Аборт как социальное зло

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:36, контрольная работа

Описание

Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом.

Содержание

Введение. 2
Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом. 2
1.Этические проблемы аборта, контрацепции и стерилизации 2
2.Этико-медицинский уровень проблемы аборта. 3
3.История вопроса о юридическом статусе плодоизгнания 6
4.Социально-политические аспекты проблемы аборта 8
5.Либеральный подход к проблеме аборта. 10
Заключение. 14
Список используемой литературы. 14

Работа состоит из  1 файл

Аборт как социальное зло..docx

— 34.40 Кб (Скачать документ)

Тема: Аборт как социальное зло.

Оглавление

Введение. 2

Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом. 2

1.Этические проблемы аборта, контрацепции и стерилизации 2

2.Этико-медицинский уровень проблемы аборта. 3

3.История вопроса о юридическом статусе плодоизгнания 6

4.Социально-политические аспекты проблемы аборта 8

5.Либеральный подход к проблеме аборта. 10

Заключение. 14

Список используемой литературы. 14 

 

Введение.

     Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с  искусственно вызванным абортом.

     Для верного понимания моральных  аспектов этого вида медицинского вмешательства  необходимо осознавать, что беременность – это, с одной стороны, нормальный физиологический процесс, происходящий с женщиной (ее организмом), а с  другой, - это процесс биологического формирования нового человека. Поэтому, даже допуская практику аборта по принципу “меньшего зла”, следует иметь в виду, что он представляет собой серьезную травму (моральную и физическую) для женщины, а также является злом, прерывающим уже начавшуюся жизнь нового человека. В связи с этим неверно, как это иногда делается, считать его обычным средством “планирования семьи” наравне с контрацептивами.

1.Этические проблемы аборта, контрацепции и стерилизации

     Искусственный аборт, контрацепция и стерилизация - это современные формы медицинского вмешательства в репродуктивную способность человека. Применение репродуктивных технологий в ХХ веке носит массовый характер и происходит на фоне принципиальных изменений их нравственной оценки и  юридического статуса. Цивилизованный мир - прежде всего государства Европы, США, Россия - пытается освободиться от традиции, в которой они существовали практически пятнадцать веков. Речь идет о традиции морально-религиозного осуждения и законодательного запрещения абортов. Известно, например, что плодоизгнание  каралось смертной казнью во всех европейских  государствах на протяжении нескольких столетий. За последние сорок лет  в результате длительных дискуссий  и обсуждений произошла отмена законодательного запрета или его ослабление в  той или иной степени в Швеции (1946г.), в Англии (1967г.), во Франции (1979г.), в США (1973г.), в Италии (1978г.), в Испании (1978г.), в Нидерландах (1981г.), в Норвегии (1978г.). В то же время остаются еще государства, которых не затронула легализация абортов. Это Ирландия, Португалия - страны, с устойчивой католической культурой. В конце XX века намечается и обратная тенденция. В 1993 году Польша стала первой страной бывшего социалистического лагеря, в которой вновь введены государственные законодательные ограничения производству абортов.

     С начала ХХ века и до сих пор вопрос о легализации абортов остается поводом для дискуссий специалистов, демонстраций граждан, заседаний парламентов. Острота в обсуждении проблем  аборта сохраняется, несмотря на то, что  эта проблема "стара как мир". Исторически отношение врача  к аборту является одной из первых и основных этико-медицинских проблем, сохраняющих свою актуальность и  сегодня. Это объясняется тем, что  проблема аборта концентрирует в  себе отношения между людьми на уровне нравственного, юридического, социально-политического, религиозного, научного сознания. Рассмотрев проблему аборта на каждом из этих уровней, можно ответить на вопрос, почему она  является основной и принципиальной проблемой современной биомедицинской этики.

2.Этико-медицинский уровень проблемы аборта.

     Вопрос  об отношении врачей, медицинских  сообществ и ассоциаций к практике искусственного аборта имеет свою историю  и свою логику. В этой логике есть две противоположные позиции. Движение от одной из них к другой и составляет историю вопроса об этико-медицинском  отношении к плодоизгнанию.

