Административно-государственное управление как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 06:50, контрольная работа

Описание

Поэтому необходимо создавать особую систему подготовки и переподготовки кадров государственного аппарата на новых принципах и с учетом современных требований. Профессиональное политическое образование поможет государственным администраторам «перевести» идеи и действия политиков с «государственного» и «политического» языка на язык гражданский. Именно поэтому государственное администрирование является особо важной для общества деятельностью, родившейся на пересечении политической теории и практики.

Содержание

Введение
1. История возникновения
2.Объект, предмет и методология теории административно-государственного управления
3.Функции государственного управления
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

на сайт.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

, 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине: «Социология»

на тему: «Административно-государственное управление как наука» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011

Содержание 

Введение

1. История возникновения

2.Объект, предмет и методология теории административно-государственного управления

3.Функции  государственного управления

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Административно-государственное  управление (АГУ) играет важную роль в процессе развития современного общества. Многие основные проблемы решаются сегодня на правительственном уровне, и от умения администрации провести в жизнь политику правительства зависит, в конечном счете, динамика национального развития.

     Быстрые изменения в стране — экономическая  реформа и политическая демократизация — выдвинули на первый план вопрос о перестройке государственного аппарата: упразднении старых административных структур и создании новых, способных к саморазвитию и качественной работе. И здесь большое значение имеет вопрос, кто будет стоять у истоков этих новых структур, каковы будут ориентация и компетентность руководителей и специалистов, так как от них будет зависеть уровень политической и управленческой культуры в новых органах государственной администрации.

       Все это делает особо актуальной задачу подготовки квалифицированных специалистов в области административно-государственного управления. Процесс социальных изменений требует сегодня новых качеств и навыков от государственных служащих и руководителей. Они должны владеть современными методами и средствами реформирования государственных организаций, обладать способностями управлять инновационными процессами, преодолевать социальную и организационную инертность бюрократических структур. Новое поколение служащих государственной администрации должно сформировать демократические ценности и моральные нормы в деятельности служб, повысить эффективность работы на всех уровнях государственного управления в интересах всего общества.

       Поэтому необходимо создавать особую систему подготовки и переподготовки кадров государственного аппарата на новых принципах и с учетом современных требований. Профессиональное политическое образование поможет государственным администраторам «перевести» идеи и действия политиков с «государственного» и «политического» языка на язык гражданский. Именно поэтому государственное администрирование является особо важной для общества деятельностью, родившейся на пересечении политической теории и практики.

     Дать  специальные научные знания в этой области призвана новая учебная дисциплина — теория административно-государственного управления. Здесь изложена история возникновения теории административно-государственного управления, основные направления и пути развития этой науки, представлены ведущие школы в Западной Европе и США. Анализируется также эволюция государственной службы в ведущих странах мира, что позволяет целостно представить теорию и практику административно-государственного управления в современном обществе. Особое внимание уделено исследованию объекта, предмета и методологии теории административно-государственного управления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.История возникновения 

     Теория  административно-государственного управления является одним из наиболее важных и перспективных направлений современной политической мысли. Долгое время она развивалась в русле общей политологической традиции, и лишь в конце XIX века стала самостоятельной наукой.

     Вычленение  политической сферы из целостного, неразделенного человеческого социума, отделение мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем произошло довольно поздно. Первоначально политические феномены изучались в рамках господствующих социокультурных парадигм в связи с общим комплексом общественных явлений. В течение почти двух тысячелетий — со времен античности вплоть до XVIII века — все знания о социальных явлениях были единой целостной системой. Уже Аристотель придавал учению о государственном управлении самодовлеющее значение. Вся общественная жизнь, по его мнению, укладывалась в рамки политической жизни и ставилась на службу государству. Он подчеркивал: «... поскольку наука о государстве пользуется остальными науками как средствами и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать и от каких воздерживаться, то ее цель включает, видимо, цели других наук, следовательно, эта цель и будет высшим благом для людей».

       Однако о начале собственно научных исследований административно-государственного управления можно говорить лишь с возникновением в первой половине XIX века Правовой школы (Staatslehre) в Германии, поставившей своей целью изучение именно государства. Символически рождение политологии как новой дисциплины знаменует 1880 г. В июне этого года Совет правления Колумбийского колледжа в США (позже переименованного в Колумбийский университет) по инициативе ученого Дж. Барджесса принял решение о создании Школы политической науки. Была введена система подготовки научных кадров с написанием и защитой диссертаций. Начиная с 1886 г., Школа политической науки стала публиковать журнал «Политикал сайенс куортерли» («Political Science Quarterly»). Примеру Колумбийского университета последовали другие ведущие учебные заведения США, а потом и Западной Европы.

       В этот период проблемы административно-государственного управления изучались еще в общем комплексе политических проблем наряду с вопросами политической социализации, конфликта и консенсуса, политического прогнозирования. Но уже в XIX веке проблема подготовки профессиональных государственных служащих была достаточно актуальной. Аппарат государственного управления становился все более сложным, отрасли государственного администрирования все более специализированными. Вопрос о том, как сделать административно-государственное управление более эффективным, постепенно стал одним из центральных в политической жизни и политической теории.

