Бесспризорники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:19, доклад

Описание

Актуальность проблемы вынесенной на обсуждение, очевидно не только для данной аудитории, но и для всего общества и государства.
Одно из первых определений беспризорности относится к 1913 году. На 1 российском съезде по вопросам детского суда был предложен проект закона « О мерах попечения над беспризорниками », где к их числу причислялись не только осиротевшие дети, но и те несовершеннолетние, которые находились в условиях не гарантирующих им определенного минимума для развития в физическом и нравственном отношении.

Работа состоит из  1 файл

работа по беспризорникам.doc

— 1.57 Мб (Скачать документ)

   Аддиктивная активность носит избирательный характер – в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной пустоты, стагнации. Подростки могут проявить большую активность для достижения цели для добывания алкоголя, наркотиков и пр., вплоть до совершения аморальных и криминальных поступков. Аддикативное поведение всегда сопровождается хронически конфликтной ситуацией и уходами из дома как взрослых, так и детей. Рост числа девочек среди больных алкоголизмом, наркоманией настораживает исследователей и практиков.

   Неблагополучие в семье сопровождается  социальной и эмоциональной депривацией,  психическим и физическим насилием  со стороны взрослых. Безнадзорность, беспризорность, преступления несовершеннолетних являются звеньями одной цепи. Ситуации насилия, направленные против личности и общественного порядка вряд ли являются случайными для этой категории лиц. Вероятнее всего они подготовлены всей предыдущей историей жизни ребенка, и прежде всего историей его взаимоотношений с родителями и взрослыми.  Исследователи отмечают, что агрессивность подростков формируется в основном как форма протеста против взрослых, из-за неудовлетворенности потребностей, недовольства  своим положением, складывающимися отношениями в обществе, что проявляется и в отсутствующем поведении. Все чаще несовершеннолетние оказываются вовлеченными взрослыми путем обещаний, обмана, угроз и пр., в тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как разбойные нападения, убийства, изнасилование малолетних детей, грабежи, т.е. вовлечение несовершеннолетнего осуществляется посредством жестокого с ним обращения-того же насилия. В этой ситуации мы сталкиваемся с несовершеннолетним, который, став жертвой преступления взрослых, сам в последующем  становится преступником. Следовательно, привлеченные к суду несовершеннолетние должны нести ответственность, но при этом их следует рассматривать не только как преступников, но и как потерпевших от преступления взрослых. При организации условий ресоциализации и процесса воспитания в колониях для несовершеннолетних правонарушителей должна учитываться эта особенность «преступник-жертва-преступник». Вовлечение несовершеннолетних в преступления является одной стороной случаями, когда несовершеннолетний на протяжении длительного времени является свидетелем семейного насилия. Воспринимаемые острые конфликты и преступления «эмоционально заражают» несовершеннолетнего подростка и могут стать эмоциональным сигналом или примером для подражания. Но именно воспринимаемые острые конфликты в семье приводят к возникновению различных личностных расстройств и психических нарушений.  

                    2.4. Современные научно-практические подходы к решению проблем        

                                           бродяжничества в европейских странах

      Первое объяснение термина «бродяжничество» дается европейскими учеными в конце XIX столетия, прежде всего, это представители психиатрического подхода. В 1899 году появилось понятие «пориомания», или «инстинкт бродяжничества».  Психиатры связывали бродяжничество с эпилепсией но затем это понятие стало находить более широкое применение для характеристики бездомных. В 1934 году появляется психологическая диссертация Людвига Маера, раскрывающая «инстинкт бродяжничества», с которым стали связывать такие явления, как прогулы в школе, побег из воспитательных учреждений, дезертирство. Все эти явления приписывались болезненному миграционному состоянию. Исследователи отмечают, что миграционный инстинкт как концепция очень противоречив и требует экспериментального доказательства. Однако по настоящее время эта концепция еще в достаточной мере не обоснована и экспериментально не подтверждена.

    В настоящее время  в европейских  странах реализуется программа  американского образца «Диверсия». Цель программы профилактика и контроль юных правонарушителей, из числа которых исключены подростки, занимающиеся грабежом, сексуальным домогательством, наркоманы. К ним применяются решения суда. Члены общественной организации, осуществляющие реализацию этой программы, считают, что суды будут работать эффективнее, если  они учтут в своей работе заявление со стороны родителей, школы и других институтов, поддерживающих правонарушителя подросткового и юношеского возраста. Работа индивидуализирована. Социальные педагоги включают семью в групповую работу по поддержке правонарушителя в процессе его ресоциализации. Осуществляется педагогическая, консультационная помощь семье. Семья остается ведущим институтом социализации ребенка, ее исключение  из системы открытого контроля за несовершеннолетним правонарушителем нарушает связи несовершеннолетнего с семьей, искажает процесс социализации и интеграции его в общество. Контроль ведется на дому и подростки включаются в работу различных социальных институтов. Однако социальные педагоги учитывают, что криминальное воздействие на некриминальную молодёжь идет достаточно интенсивно. Девиантное поведение-это не только негативное воздействие, но и заражающее, так как в девиации демонстрируется определенная «сила»: «Я-сила», «Я-вызов», «Я-отказ от роли жертвы». 

