Аборт как социальное зло

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:36, контрольная работа

Описание

Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом.

Содержание

Введение. 2
Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом. 2
1.Этические проблемы аборта, контрацепции и стерилизации 2
2.Этико-медицинский уровень проблемы аборта. 3
3.История вопроса о юридическом статусе плодоизгнания 6
4.Социально-политические аспекты проблемы аборта 8
5.Либеральный подход к проблеме аборта. 10
Заключение. 14
Список используемой литературы. 14

Работа состоит из  1 файл

Аборт как социальное зло..docx

— 34.40 Кб (Скачать документ)

     В начале ХХ века весьма влиятельным  был социально-политический подход к проблеме аборта. Я. Либерман в 1914 году утверждал: "Дайте женщине равное с мужчиной положение в обществе, повысьте уважение к ее личности, уничтожьте презрение к внебрачной матери и ее детям, создайте условия, обеспечивающие существование всех рождающихся детей, признайте право на материнство и охраняйте его, воспитайте в подрастающих поколениях чувство уважения к институту материнства, обеспечьте каждую мать на время беременности и кормления ребенка - и не будет никакой надобности в уголовной репрессии для сохранения прироста населения и общественной нравственности… и наступит то блаженное время, когда врачам не придется прибегать к нему (аборту - И. С.)… ибо к ним (за редким и малым исключением) для этого и не будут обращаться".

За годы советской власти эти условия  были практически созданы, по крайней  мере на уровне официальной идеологии, что тоже значимо. Тем не менее в 1986 г. в СССР было произведено только официально зарегистрированных - 7 млн. 116 тыс. абортов, в 1988 г. - 7 млн. 265 тыс. Относительный показатель искусственных абортов в СССР был самым высоким в мире - на 1000 женщин 15-44 лет - 120 абортов (с учетом официально незарегистрированных абортов эта цифра еще более внушительная).

     Как ни парадоксально, но условия, которые, по мнению Либермана, должны были привести к ликвидации потребности в искусственных абортах, напротив, стали новым мощным основанием роста этой потребности. Равное с мужчинами положение женщины в обществе, включение ее в общественно-полезную трудовую деятельность, заботы о карьере, т. е. социально-активный образ жизни, потребности современного общественного производства в женском труде - факторы, обеспечивающие постоянный и гарантированно-высокий уровень числа абортов.

     На  фоне социально-политических факторов весьма условным выглядит психоэмоциональный мотив аборта - "стыд за грех", "страх позора", который скорее работает в государствах с устойчивой религиозной культурой, хотя говорить о подлинно религиозных мотивах подобных поступков естественно неуместно. Мотивы психоэмоционального уровня наполняются новым содержанием - боязнь общественного мнения, приспособление к социально-бытовым стандартам.

     Один  из них - организационная структура  здравоохранения, предусматривающая  существование специальных направлений, обеспечивающих производство абортов, разработку медицинских методик  искусственного аборта, анестезиологическое  обеспечение, подготовку специальных  медицинских кадров. Современная  технологическая комфортность искусственного прерывания беременности, его общедоступность, бесплатность - благоприятные условия  не только производства, но и гарантия устойчивого воспроизводства практики абортов.

Перечисленные факторы, взаимодополняя друг друга, не могли и не могут существовать в морально-мировоззренческом вакууме. В настоящее время наиболее влиятельной формой морально-мировоззренческого оправдания абортов является либеральная.

5.Либеральный подход к проблеме аборта.

     Если  законодательства государств Европы и  Америки, запрещающие медицинскую  практику абортов вплоть до 1-ой половины ХХ века, были сформированы под влиянием морально-религиозных установлений, то современные законодательства, легализирующие аборты, имеют своим основанием либеральную  идеологию.

     Либеральное оправдание аборта базируется на двух принципах. Первый - это право женщины  распоряжаться своим телом. Второй - отрицание личностного статуса  плода.

