Ценности современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:48, реферат

Описание

Условия динамично меняющегося общества делают сферу исследования «Ценностной проблематики» актуальной, особенно в отношении молодежи.
Объект реферата – жизненные ценности современных россиян.
Цели - выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современных молодежи.
Задачи:
1. провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы;
2. определить базовые ценности молодежи;
3. обозначить постмодернизационные тенденции в трансформации ценностей молодежи.

Содержание

- Введение
- Молодежь в ценностном измерении
- Молодежь как особая социально-демографическая группа
- Базовые ценности современной молодежи
- Постмодернизация ценностных ориентаций современной молодежи
- Заключение
- Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Ценности современной молодежи.docx

— 45.60 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

- Введение

- Молодежь в ценностном измерении

- Молодежь как особая социально-демографическая группа

- Базовые ценности современной молодежи

- Постмодернизация ценностных ориентаций современной молодежи

- Заключение

 

- Список использованной литературы

 

Введение

 

Современные изменения социального  порядка в постсоветских обществах  привели к серьезным трансформациям в жизнедеятельности социальных институтов, общественных структур. В сложившейся ситуации важен не только аспект содержательных изменений, происходящих в социуме, но и сам факт ломки старых устоев. Такие процессы не могут происходить безболезненно, не затрагивая сущностные, глубинные элементы человеческой природы и социального устройства. Значительная смена "правил игры", попытки поиска себя в изменяющемся, приближенному к хаотичному миру - задача, решить которую не всем по силам. Естественно, что многим не удается это даже в стабильных обществах.

В условиях социально-экономических  и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся  мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат - потребительское - эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

Внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко  усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью  находится в прямой зависимости  от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального  статуса, проблем и основных тенденций  развития молодежной субкультуры в  современных условиях.

Процесс социализации как  передачи молодому поколению норм и  традиций, выработанных предшествующими  поколениями, нарушился, т.к. кардинально  изменилась идеология. Старшему поколению  сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее  в этом плане, т.к. у него своей  системы ценностей еще нет, а  если и есть, то условная… и вообще ценности как таковые для молодежи относительны.

Ценностные ориентации - одно из важнейших образований в  структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности.

 

Ценность, по определению  современного ученого М.С. Кагана, необходимо рассматривать как феномен, возникающий  в "объектно-субъектном отношении". Ценность - это "значение объекта  для субъекта", а оценка - "эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения субъектом". Субъектом в данном случае может выступать отдельный индивид, личность, небольшая контактная группа (семья, коллектив), большая неконтактная социокультурная группа (нация, профессиональная группа, поколение) и, наконец, человечество в целом. При этом конкретный человек всегда выступает носителем всей "пирамиды" ценностей, которая выражает интересы и идеалы этой "пирамидальной" структуры субъекта.

Как пишет А. М. Коршунов, "в обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Но только некоторые из них -- положительно значимые - составляют ценность" . В связи с этим он дает такое определение ценности. "Ценность -- это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества: она, в конечном счете, связана с социальным прогрессом”.

Однако "иметь значение" и "быть ценностью", вовсе не одно и то же. Думается, что первое, прежде всего, связано с такими феноменами, как оценочные представления. Как  полагает В. С. Бакиров, оценочные представления  дифференцируют практически все  условия и обстоятельства жизни  человека по степени их значимости для удовлетворения его потребностей и интересов, однако только некоторые  из них (условий и обстоятельств) превращаются в ценность, "т.е. в  предметы стремления и влечения, в  цели и мотивы соответствующего поведения".

Условия динамично меняющегося общества делают сферу исследования «Ценностной проблематики» актуальной, особенно в отношении молодежи.

Объект реферата – жизненные ценности современных россиян.

Цели - выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современных молодежи.

Задачи:

1. провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы;

2. определить базовые ценности молодежи;

3. обозначить постмодернизационные тенденции в трансформации ценностей молодежи.

 

Молодежь как  особая социально-демографическая  группа

 

Термин "молодежь" является многоаспектным в своем толковании. Это и подростки, уже считающие себя вышедшими из этого возраста, а посему не признающие ни внешних регуляторов, ни, тем более, внутренних запретов; и уже обремененные семейными заботами молодые родители.

Согласно определению  толкового словаря, молодежь - это  социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального  положения и обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Демографический  стандарт Украины рассматривает  молодёжь как группу людей от 14 до 35 лет.

Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший  этап в своей жизни - семейной и  несемейной социализации.

Социализация - это процесс  интеграции индивида в общество, в  различные типы социальных групп  и социальных структур, в различные  действия социальных норм посредством  усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых  формируются социально значимые черты личности.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Социализация охватывает процесс и результаты взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний.

Социализация по своей  сути является процессом взаимо- и самореализации личности в ходе ее активно-трудовой деятельности. Здесь важно также указать, что социализация личности - не просто однонаправленный процесс обучения индивида социальным ролям, но и процесс взаимовлияния. Возможность такого влияния заложена в наличии определенной свободы для активности личности, реализующей в огромном многообразии вариантов интеракции личности в ходе социализации. Разнообразно и сочетание основных сил, влияющих на этот процесс. Это и физические, и психические, и социальные особенности человека. Под влиянием разнообразия и многогранности каждого индивида в конкретных вариантах взаимодействия формируются уникальные личности с индивидуальными особенностями реализации моделей социализации.

