Макс Вебер

Автор работы: s**********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 11:59, доклад

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в начале 90-х годов в России резко возрос интерес к социологии. Однако и на Западе, давно построившем рыночное общество и намного раньше обозначившем свою осведомленность в сфере политической социологии, интерес к ней не только не угасает, но в последние годы заметно усиливается.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………………………3
2. Биография Макса Вебера……………………………………………………………………………3
3. Макс Вебер – классик мировой социологии………………………........................5
4. Общество социальной политики и эмпирические
исследования Вебера…………………………………………………………………………………….6
5. Предмет и методы «понимающей социологии»………………………………………7
6. Политика как призвание и профессия……………………………………………………….9
7. Заключение……………………………………………………………………………………………….14
8. Список используемой литературы…………

Работа состоит из  1 файл

вебер.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства  и продовольствия РБ ФГУ ВПО

«Бурятская  государственная  сельскохозяйственная академия

им. В. Р. Филиппова» 
 
 

Доклад  на тему:

«Макс  Вебер» 

                                                                    

                                                                   

                         

                           Выполнили: студенты гр. 5206

                                                                             Рыжакова О. С.,Манханов Б.Б.

                                Проверил: к.э.н., зам.декана эконом-го фак-та

                                               Балханов А. М. 
 
 
 
 

            г. Улан-Удэ

2011 г.

Оглавление:

1.Введение………………………………………………………………………………………………………3

2. Биография Макса Вебера……………………………………………………………………………3

3. Макс Вебер – классик мировой социологии………………………........................5

4. Общество социальной политики и эмпирические

исследования  Вебера…………………………………………………………………………………….6

5. Предмет и методы «понимающей социологии»………………………………………7

6. Политика как призвание и профессия……………………………………………………….9

7. Заключение……………………………………………………………………………………………….14

8. Список используемой литературы………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в  начале 90-х годов в России резко возрос интерес к социологии. Однако и на Западе, давно построившем рыночное общество и намного раньше обозначившем свою осведомленность в сфере политической социологии, интерес к ней не только не угасает, но в последние годы заметно усиливается.

Макс Вебер (1864-1920) является одним из наиболее крупных  социологов конца XIX - начала XX в., оказавшим  большое влияние на развитие этой науки. Он принадлежал к числу  тех универсально образованных умов, которых становится все меньше по мере роста специализации в области общественных наук; он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических инструментов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук. Однако все Вебер изучал в историческом аспекте. Все его многотомное наследие, включающее работы по социологии и политологии, религии и экономике, методологии науки, пропитано сравнительно-историческим подходом.

Цель данной работы показать основные моменты его социологической  концепции, «открыть тайные пружины, управляющие  глобальными социальными процессами и механизмами взаимодействия двух и более человек»

Биография Макса Вебера

Немецкий мыслитель  Макс Вебер сыграл выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого и начале нынешнего века. В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение.

 Макс Вебер  родился 21 апреля 1864 года в семье  чиновника, который занимал весьма  высокое положение в бюрократической иерархии и политическом истеблишменте Германии того времени, используя которое наслаждался почти всеми земными благами. Его мать, напротив, была женщиной строгих аскетических правил, всецело поглощенной религиозными догмами Кальвинизма, постоянно озабоченной  возможностью божественного избрания и спасения души после смерти. Эти глубокие различия родителей, постоянно вызывавшие напряжения в семье, вместе с тем оказали существенное влияние на мировосприятие, образ жизни Вебера, характер его творчества, в котором парадоксально сочетались интересы к бюрократизму и религиозному аскетизму.

В начале жизни Вебер  отдавал предпочтение ценностным ориентациям  своего отца. Он получил образование  в лучших университетах Германии, став в итоге обладателем докторской степени по праву. В течении года Вебер находился на военной сллужбе сначала в качестве простого солдата, а затем офицера имперской армии. Но интересы к экономике, истории и социологии взяли вверх над карьерой чиновника-бюрократа. Вебер окончательно выбирает для себя аскетический образ жизни, подобно тому, какой вела его мать, хотя так и не став верующим, и погружается в науку. Вебер преподавал социологию в Германии и США, принимал участие в работе ряда международных конгрессов социальных наук, издавал журнал «Архив  социальной науки и социальной политики». В 1910 г. он основал Немецкое социологическое общество. Преподавательскую и научную деятельность он совмещал с практической политикой – выполнял различные официальные миссии в годы первой мировой войны, был экспертом германской делегации в Версале, участвовал в разработке проекта Веймарской конституции. Однако политика была для него не самоцелью, а вопросом фактического знания проблемы. На первом месте для него было познание человеческого бытия. Любопытно, что социолог специально изучил русский язык, чтобы по газетам и литературе следить за развитием событий.

Среди основных работ  Вебера отмечают: «Протестантская этика  и дух капитализма», «О некоторых  категориях понимающей социологии», «Политика как призвание и профессия», «Наука как профессия», «Хозяйственная этика мировых религий», «Аграрная история древнего мира», «Хозяйство и общество», «О буржуазной демократии в России», «К истории торговых обществ в средние века».

Умер Макс Вебер 14 июня 1920 года в Германии. 
 
 

Макс  Вебер – классик  мировой социологии

Макса Вебера считают  бесспорным классиком мировой социологии, энциклопедически образованным ученным, политическим и общественным деятелем. Он происходил из состоятельной и  очень интеллигентной семьи. Наверное, под влиянием отца с ранних лет приобрел вкус к политике и гуманитарным наукам.