     Первый  принцип - "право женщины распоряжаться  своим телом" - завоевывал себе место  в европейской культуре с трудом. Его первые рубежи - это так называемые медицинские показания к аборту, т. е. специфически медицинские случаи, например, анатомически узкий таз, или  гидроцефалия плода (водянка мозга), когда рождение ребенка ставит жизнь  матери под угрозу. Постепенно происходило  расширение медицинских показаний, к ним стали относить болезни сердца, почек, туберкулез, душевные болезни, наследственные заболевания и т.п.

     В первой половине ХIX века входит в оборот понятие "социальные показания", которое вначале включало изнасилование, сношение путем обмана, чрезмерная нужда. Постепенно объем понятия расширяется и оно начинает включать "желание мужа", "неблагоприятную семейную жизнь", "желаемое количество детей". В итоге цивилизованный мир приходит к признанию права женщины быть совершенно автономной в принятии решения о прерывании беременности и не только в первой ее трети. Например, в случаях больших сроков беременности, согласно "Инструкции о порядке разрешения операции искусственного прерывания беременности по немедицинским показаниям" 1988г. ("при наличии у женщины оснований к прерыванию беременности немедицинского характера", не предусмотренных настоящей инструкцией) - это "смерть мужа во время беременности, пребывание женщины или ее мужа в местах лишения прав материнства, многодетность (число детей свыше пяти), развод во время беременности, инвалидность у ребенка, то вопрос о прерывании беременности решается комиссией (медицинского учреждения - И. С.) в индивидуальном порядке". И если, как правило, такие операции достаточно дороги (весной 1994г. - 400 тыс. руб. - 2,5 средней месячной зарплаты), то в Москве, например, существуют такие медицинские организации, которые осуществляют аборты только с большим сроком беременности и совершенно бесплатно. Это медицинские научно-исследовательские учреждения, использующие эмбриональный материал поздних сроков беременности (18-22 недели) для фетальной терапии.

     С 1996 года в России согласно распоряжению премьера Виктора Черномырдина действует  расширенный перечень социальный показаний  для искусственного прерывания беременности сроком до 22 недель. 22 недели - это срок реальной выживаемости и жизнеспособности родившихся в этом возрасте детей. Лишать детей этой жизнеспособности могут женщины, признанные безработными или имеющие безработного мужа, женщины, не имеющие жилья, проживающие в общежитии или на частной квартире и т.п. Либеральность подобного распоряжения может быть сравнима только с либеральностью Постановления Наркомздрава и Наркомюста 18 ноября 1920 года, согласно которому Россия стала первой страной мира, полностью легализовавшей искусственный аборт.

     Либеральная легализация аборта окончательно развела  юридическое и моральное измерение  проблемы. Это разведение разделяет  и религиозно-философская, т. е. консервативная, в нашей терминологии, позиция. Например, Е. Н. Трубецкой в своей докторской диссертации "Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке" прослеживает организующую роль исторического христианства в  политической жизни современных  культурных народов и приходит к  выводу, что смешение "порядка  благодатного с порядком правовым" обрекает "порядок благодатный" на утрату своей силы.

     Данная  Богом, сущностная, внутренняя свобода  человека вряд ли может быть безусловно и окончательно ограничена каким бы то ни было внешними, в данном случае властными факторами, в т. ч. и государственным законодательством. Неуспех правового запрещения и ограничения этой свободы (в случае прерывания беременности) даже под страхом суровых наказаний - лишь еще одно тому доказательство. Единственно, кто может ограничить свою сущностную свободу - это сам человек. Одно из толкований греха связано с пониманием греха "не как непослушания, а как утерю свободы". Женщина, делающая аборт теряет свою свободу, - утрачивает дар быть матерью. И какие бы "показания" не сопровождали данную потерю, это в христианской традиции проявление социального и нравственного зла.

