Анализ положения молодежи на рынке труда Омской облости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 06:21, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – проанализировать положение молодежи на Омском рынке труда, выявить проблемы этой категории населения и предложить способы борьбы со сложившимися проблемами.
К настоящему моменту в некоторых городах России уже действуют несколько молодежных бирж труда, деятельность которых показала их эффективность в решении вопросов занятости молодежи. В Омске подобного специализированного учреждения нет, при этом статистические данные по городу свидетельствуют о росте доли молодежи в составе безработных.

Содержание

Введение………………………………………………………………
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА…………………………………

6
1.1.
Определение понятия «молодежный рынок труда»…………...
6
1.2.
Проблемы молодежи на рынке труда…………………………..
17
1.3.
Подготовка молодежи к выходу на рынок труда……………...
27
2. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ
ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………… 31
2.1.
Общая характеристика рынка труда Омской области…………
31
2.2.
Состав и структура молодежного рынка труда Омской области. Особенности занятости молодежи……………………

42
2.3.
Внутренний рынок труда предприятия. Положение молодежи
49
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА…………………………………...

55
3.1.
Мероприятия по улучшению положения молодежи на рынке труда………………………………………………………………

55
3.2.
Расчет мероприятий по улучшению положения молодежи на закрытом акционерном обществе «Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа»…….


64
Заключение…..…………………………………………………………
71
Библиографический список……………………………………………
73
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Анализ положения молодежи на рынкке труда.doc

— 694.00 Кб (Скачать документ)

В ближайшие несколько лет численность населения России будет сокращаться, достигнув к 2010 году 138,8 млн. человек. Общее сокращение численности населения в трудоспособном возрасте к 2010 году можно объяснить тем, что в этот период трудоспособного возраста достигнет относительно малочисленное поколение 90-х годов. Следовательно, ухудшения ситуации отклонения от точки равновесия на молодежном рынке труда из-за усиления конкуренции между молодыми соискателями рабочих мест не предвидится [6, с. 47].

Избыточность рабочей силы в некоторых «неконкурирующих группах» (а значит и на рынке в целом) является следствием неактуальности профессиональной подготовки большого числа специалистов.

Сложившаяся сегодня ситуация избытка специалистов в экономических, юридических и некоторых других областях является следствием «нацеленности» поколения 90-х годов на получение именно этих специальностей. Можно заметить, что данная тенденция имеет место и сейчас. За прошедшие 10-15 лет «непопулярность» специальностей технического профиля вылилась в ситуацию тотальной нехватки «технарей» на рынке труда и затяжной безработицы для молодых людей многих гуманитарных специальностей. Однако сегодня можно заметить изменения в ориентированности молодежи (абитуриентов ВУЗов) на определенную профессиональную специализацию. Растет популярность «технических» профессий как следствие повышения цены на труд таких специалистов из-за их нехватки на рынке и увеличении спроса. Если в период перестройки снижение спроса на эти специальности обуславливалось массовым закрытием научно исследовательских институтов, сворачиванием целых отраслей промышленности, сокращением госфинансирования научных проектов, и единственным способом для талантливых «технарей» получать достойное вознаграждение была эмиграция в западные страны. То теперь, спустя 10-15 лет, России снова понадобились такие специалисты, так как у государства теперь появляются возможности для финансирования научных разработок и внедрения достижений НТП в различные сферы производства. Кроме того, ускоряется компьютеризация страны, и требуется все больше специалистов в сфере компьютерных технологий.

Также наблюдается тенденция «оттока» части молодых людей (прежде всего абитуриентов) в новообразующиеся «неконкурирующие группы». Как правило, это новые профессии, в большинстве своем пришедшие с Запада и ранее в таком виде не свойственные России. При сохранении этой тенденции – «оттока» молодежи из бывших «популярных» областей экономики в новые – должны исчезнуть недостаток предложения труда молодежи на одних рынках труда и избыток предложения на других отраслевых рынках. Соответственно сократится число безработных из «неконкурирующих групп» с избыточным предложением труда, следовательно, сократиться и общий межотраслевой уровень безработицы среди молодежи. А значит, на молодежном рынке труда России должна сложиться ситуация такого взаимодействия спроса и предложения, которое ближе к равновесному состоянию рынка, чем на сегодняшний момент.

Как уже было отмечено выше, молодежь имеет смутные представления о конъюнктуре рынка труда, тенденциях его развития и конкретно о тех профессиях, которые будут востребованы в ближайшем будущем. А потому наблюдается ситуация переизбытка специалистов во многих отраслях экономики. По той же причине многие выпускники высших и средних профессиональных учебных заведений работают не по полученной специальности, а переходят на те отраслевые рынки труда, на которых существует недостаток работников.

Помочь молодым людям с профессиональным самоопределением могут различные профориентационные и психологические услуги. Оказание подобных услуг – новый вид бизнеса для России, а потому он не слишком широко распространен по стране. Однако в крупных городах активно развиваются фирмы – психологические центры, оказывающие подобного рода услуги. Также действуют разного рода социальные программы по оказанию профориентационных услуг в школах и при институтах психологии в ВУЗах. При прохождении собеседования молодому человеку объясняют не только его личные профессиональные склонности, но и рассказывают о «перспективных» профессиях, которые будут пользоваться спросом на рынке труда в будущем.