     Первая  позиция выражена в Клятве Гиппократа. Среди многочисленных врачебных  манипуляций Гиппократ специально выделяет плодоизгнание и обещает: "Я не вручу никакой женщине  абортивного пессария". Так, в V в. до н. э., Гиппократ фиксирует позицию  врачебного сословия о этической недопустимости участия врача в производстве искусственного выкидыша. Эта позиция тем более важна, что прямо идет вразрез с мнением великих моралистов и законодателей Древней Греции о естественной целесообразности аборта. Их взгляды обобщает и выражает Аристотель, который писал в "Политике": "Если же у состоящих в супружеском сожитии должен родиться ребенок сверх (этого) положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде чем у зародыша появится чувствительность и жизнь".

     В качестве противоположной позиции  может быть рассмотрена современная  позиция Ассоциации врачей России. В "Клятве российского врача" и  в "Этическом кодексе российского  врача", принятых в ноябре 1994 г. на 4-ой Конференции Ассоциации, отношение  к искусственному аборту никак не обозначено. Причем на этой конференции  высказывалось предложение включить в эти документы вопрос об этическом  отношении Ассоциации к искусственному аборту, что особенно актуально для  нынешней кризисной демографической  ситуации в России. Однако это предложение  не было принято. Такой подход выявил разрыв не только с принципом Гиппократа, но и с этическими традициями российского  медицинского сообщества, существовавшими  в России до 1917 года.

     С начала ХХ века на страницах русских  медицинских журналов и газет  весьма интенсивно разворачивалось  обсуждение этико-медицинских проблем  искусственного аборта. Так, в 1990 г. доктор Э. Катунский писал: "У акушера  нет ни нравственного, ни юридического права производить эмбриотомию  над живым плодом". В 1911 г. доктор Т. Шабад констатирует, что аборт - "это социальное зло". В то же время он практически один из первых ставит вопрос о "праве матери распоряжаться функцией своего тела", особенно в случае угрозы ее жизни. Фактически Т. Шабад стоит у истоков либерального подхода к искусственному аборту, пытаясь найти аргументы против христианского принципа, который, например, в католицизме был выражен так: "Вечная жизнь ребенка дороже временной жизни матери". При этом он ссылается на принцип иудейского врача и богослова Маймонида: "не следует щадить нападающего", который он трактует как разрешение на убийство ребенка в утробе матери, совершаемое врачом для спасения жизни матери.

     Такое действие, по убеждению Т. Шабада, не является преступным и не должно быть наказуемо.

     Осуждение уголовного наказания матери и врача  было итогом работы XII Пироговского съезда в 1913 году. Тем не менее на съезде и после него, в обсуждениях его итогов, основная тенденция в российском врачебном мире - моральное неприятие аборта - сохраняется. Так например, д-р Л. Личкус, выступая на XII Пироговском съезде говорил: "Преступный выкидыш, детоубийство и применение противозачаточных средств - симптом болезни современного человечества". Российские врачи с тревогой констатировали образование особого класса "профессионалов-плодоистребителей", нелицеприятно называя их "выкидышных дел мастерами". Вот точка зрения д-ра Я. Выгодского (из стенограммы съезда): "Принципиальный взгляд на выкидыш как на зло и убийство должен быть сохранен, производство выкидыша, как профессия для врача недопустима". Проф. Б. Вериго полагал, что "всякий же аборт, произведенный врачом за плату, должен быть наказуем, тогда как всякий аборт, произведенный врачом бескорыстно, не должен считаться преступлением". Д-р Д. Жбанков писал: "Неопровержима связь между культурой настоящего времени и упадком ценности жизни, как своей, так и чужой: выкидыш и самоубийство - явления одного порядка". А вот еще одно мнение: "Ни один уважающий себя врач, правильно понимающий задачи медицины, не будет делать выкидыш, по исключительному желанию женщины, а всегда будет руководствоваться строгими медицинскими показаниями. Мы, врачи, всегда будем чтить завет Гиппократа, что задача медицины сохранять и удлинять человеческую жизнь, а не разрушать ее, хотя бы и в зародышевом состоянии".

     XII Пироговский съезд, признав неморальность искусственного выкидыша, тем не менее пришел к выводу, что государству необходимо отказаться от принципа уголовной наказуемости плодоизгнания. В резолюции Съезда от 2 июля 1913 года сказано: "1. Уголовное преследование матери за искусственный выкидыш никогда не должно иметь места. 2. Также должны быть освобождены от уголовной ответственности и врачи, производящие искусственный выкидыш по просьбе и настоянию. Исключение из этого положения должны составлять врачи, сделавшие искусственный выкидыш из корыстных целей своей профессией и подлежащие суду врачебных советов".

