Биография Макса Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 12:18, биография

Описание

Макс Вебер родился в 1864 в городе Эрфурт, в Германии. Работал
профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена.
Диапазон интересов и научной деятельности необычайно широк: история
древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии
конца 19 века, социология религии и методология общественных наук,
экономика и юриспруденция, философия и этика.

Работа состоит из  1 файл

Биография Макса Вебера.docx

— 41.34 Кб (Скачать документ)

предпринимателей  и высших квалифицированных слоев  рабочих.

      Кроме  того, совершенно очевидны  различия  в  образовании.  Так,  если

среди католиков  преобладают  люди  с  гуманитарным  образованием,  то  среди

протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к  «буржуазному»  образу  жизни

больше людей с  техническим  образованием.  Он  объясняет  это  своеобразным

складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.

      Так  же Вебер замечает, что католики,  не  занимая  ключевых  постов  в

политике и коммерции,  опровергают  тенденцию  о  том,  что  национальные  и

религиозные меньшинства, противостоящие в  качестве  подчиненных  какой-либо

другой  «господствующей»  группе…  концентрируют  свои  усилия   в   области

предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России  и  Пруссии,  с

гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.

Он задается вопросом, с чем связанно столь  четкое  определение  социального

статуса во взаимосвязи  с религией. И, не смотря  на  то,  что  действительно

существуют объективно-исторические причины преобладания  протестантов  среди

наиболее обеспеченных слоев населения, он все  же  склоняется  к  тому,  что

причину различного поведения следует искать в сложившемся  «стиле  жизни»,  а

не только в историко-политическом положении.  Под  духом  капитализма  Вебер

понимает  следующие:   «комплекс   связей,   существующих   в   исторической

действительности, которые  мы в понятии объединяем в  одно  целое  под  углом

зрения их культурного  значения».

      В  качестве примера «философии  скупости» Вебер приводит целый  ряд цитат

Бенджамина Франклина В его понимании идеальный человек -  «кредитоспособный,

добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение  своего  капитала

как самоцель». На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной,  утилитарной

модели мира, когда  «честность полезна только потому, что  дает  кредит».  Но

высшее благо этой этики в наживе,  при  полном  отказе  от  наслаждения.  И,

таким образом, нажива мыслится как самоцель. В данном случае  речь  идет  не

просто о житейских  советах, а о  некой  своеобразной  этике.  Так  же  можно

сказать, что такая  позиция является прекрасным этическим  основанием  теории

рационального выбора.  Вебер  считает,  что  честность,  если  она  приносит

кредит столь же ценна как и истинная честность.

      Вебер  замечает такую характерную особенность,  что  если  рассматривать

капитализм с точки  зрения марксизма, то  все  его  характерные  черты  можно

обнаружить в Древнем  Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не  хватало

именно духа современного  капитализма.  Там  всегда  была  жажда  к  наживе,

деление   на   классы,    но   не   было   нацеленности   на    рациональную

организованность  труда. Так,  южные  штаты  Америки  были  созданы  крупными

промышленниками для  извлечения наживы, но там  дух  капитализма   был  менее

развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах.

      Исходя  из  этого,  Вебер  разделяет   капитализм  на  «традиционный»  и

«современный», по способу  организации предприятия. В  различии  отношения  к

труду  и  состоял  основной  конфликт  между  «современным»  капитализмом  и

«традиционным». Для  того, чтобы наиболее ярким способом показать суть  этого

конфликта, Вебер  приводит  пример  с  введением  сдельной  оплаты  труда  на

сельскохозяйственном  предприятии в Германии.  Так как сельхозработы  носят

сезонный  характер,  и  во  время  уборки   урожая   необходима   наибольшая

интенсивность   труда,   то    была    проведена    попытка    стимулировать

производительность  труда за  счет  введения  сдельной  заработной  платы,  и

соответственно, перспективы  ее повышения. Но увеличение  заработанной  платы

привлекало  человека,  порожденного  «традиционным»  капитализмом,   гораздо

менее  чем  облегчение  работы.  В  этом   сказывалось   докапиталистическое

отношение к труду. 