Среди его работ  есть и такие, которые посвящены  проблемам социологии политики, труда  и экономики. Р.Бенедикс в своей  рецензии к работе Вебера « Избранные произведения « сообщал « Для немецких ученых 20-х "Экономика и общество" Вебера являла неуклюжий документ исторической социологии, обязанный своим существованием традициям немецкого историцизма и пережиткам классического обучения конца XIX в., никак не связанного с потребностями текущего дня. Однако после второй мировой войны ситуация серьезно меняется. В центре внимания оказались политические идеи. Тогда же молодое поколение немецких социологов было занято ассимиляцией некоторых идей американской социологии. Естественно в подобном контексте веберовские работы могли быть восприняты совершенно не адекватно, так как в них содержалась критика того самого функционализма и интеракционистских моделей, которыми увлекалось молодое поколение немецких социологов. В то время как внимание немцев к социологии М.Вебера ослабевало, интерес американских социологов к веберовским сочинениям возрастал. С тех пор учения М.Вебера легли в основу американской социологии.»1

Формирование социально-политических воззрений теоретической позиции Макса Вебера во многом определялось общественно-политической ситуацией в Германии последней четверти XIX в,:а также состоянием науки того времени, прежде всего политической экономики, истории и социальной философии. Для общественно-политической ситуации в Германии конца прошлого века характерна борьба двух социальных сил: сходящего с исторической сцены немецкого юнкерства, связанного с крупным землевладением, и крепнущей буржуазии, стремящейся к политической самостоятельности. Формирование самосознания немецкой буржуазии происходило в эпоху, когда на исторической арене появился новый класс- пролетариат. Это определило двойственный характер немецкой буржуазии, ее политическую нерешительность и противоречивость позиции ее теоретиков. К последним принадлежал и Макс Вебер. По своей политической ориентации Вебер был буржуазным либералом, и его взгляды имели характерный для немецкого либерализма националистический оттенок.

Из наиболее важных последних работ Вебера следует  отметить его доклады "Политика как призвание и профессия" (1919) и "Наука как призвание и профессия" (1920). В них нашли отражение умонастроения Вебера после войны, его недовольства политикой Германии в Веймарский период.

Вебер считается  крупнейшим представителем немецкой исторической школы политэкономии. Правовед по образованию, он начинал свою деятельность с исследований в области экономической истории. Занимаясь экономической историей, Вебер не мог обойти Общество социальной политики и его представителей. Сочинения Макса Вебера поражают энциклопедическим охватом социальной действительности, и не так просто оценить, в какую сферу знаний он внес больший вклад.

Общество  социальной политики и эмпирические исследования Вебера

В 80-90-е гг. XIX в. эмпирическая социология в Германии зарождалась как паллиотивная наука - через заимствование и подражание французским и английским образцам. Созданное в 1872 г. Общество социальной политики стало основной организацией, где создавались научные каноны эмпирической социологии и проводились практические исследования. До прихода сюда Вебера Общество значительными успехами не отличалось. Главная причина таилась в отсутствии у социальных политиков глубокого интереса к методологии. Впервые серьезное внимание на методологию исследования, правильную формулировку вопросов обратил М.Вебер. Благодаря его усилиям эмпирическая деятельность Общества поднялась на качественно новый уровень. Вебер в Обществе был не только аналитиком и сравнивал свой материал с результатами более ранних исследований, чтобы обеспечить сравнительно-историческую перспективу.

Характерной чертой являлись ежегодные собрания Общества, где профессура с приглашенными  министерскими работниками, промышленниками  и представителями профсоюзов детально обсуждала итоги исследований и  содержание отчетов. Вместо традиционного сообщения о выводах исследования Вебер в 1893 г. поставил на повестку дня политические вопросы. Он вызвал всеобщее удивление , заявив, что «в силу экономических причин землевладельцы восточной Пруссии импортируют польских крестьян, а страдают интересы самой Германии. В связи с этим оказывалось весьма сомнительным использование землевладельцев в качестве респондентов, способных беспристрастно и не заинтересованно оценить ситуацию». В таком убеждение его поддержали многие члены Общества.

Таким образом, Вебер, привлеченный к анализу собранной  по старым методикам информации, подверг  эти методики серьезной критике.

Предмет и методы «понимающей  социологии»

Новый взгляд на роль етественных и социальных наук Макс Вебер одним из первых стал проводить принципиальное различие между естественными и социальными науками: если задача первых состоит в открытии детерминистских законов, то задача вторых – дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей конкретного общества лишь в определенном культурном и историческом контексте, учитывая, что общие поведенческие ориентиры, обусловленные конкретными ценностями, всегда историчны и относительны.

По Веберу, отличие естественных наук от наук социальных, прежде всего, состоит в  том, что они по-разному трактуют причинность. Причинность в социальных науках означает вероятность, что событие произойдет или что одно событие зависимо от другого. Чтобы разграничить причинность в естественных науках от причинности в науках социальных, он вводит понятие «адекватной причинности» применительно к социальным наукам.

Принципиальное  же отличие социальных наук от естественных, по Веберу, заключается в способности  первых дать понимание социальным явлениям, так или иначе имеющих отношение  к мысли, к рациональности.

Социальные  действия:  смысл, типизация и методы понимания

В термин «понимание»  Вебер вкладывает свой особый смысл. Это – рациональная процедура  изучения действий социальных субъектов (микроуровень), а через них –  изучение культуры конкретного общества (макроуровень). Как видно, Вебер был сторонником социального номинализма. Номинализм – теоретическая и методологическая ориентация, предполагающая, что характер индивидов, их действий, в конечном счете, определяет суть общества. Одним из центральных пунктов  теории Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

Действие  человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:

1.субъективеая мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл;

2.ориентация на поведение других людей.

Вебер: «Социальное действие, подобно любому другому  поведению, может  быть:

1)целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели;

Информация о работе Макс Вебер