     Не  разделяя идей традиционной морали, либеральное  сознание выстраивает свою аргументацию "моральности аборта". Исходным в этой аргументации является принцип: "право женщины на аборт". Анализ этого суждения выявляет, что оно  имело свой смысл скорее в условиях борьбы либерализма с консервативным законодательством, преследующим производство абортов, нежели в условиях господства либерального законодательства, разрешающего производство абортов. В этой ситуации принцип "права женщины на аборт" как "ценность" борьбы теряет свой позитивный смысл. По этому в арсенале либеральной идеологии появляется принцип "право женщины на собственное тело", или "право женщины распоряжаться функцией своего тела." Но без конкретного медицинского содержания использование этого суждения вряд ли целесообразно. Известно, что метафизическим основанием либерального сознания является натуралистическо-материалистическая антропология. Согласно последней, человек - это "психоматериальная телесность", "осознающая сама себя материя", и даже "тело и только тело" (Ф. Ницше). С другой стороны, сторонники абортов утверждают, что зародыш человеческого существа фактически ничего из себя не представляет, кроме "сгустка тканей" или "кровавой массы". В свете сказанного суждение "право женщины на аборт" превращается в суждение "право тела на собственное тело" или "право тела, распоряжаться функцией своего тела". Может ли такое суждение выполнять роль регулирующей нормы или ценности?

     "Отрицание  личностного статуса плода" - второй  основополагающий принцип защитников  абортов. Действительно, если  исходить из понимания морали  как системы идей, регулирующей  отношения между людьми, то необходимо, по крайней мере формально, наличие двух субъектов этого отношения - "человек - человек". Если при этом допустить, что плод - это не человек, то в силу отсутствия второго субъекта морального отношения, аборт - это вообще не моральная проблема. Принятие решения об аборте - это результат вычисления тех или иных интересов, баланса жизненных обстоятельств, но ни в коем случае не моральный поступок. Но можно ли допустить, что плод - это только "сгусток тканей", а не человек?

Заключение.

      В России выполняется ежегодно 2800000 абортов, мы занимаем второе место по выполнению абортов, опережает нас только Румыния.

     Социальные  аспекты заключаются в ухудшении  экономической ситуации в стране, безработица. Где женское население не может гарантировать снижение показателя абортов. Ежегодно 5% бюджета РФ тратятся на последствия перенесенной операции, сюда включаются как ранние осложнения (кровотечения, перфорация матки), так и отдаленные отсроченные осложнения (воспаления). Также, очень важная проблема, которая развивается это бесплодие, что в нашей демографической ситуации для страны совершенно недопустимо.

     Подводя краткий итог по социальным аспектам прерывания беременности, к сожалению в нашей стране по прежнему уровень абортов остается очень высоким, он превышает в среднем цивилизованный мир в 2 раза. Так в структуре материнской смертности  на долю аборта приходится 28%, в то время как в цивилизованной мире не превышает 13%.

Список используемой литературы.

     1.        Введение в биоэтику. Под общ. Редакцией Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко. "Прогресс-Традиция", Москва, 1998 г.

     2.        Правовые основы медицинской деятельности. В.Л. Попов, Н.П. Попова. Санкт-Петербург, 1999 г.

     3. Акушерство и гинекология: Учебник для вузов (пер. с англ. Шур А.А., Плешакова Ф.И., Климовой М.Л. и др. под ред. Занько С.Н.), М.: Медицинская литература, 2001

     4. Атлас оперативной гинекологии (пер. с англ. Климовой М.Л., Шур А.А., Шиленка Д.В. и др.), изд. 2-е, перераб., доп. М.: Медицинская литература, 2004

     5. Гинекология  Уч.д/вузов (ред.Савельева Г.М., Бреусенко В.Г.). М.: ГЭОТАР МЕДИА, 2001

     6. Юсупова  А.Н., Альбицкий В.Ю., Шарапова Е.И.  Репродуктивное здоровье и поведение  женщин России. М.: Медицина, 2001.

         
 
 

Информация о работе Аборт как социальное зло