте - учителя (12%). При этом в возрастной группе до 25 лет книги уже уступают влиянию фильмов (соответственно 12 и 15%). В то же время у петербуржцев старше тридцати лет книги по влиянию находятся на почетном третьем месте, а учителя так же влиятельны, как и друзья.

Вместе с тем влияние средств  массовой информации (прежде всего  телевидения) молодежью осознается плохо. Исследования российских социологов свидетельствуют о том, что влияние  СМИ на них признают только 7% молодых людей. Однако психологические эксперименты и наблюдения в России доказывают другое: телевидение значительно (явно и неявно) влияет на психику и сознание, в первую очередь, детей и подростков. В скрытом кумулятивном (накопительном) воздействии телевидения на психику как раз и заключается его "коварство". Да и как оно может не воздействовать, если большинство молодежи контактирует с ним по несколько часов практически ежедневно.

Таким образом, можно сказать о  том, что столь распространенное сегодня мнение о меркантильности  современной молодежи, ее прагматизме, обусловлено тем, что артикулирующие эти ценности молодые люди представляют не очень многочисленную, но весьма активную, целеустремленную и дерзкую  часть нового поколения, способную  мыслить и действовать не так, как поколение родителей. Следует  отметить, что такое поведение  молодежи это ответ на вызовы времени. Надо только захотеть увидеть в современной  молодежи не социальную проблему, а  важнейший социальный ресурс.

 

Заключение

Наша  сегодняшняя жизнь проходит под  знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее.

Социокультурная среда выступает мощным формирующим элементом ценностной системы личности. В условиях социальных изменений, высокого уровня социальной динамики социокультурная среда сама претерпевает серьезные изменения и поэтому социальные группы и личность становятся активными участниками конструирования ее нового качества. Именно поэтому система ценностных ориентаций, сформированная такой средой, представляет особый интерес и заслуживает пристального внимания.

Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется  как элемент действия индивида и  социальной группы. Ценности могут  являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо заключаются  в самом человеке, в его биологических  потребностях. Следует отметить, что  ценностная проблематика является достаточно разрабатываемой в современной  науке.

Ценности  можно определить как концепции  жизненных предпочтений личности (или  социальной группы,), отражающие ее способности  осмысления окружающей реальности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное (аффективное) состояние, волютивные интенции и выступающие главными мотиваторами поведения и деятельности того или иного социального субъекта.

Проанализировав понятия "ценности" и "ценностных ориентаций" следует отметить, что  если первое из них (ценности) принадлежит  категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) - социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Социолог исследует не столько ценности, сколько ценностные ориентации как процесс и результат интериоризации личностью (группой) этих концептов, поскольку именно они выступают "связующим звеном между индивидом и обществом".

Молодежь, как особая социально-демографическая  группа постоянно находится в  фокусе исследований социологов, поскольку  именно она является чутким индикатором  изменений, которые происходят, и  определяет в целом потенциал  развития общества. От того, насколько  изучен мир ценностей современной  молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность  мероприятий, которые разрабатываются  в области образования, в сфере  работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем.

Следует отметить то, что молодым нужно  предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. Противоречие между  зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять  его и способствовать его дальнейшему  саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных  противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к  сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или  иная общественная организация учитывает  реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней  молодёжи, зависит её будущее и  будущее общества в целом, поэтому  важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к  своему будущему.

Необходимо  обратить внимание на то, что в условиях отказа от старой ценностно-нормативной  системы (социалистической) и декларирования новой (демократической) в обществе необходимо было последовательное создание соответствующей законодательной  базы и государственной политики. Поскольку этот процесс затянулся, общество оказалось в состоянии  тотальной аномии. Аномия приводит к ухудшению морального состояния  молодежи, тогда как именно моральное  состояние является психологической  основой формирования ценностно-нормативной  системы.

Следует подчеркнуть, что молодежь в трансформирующихся обществах ориентирована в большей  степени на интересную работу, чем  на заработок, предпочитают свободу  материальному благополучию. Не случайно число молодых людей, называвших своей мечтой цели, связанные с  материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие  и т.п.), меньше тех, кто ориентирован на цели "непотребительского" плана (иметь хорошую семью, воспитать  хороших детей, получить хорошее  образование и т.п.).

Изменение ценностных ориентаций студентов связано, на мой взгляд, с изменением общества в целом и трансформацией ценностей  подрастающей молодежи.

В обществе произошел сдвиг к постмодернизации ценностей, который символизирует переход от материалистических к посматериалистическим ценностям - самовыражение, самореализация, качеству жизни. Последние в сочетании с такой ценностью, как толерантность, терпимость, в том числе к неопределенности, с потребностями в общении, в признании, в интеллектуальном и эстетическом удовлетворении, в свободе самовыражения, в политическом участии составляют ядро процесса постмодернизации.

Интериоризация этих ценностей и потребностей личностью предопределяет ее большую готовность к принятию социокультурных изменений, к отказу от привычных моделей и созданию новых и, главное, актуализирует жизненную стратегию самореализации, которую, в свою очередь, выступает условием и одновременно показателем субъективности современного человека.

Итак, можно согласится с отечественными исследователями, что столь распространенное сегодня мнение о меркантильности современной молодежи, ее прагматизме, обусловлено тем, что артикулирующие эти ценности молодые люди представляют не очень многочисленную, но весьма активную, целеустремленную и дерзкую часть нового поколения, способную мыслить и действовать не так, как поколение родителей. Следует отметить, что такое поведение молодежи это ответ на вызовы времени. Поэтому необходимо видеть в современной молодежи важнейший социальный ресурс.

 

Список использованной литературы

 

1. Баева Л.В. Баев Л.В. Ценности  молодежи в глобализирующемся постнеклассическом обществе / Л.В. Баева; Л.В. Баев // Философия образования. - 2005. - №1. - С. 33-44.

2. Бакиров В., Рущенко И. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Соврем. о-во. - 1993. - №2. - С. 94-104.

3. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М. - 1978. - 294 с.

4. Боринштейн Е.Р. Система ценностных ориентаций личности в условиях социально-культурной трансформации / Е.Р. Боринштейн // Гранi. - 2004. - №3. - С. 95-100.

5. Васенина И. Ценностные ориентации  студенческой молодежи и экстремизм / И. Васенина // Высш. образование в России. - 2007. - № 11. - С. 116-119.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Уральский государственный  университет путей                                               сообщения

Кафедра «Управление персоналом и социология»

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Ценности современной молодежи».

 

 

Проверил:                                                                       Выполнила:

Преподаватель :                                                            Студентка гр. Д-338

Окунева Т.В.                                                                 Нигаматьянова А.В.

 

 

 

 

Екатеринбург

2011


Информация о работе Ценности современной молодежи