Социологические, экономические  и культурные характеристики молодёжи претерпели значительные изменения  в результате демографических изменений  и изменений в социальной окружающей среде, индивидуальном и коллективном поведении, отношениях внутри семьи  и условий на рынке труда.

Общественные проблемы, по сути, во многом ведут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными. Это означает, что исследования молодежи вне общества в целом абстрактны, неполны. На этом основании строится широко распространенная ошибка, что никаких особых проблем молодежи не существует, есть проблемы общества, и их надо решать. Если решить проблемы общества - решатся и проблемы молодежи.

В книге "Социология молодёжи" под редакцией В.Т. Лисовского молодежные проблемы подразделяются на две группы. К первой относятся специфические молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи. Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи и т. д.).

Важной функцией молодежи является трансформация из прошлого в будущее культурного и исторического наследия всего человечества в условиях естественного развития социальной системы. Таким образом, молодежь - движущая сила процесса развития общества, требующая участия всех элементов социальной системы в его формировании и направлении процесса развития по пути прогресса.

Молодежь необходимо рассматривать  как самостоятельную систему  внутри общей социальной системы, определяя  внутренние и внешние взаимосвязи  элементов этих систем в зависимости  от конкретных функций. Оптимальное  взаимодействие всех элементов социальных систем общества в целом неизбежно  служит целям положительного развития человечества и прогресса.

На пороге XXІ в. человечество столкнулось с тем, что мир  стал очень сложным, сложность очень  быстро нарастает. Сбывается прогноз  О. Тоффлера, высказанный еще в начале 1970-х годов: "Выпустив на свободу силы новизны, мы толкаем людей в объятия непривычного, непредусмотренного. Тем самым поднимаем проблемы адаптации на новый и опасный уровень, так как недолговечность и новизна образовывают взрывную смесь. Жить в ускоренном темпе означает подвергать испытанию на себе действие беспрерывных изменений. Неконтролируемое ускорение изменений в науке, технике и социальной жизни подрывает силы индивида, необходимые для принятия умных, компетентных решений, которые касаются его собственной судьбы". Сказываются границы человеческих возможностей. Поэтому проблемы устойчивого развития невозможно рассматривать никак иначе, как только исходя из всех процессов, которые происходят с человеком, поколением, конкретным обществом и всем человечеством. На острие этих проблем - молодежь - особая часть общества.

В целом, молодежь - это социальный феномен, выступающий всегда как  большая специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы  молодежи есть диалектика целого и  частного. Молодежь - зеркало, в котором  отображается та социальная действительность, в условиях которой она живет. С молодежью может произойти  только то, что уже произошло с  обществом; молодежь такая, какое общество, которое вырастило ее.

Молодежь - часть разных классов  и социальных слоев, наций, она их продукт и средство их воспроизведения, которое предполагает социологический  подход, то есть рассмотрение молодежи, как части общества и, значит, изучение их во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействии; исследование молодежи в статике (состояние в данный, конкретный исторический момент), в  динамике (развитие во времени, в ходе истории, в сравнении с предыдущими  молодыми поколениями). При этом изучаются, во-первых, психическое, физическое и социальное развитие молодежи, во-вторых, ее положение (статус) и роль в обществе с точки зрения экономических, политических, социальных и духовных условий ее обучения, работы, быта, отдыха, досуг, социального продвижения и т.п., а также стимулов для ее саморазвития.

Молодежь - явление конкретно-историческое, то есть продукт истории и определенной культуры и в то же время их движущая сила и фактор изменений. Современная  жизнь требует кардинального  изменения векового самосознания общества как следствия кардинальных изменений  в экономике и производстве под  влиянием научно-технической революции, изменения стиля и характера  во всех сферах общественной жизни. Необходимо новое понимание молодежи как  группы, находящейся на определенной стадии возрастного духовного и  социального развития. Молодость - не служебно-подготовительная фаза возрастного  развития, как считалось столетиями, а главный источник сегодняшних  изменений. Правильное понимание сути молодежи, грамотная молодежная политика - это условие прорыва общества в будущее. Где молодежь и грамотная работа с ней - там успех. Наоборот, "взрослость" сегодня нередко более убыточна, нежели молодость, поскольку отягощена догмами вчерашнего дня, устаревшим опытом, потерей к восприимчивости нового" .

Молодежь - своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно  для общего взгляда происходят в  глубинах общественной жизни, ускальзывая от внимания большинства. Молодежь - ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, так как по природе она неприятель консерватизма и застоя. Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в условиях научно-технической революции. В молодости человек легко приобретает основные знания, умения и навыки.

Молодежь - эта наиболее здоровая физически часть населения, это  жизненная сила общества, сгусток  энергии, концентрации интеллектуальных и физических сил, которые требуют  выхода. За счет этих сил жизни общество может быть сильнее. Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально  новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы  интенсификации экономики, могут быть созданы только людьми нового, нетрадиционного  типа мышления.

Процесс жизнедеятельности  молодёжи происходит во всех основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и  воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений.

 Молодость - это путь  в будущее, который выбирает  сам человек. Выбор будущего, его  планирование - характерная черта  молодого возраста; он не был  бы таким притягательным, если  бы человек заранее знал, что  с ним будет завтра, через месяц,  через год.

 

Таким образом молодежь - это особая социально-демографическая группа, которая является чутким индикатором происходящих изменений и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем. Не поняв молодежи данного общества, не понять всех его, в частности общих, разногласий и проблем, а тем более, не раскрыть будущего этого общества.

Информация о работе Ценности современной молодежи