     В последнее время  большое внимание в германском обществе уделяют виктимологии, а именно проблемам молодежи, выступающей в качестве жертвы  преступлений и в качестве самого преступника. Подходы достаточно разнообразны. Гилсберг (1999) обращает внимание на тот факт, что молодежь втягивается в криминальный мир в качестве преступника и жертвы, при этом германское государство и его структуры оказываются практически бессильными в решении этой проблемы. Государство не в состоянии финансировать программы  по социальной поддержки молодежи, таким образом, дети становятся жертвами государственной политики. Изоляция государства от проблем молодежи в перспективе обернется большими финансовыми затратами. Социальные педагоги обращают внимание также на рост суицида в детских домах. Исследователи отмечают, что фундаментальные изменения жизненных условий влекут за собой структурные изменения личности. Индивидуальные проблемы молодежи, склонной к совершению суицида, связаны со следующими факторами:

  • неопределенностью желаний;
  • искажением восприятия реальности;
  • обидами в социальной области, социальной дезинтеграцией;
  • опытом в разочаровании;
  • опытом в насилии и злоупотреблении;
  • чувством угрозы;
  • потерей в значимости личности;
  • мнимыми или действительными угрозами;
  • наличием психических отклонений.

Все вышеперечисленные  факторы усиливают внимание исследователей к разработке проблем профилактики суицида у молодежи, проживающей  в детских домах. Освобождение от эмоционального давления, чувства вины, страха, агрессии, печали. Особое внимание уделяется драматизации событий, приведших к конфликтной ситуации и суициду.

    Большое внимание в европейских  странах  уделяется специальным  превентивным мероприятиями и  проблеме ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей через деинституциализацию легких правонарушений. Ведущим в этой концепции является не заключение подростка в тюрьму, а создание  альтернативных коммунальных видов трудовой деятельности, контролируемых социальными службами.  Периодический отчет об эффективности проводимых  мероприятий осуществляется перед муниципальными и правоохранительными органами. Здесь мы наблюдаем тесную взаимосвязь государственных служб, осуществляющих юридическую и социально-педагогическую помощь. В Германии, Австрии наблюдение за судимыми подростками осуществляется негосударственными службами- «Обществом по оказанию поддержки судимым подросткам и юношам». Негосударственные организации способствуют тому, что в глазах подростка эта поддержка не выглядит как насилие со стороны суда. Именно они реализуют различные проекты, связанные с урегулированием конфликтов между несовершеннолетним правонарушителем и жертвой, между правонарушителем и семьей.

                                                     
 
 
 
 

                                                                 
 

                                                          

                                                                  Глава 3

              3.1.    Школьная дезадаптация – этап десоциализации детей и подростков 

Проблемы  школьной дезадаптации достаточно рельефно выглядят в отчетах Минобразования Беларуси.  Специалистом хорошо известно, что, по крайней мере, 10% детей школьного возраста посещают школу от случая к случаю, а посещая ее, не учатся. Ребенок в школе и его родители практически бесправны перед школьной администрацией. Во многих школах процветает практика выдавливания неудобных и недостаточно способных, с точки зрения учителей, учеников. Современная школа не несет ответственности за судьбу исключенного, выброшенного за ее ворота ребенка.Вышеперечисленные факты свидетельствуют, что проблемы адаптации актуальны для современной школы, они всегда интересовали педагогов, психологов, врачей. В последних исследованиях по проблемам школьной адаптации и дезадаптации исследователями отмечается, что у 20-30% детей начальных классов наблюдается хроническое отставание в усвоении знаний, различные формы отклонений в поведении, изменения в эмоционально-личностной сферы.

      Процесс социально-психологической адаптации, в ходе которой согласовываются социальные ожидания и требования участников взаимодействия и вырабатывается соответствующее поведение носит конкретно-исторический характер и по-разному влияет на личность. Различают социальную и психическую адаптацию. Социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально полезных отношений с социальными субъектами, изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Психологическая адаптация – усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентаций, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды. Процесс социальной адаптации традиционно рассматривают на трех уровнях:

    Общество (макросреда) – адаптация личности и различных слоев общества к разным изменениям в социально-экономических, политических, идеологических и культурных отношениях общества. К их числу можно отнести адаптацию беженцев и вынужденных переселенцев. Адаптацию беспризорников к жизни вне дома. Адаптацию несовершеннолетних правонарушителей после освобождения из исправительно-воспитательных колоний и пр.

Социальная  группа (микросреда) – адаптация человека, или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой.

Сам индивид – это стремление личности достичь гармонии, сбалансирования внутренней позиции, соответствия самооценки уровню притязаний.

    В последние годы наблюдается значительная эволюция понимания социально-психологической адаптации. Таким образом, психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды и преобразования, изменения среды.    Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответвтвующей его возможностям.

       

3.2. Особенности социальной  ситуации развития  детей-сирот и   детей, оставшихся  без попечения  родителей. 

    Проблема детей, в особенности семей остается актуальной, требует постоянного анализа и системной работы. Во многих семьях зреют конфликты, усугубляются непонимание между детьми и их родителями. Основными причинами, приносящими несчастье детям, являются пьянство родителей, их аморальный образ жизни, тунеядство. Дети подвергаются различным формам физического и психического насилия в семье, в школе, на улице, что нередко приводит к их гибели, суицидам. К детям, находящимся в социально опасном положении, относятся дети, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия.

       К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:

    • воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других одурманивающих   веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартным играм;
    • вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или  содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
    • пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
    • оказались в других неблагоприятных условиях. экстремальных ситуациях.

Информация о работе Бесспризорники