Можно предположить, что если данный вид бизнеса будет развиваться по всей стране, а также если будут проводиться различные государственные программы, касающиеся этого вопроса, то будет происходить более «эффективное заполнение» отраслевых рынков молодыми специалистами. Должна измениться к лучшему ситуация избытка работников одних профессий и нехватки работников других специальностей. В этом случае уменьшится конкуренция между работниками на отраслевых рынках, увеличится спрос,  сократится число безработных в отдельных «неконкурирующих группах» и, следовательно, на общем молодежном рынке труда России [10, с. 38-39].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Общая характеристика рынка труда Омской области

 

Проанализируем состав и структуру рынка труда Омской области и выявим особенности занятости для оценки ситуации.

Для более глубокого анализа произведем расчеты показателей динамики. Для этого воспользуемся следующими формулами:

         (абсолютный прирост)

(1)

       (темп роста)                                                                                                               

(2)

 

где:

  - уровень сравниваемого   периода;

                        - уровень предшествующего периода.

 

 


Сначала необходимо проанализировать численность экономически активного населения, занятых и безработных с делением данных по половому признаку (табл. 1).

Таблица 1

Численность экономически активного населения, занятых и безработных, тыс. чел.

Показатель

2005 год

2006 год

2007 год

∆2006

 

ТР2006, %

 

∆2007

 

ТР2007, %

 

Численность ЭАН, всего

1019,3

1028,1

1036,3

8,8

100,9

8,2

100,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

мужчины

530,7

526,6

523,4

-4,1

99,2

-3,2

99,4

женщины

488,6

501,5

512,9

12,9

102,6

11,4

102,3

Из общей численности ЭАН:

 

 

 

 

 

 

 

занятые в экономике

928,8

939,1

941,3

10,3

101,1

2,2

100,2

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

мужчины

481,1

479,9

479,5

-1,2

99,8

-0,4

99,9

женщины

447,7

459,2

461,8

11,5

102,6

2,6

100,6

безработные

90,5

89

95

-1,5

98,3

6

106,7

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

мужчины

49,6

46,7

43,9

-2,9

94,2

-2,8

94

женщины

40,9

42,3

51,1

1,4

103,4

8,8

120,8

 

Итак, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что численность экономически активного населения за период 2005-2007 годы увеличилась с 1019,3 тысячи человек до 1036,3 тысячи человек. За этот же период времени количество женщин, входящих в ЭАН, выросло с 488,6 тысячи человек до 512,9 тысяч человек, тогда как мужчин, наоборот, уменьшилось. Занятых в целом по региону стало больше, это же произошло и с безработными. Но необходимо акцентировать внимание на том, что женщин и занятых и безработных становится больше, тогда как мужчин −  наоборот. Данная закономерность может объясняться тем, что мужчин в возрасте старше 30 лет меньше, чем женщин.

Теперь проанализируем распределение численности занятых в экономике и безработных по возрастным группам и полу (табл. 2 и табл. 3).

Таблица 2

Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам и полу, в процентах к итогу

 

Показатель

2006 год

2007 год

всего

в том числе

всего

в том числе

мужч.

женщ.

мужч.

женщ.

Всего

 

 

 

 

 

 

В том числе в возрасте, лет:

 

 

 

 

 

 

15-29

3,6

4,6

2,7

2,3

2,4

2,2

20-29

23,5

24,6

22,3

24,7

26,4

23

30-39

22,6

23,2

21,9

22,3

23

21,5

40-49

30,1

28,4

31,8

29,3

27,4

31,2

50-59

16,3

15,3

17,4

18

17

19,2

60-72

3,9

3,9

3,9

3,4

3,8

2,9

             

На основании полученных данных видно, что самый высокий процент занятости наблюдается в возрастной группе 40-49 лет и составляет в среднем 30%, причем среди женщин он выше, чем среди мужчин. Самый низкий процент занятости у возрастных групп 15-29 лет и 60-72 года – не более 5%. Общая картина занятых в экономике представляется снижением данного показателя у мужчин и повышением его у женщин.

Таблица 3

Распределение численности безработных по возрастным группам и полу, в процентах к итогу

Показатель

2006 год

2007 год

всего

в том числе

всего

в том числе

мужч.

женщ.

мужч.

женщ.

Всего

100

100

100

100

100

100

В том числе в возрасте, лет:

 

 

 

 

 

 

15-29

11,3

12,4

10,1

13,4

13,7

13,1

20-29

34,4

35,4

33,3

30,8

33,5

28,4

30-39

21,5

19,7

23,4

21,9

16,8

26,4

40-49

21,1

17,6

24,8

19,2

17,3

20,7

50-59

11,7

14,9

8,4

13,7

16,5

11,4

60-72

-

-

-

1,0

2,2

-

Информация о работе Анализ положения молодежи на рынке труда Омской облости