     В 1883 г. в США был принят закон  Пендлтона, получивший название «закона о гражданской службе». Принятие этого закона положило начало законодательному оформлению современного института гражданской службы (civil service). В англо-американской литературе широко употребляются термины «гражданская служба» («civil service»), общественная служба («public service»), правительственная служба («government service»). Часто эти понятия употребляются как синонимы; но иногда в специальной литературе по теории политики и административно-государственного управления проводится разграничение: на гражданской (общественной) службе заняты постоянные Профессиональные 90 служащие, которые не могут быть смещены с должности. На правительственной службе заняты высшие государственные чиновники, которые сменяются на основе «системы добычи» (т.е. эти чиновники назначаются на государственные должности за политические заслуги, и срок их службы зависит от времени нахождения в Белом доме лидера партии, сторонниками которой они являются).

       Вышеназванный закон Пендлтона сохраняет силу в США до настоящего времени и предусматривает проведение открытых конкурсных экзаменов для претендентов на государственные должности. В 1887 г. профессор В. Вильсон — будущий президент США — положил начало теоретической разработке вопросов административно-государственного управления в своей работе «Изучение администрирования». Он подчеркнул, что «наука администрирования будет искать способы улучшения деятельности правительства, сделает его работу менее трудоемкой, приведет в порядок организацию управления». Вильсон считал, что смена политического руководства не должна влиять на деятельность несменяемого административного аппарата. Таким образом, задачей государственной администрации провозглашалось оперативное и компетентное проведение в жизнь решений любой группы политических лидеров — «избранников нации».

       Вильсон разработал модель «административной эффективности». Он предложил использовать в административно-государственном управлении рациональные и действенные методы организации и управления в бизнесе, обосновал также необходимость высокого профессионализма в системе административно-государственного управления, т.е. подбора государственных служащих по их профессиональной компетентности. Тем самым бюрократия должна была превратиться в институт профессионального управления с его принципами «иерархии и разделения функций».

     Идеи  В. Вильсона во многом разделял американский политолог Фрэнк Дж. Гуднау. В конце XIX — начале XX столетия Ф. Гуднау и В. Вильсон провели классические исследования американской системы административно-государственного управления. Они стремились разработать модель бюрократии, которая «работала бы» в рамках демократического общества. Созданная ими теоретическая концепция позволила политологам начала столетия связать идеалы демократии с деятельностью профессиональной гражданской службы.

       В.Вильсон считал, что «отношения между администрацией, исполняющей законы, и властью, создающей законы, составляют самую сущность правительственной системы». Политики и администраторы во всякой хорошо отлаженной системе должны идти рука об руку. Осуществление политических решений, применение законов, проводимых администрацией, обнаруживают мудрость и исполнимость этих решений и законодательных актов. В свою очередь законодательство и политическое руководство дают силу и направление администрации.

     Вместе  с тем Ф. Гуднау и В. Вильсон  провели четкое разграничение между политиками и администраторами. По их мнению, для того, чтобы обеспечить развитие демократии, политикам необходимо контролировать деятельность администраторов. Такая субординация должна быть определена на индивидуальном и коллективном уровнях. Тогда администраторы никогда не смогут «вмешиваться» в политику: они просто будут следовать указанным направлениям, заданным для них политическими лидерами.

     Под влиянием идей Ф. Гуднау и В. Вильсона ведущее место в теории административно-государственного управления сразу же заняли вопросы научного управления или менеджмента, не зависимого от политической идеологии. Для ускоренного внедрения новых методов административно-государственного управления в 20-х годах нашего столетия в США была создана сеть частных 91 организаций — «бюро муниципальных исследований», финансировавшихся через специальные фонды. Эти бюро начали разрабатывать правила и процедуры государственного администрирования, используя последние достижения социальных наук. Первым ученым, кто дал систематизированный анализ деятельности административно-государственной бюрократии и бюрократов, был немецкий

социолог  М. Вебер (1864—1920). Его классическое исследование -«Хозяйство и общество» (1921) дает отправную точку для современного изучения административно-государственного управления. Анализ Вебера был основан на бюрократической модели Германии, но разработанные им принципы достаточно универсальны и могут быть применены повсеместно:

— административные учреждения организованы иерархически;

— каждое учреждение имеет свою собственную  область компетенции;

— гражданские  служащие назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломах или по результатам экзаменов;

— гражданские  служащие получают заработную плату  в соответствии с рангом;

— для  гражданского служащего эта работа представляет профессию или, по крайней мере, основное занятие;

— служащий не владеет учреждением, в котором  работает;

— служащий подчиняется дисциплине и находится  под контролем;

— смещение с должности основывается на решении вышестоящих.

     Вебер понимал, что он изучает нечто  относительно новое. Некоторые из вышеперечисленных характеристик могли бы быть обнаружены в классическом Китае, но не все. Государственная администрация — как часть исполнительной власти в обществе — появилась в Западной Европе около XVI века, но достигла своего полного могущества только в XX столетии. В правовом государстве, построенном по принципу разделения властей, исполнительная власть призвана осуществлять основные политические решения, принятые законодательной властью. При этом правительство выполняет функцию по принятию политических решений (в рамках Конституции на основе законов) и по руководству государством, а администрация реализует их в политической практике.

Информация о работе Административно-государственное управление как наука