      Вебер   считал,  что  для  развития  капитализма,  необходим  некоторый

избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке  дешевой рабочей силы.  Но

низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду. Даже  чисто

в количественном отношении  производительность труда падает  в  тех  случаях,

когда не обеспечивает потребностей  физического  существования.   Но  низкая

заработная плата  не  оправдывает  себя  и  дает  обратный  результат  в  тех

случаях, когда речь идет о квалифицированном  труде,  о  высокотехнологичном

оборудовании.   То   есть   там,   где   необходимо   и   развитое   чувство

ответственности, и  такой строй мышления,  при  котором  труд  становился  бы

самоцелью.  Такое  отношение  к  труду  не  свойственно  человеку,  а  может

сложиться  лишь  в  результате  длительного  воспитания.    Таким   образом,

радикальное различие между традиционным  и  современным  капитализмом  не  в

технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду: 

|Традиционный человек              |Современный протестант               |

|Работает, чтобы  жить              |Живет, чтобы работать                |

|Профессия -бремя                  |Профессия- форма существования       |

|Простое производство              |Расширенное производство             |

|Не обманешь- не продашь           |Честность -лучшая гарантия           |

|Основной вид  деятельности -       |Основной  вид деятельности -          |

|торговля                          |производство                         |

      «Идеальный»   тип  капиталиста,  к  которому   приближаются   некоторые

немецкие  промышленники  того  времени,  Вебер  обозначал  так:  «ему  чужды

показная  роскошь   и   расточительство,   упоение   властью,   ему   присущ

аскетический образ  жизни, сдержанность и  скромность».  Богатство  дает  ему

иррациональное  ощущение  хорошо  исполненного  долга.  Поэтому   этот   тип

поведения так часто  осуждался в традиционных обществах, «неужели  нужно  всю

жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое богатство  унести в  могилу?» 

      Далее  Вебер анализирует современное  общество и  приходит  к   выводу  о

том, что капиталистическое  хозяйство не нуждается больше в  санкции того  или

иного религиозного учения и видит практически  в  любом  влиянии  церкви  на

хозяйственную жизнь  такую  же  помеху,  как  и  регламентация  экономики  со

стороны государства. Мировоззрение теперь определяется  интересами  торговли

и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм,  одержав

победу, отбрасывает  ненужную ему опору. Подобно тому, как он  в  свое  время

сумел  разрушить  старые  средневековые  формы  регламентирования  хозяйства

только в союзе  со складывающейся государственной  властью,  он,  может  быть

использовал и религиозные  убеждения. Ибо едва ли требует доказательство  то,

что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.

      Отношение  носителей новых  веяний  и   церкви  складывались  достаточно

сложно. К торговцам  и крупным промышленникам церковь  относилась  достаточно

сдержано, считая то,  что  они  делают  в  лучшем  случае  только  терпимым.

Торговцы же, в  свою очередь,  опасаясь  грядущего  после  смерти,  старались

задобрить Бога, посредством  церкви, подарками в  виде  крупных  сумм  денег,

передаваемых как при жизни, так и после смерти.

      Вебер  проводит глубокий анализ эволюции  взглядов  на  занятие  мирской

деятельностью  предреформенной  церкви.  Он  сразу же  оговаривается,   что

программа этических  реформ никогда не стояла в центре внимания кого-либо  из

реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью  их  жизни  и

деятельности.  Этические  воздействия  их  учений   были   лишь   следствием

религиозных  мотивов.  Вебер  считает,  что  культурные  влияния  реформ   в

значительной своей  части были  непредвиденными  и  даже  нежелательными  для

самих реформаторов.

      Он  также проводит морфологический  разбор слова призвание в немецком  и

английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело

свое значение во всех светских языках народов,  исповедующих  протестантизм.

Новое в этом понятии  то, что выполнение долга  в  рамках  мирской  профессии

рассматривается  как  наивысшая  нравственная  задача   человека.   В   этом

утверждении находит  подтверждение центральный догмат протестантской этики  в

противоположность    католицизму,    отвергающий    пренебрежение    мирской

нравственностью с  высот монашеской аскезы, а предлагает  выполнение  мирских

обязанностей так, как они определены  для  каждого  человека  его  местом  в

жизни.  Тем  самым  обязанность   становится   его   призванием.   То   есть

декларируется равенство  всех профессий перед Богом.

Основные значимые догматы протестантизма:

      1. Человек  изначально грешен.

      2. До  начала жизни все предопределено.

      3. Знак  о том, спасен ты или нет,  можно получить лишь  совершенствуясь

         в своей профессии.

      4. Послушание  властям.

      5. Отрицание  превосходства аскетического долга  над мирским.

      6. Примирение  со своим местом в мире.

      Протестантская  церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения  Бога  и

человека  были  определены  предельно  жестко  -  есть  избранные   и   есть

неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя  избранным.

Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять  свой  профессиональный

долг, а во вторых, избегать  наслаждений -  и в совокупности  это должно

обеспечить  рост  богатства.  Так  появился  веберовский  предприниматель -

трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях,  любящий деньги  ради

самих денег.

4. Список использованной  литературы:

1. М. Вебер «Избранные  произведения», М.: Просвещение, 1990.

2. Волков Ю.Г., Мостовая  И.В. Социология: Учебник  для   вузов  /  Под  ред.

   Проф. В.И.  Добренькова. ( М.: Гардарика, 1998. ( 432 с.

Информация о работе Биография Макса Вебера