     Итогом  широкого обсуждения в печати морально-этических  проблем аборта в начале века было различение и разведение вопросов об его этической недопустимости и  уголовной наказуемости.

3.История вопроса о юридическом статусе плодоизгнания

     Как известно, в Древней Греции и Древнем  Риме плодоизгнание не считалось  преступлением. Начиная со II века н. э. христианство распространяет заповедь "не убий" и на находящийся во чреве матери зародыш. Нормоформирующей установкой по этому вопросу становится постановление Константинопольского Собора 692 года, в котором говорится: "Разницы нет, убивает ли кто-либо взрослого человека или существо в самом начале его образования". К каноническим относится и суждение Василия Великого (IV-V в. в. н. э.): "Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению как за убийство". Эти идеи проникают в светское законодательство европейских государств с начала средних веков. В VII веке законодательство вестготов устанавливает в качестве наказания за изгнание плода смертную казнь. Такой подход становится типичным для европейского законодательства Средних веков и Нового времени. В 1649 г. смертная казнь за плодоизгнание была введена в России.

     Под влиянием христианской морали и законов  в 15, 16, 17 веках аборт как медицинская  операция практически исчезает из врачебной  деятельности. Поворотным становится 1852 год. После упорной борьбы в Парижской медицинской академии, под давлением вопиющей статистики женской смертности при кесаревом сечении, аборт снова вступает в число акушерских операций в случаях анатомического сужения таза у беременных женщин. Вслед за этим медицинская наука начинает отстаивать и другие медицинские показания к искусственному аборту, и прежде всего в тех случаях, где беременность угрожает жизни матери. Смертная казнь за плодоизгнание начинает вытесняться из законодательств европейских государств, сохраняя за собой при этом статус преступления "против жизни, против семьи и общественной нравственности".

     В первом русском уголовном кодексе 1832 года изгнание плода упоминается  среди видов смертоубийства. Согласно статьям 1461, 1462 Уложения о наказаниям 1885 года искусственный аборт карался 4-5 годами каторжных работ, лишением всех прав состояния, ссылкой в Сибирь на поселение. Новое Уголовное Уложение 1903 года смягчает меры пресечения. "Мать, виновная в умерщвлении своего плода наказывается заключением в исправительный дом на срок не свыше 3 лет, врач - от 1:5 до 6 лет".

     Подлинная революция в законодательстве относительно абортов происходит в России после 1917 года. 18 ноября 1920 года вступает в  силу Постановление Наркомздрава и Наркомюста, которое полностью легализует искусственный аборт: "Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается ей максимальная безвредность". Россия становится первой страной мира (не считая Франции периода революции 1791-1810 г. г.), где происходит полное освобождение женщин и врачей от уголовной ответственности. Запрещение абортов в 1936 году сменилось их легализацией в 1955 г. Легализация была продолжена и в Законе РСФСР о здравоохранении 1971 г. и в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г. Последнее законодательство отличается четкой регламентацией медицинской процедуры: по желанию женщины аборт производится до 12 недель беременности, по желанию женщины и социальным показаниям - до 22 недель, по желанию женщины и медицинским показаниям - независимо от срока беременности.

     Динамика  юридических санкций - от смертной казни  до полной легализации (не только в  России, но и в Европе) - естественно  ставит вопрос о причинах таких кардинальных перемен, происходящих в течении последних ста лет. Ответ на этот вопрос предполагает выход на уровень социально-политических процессов.

4.Социально-политические аспекты проблемы аборта

     Большинство исследователей полагают, что основная причина юридической легализации  искусственного выкидыша - это массовый "эпидемический" рост числа абортов, которые в неблагоприятных условиях "подполья" калечили и уносили  огромное число жизней. У этой точки  зрения есть свои основания, но есть и  недостатки. Ее логика аналогична суждению: если патология приобретает массовый характер, то она должна превратиться в "норму". Кроме того, эта точка  зрения предполагает следующий вопрос: в чем причины самой этой массовости?

     Отвечая на него долгое время полагали, что рост числа искусственных выкидышей стимулировали экономические основания - тяжелые материальные условия, нужда, бедность. Но эти аргументы не выдерживали критики уже в предреволюционной России, когда статистика свидетельствовала о практически равном числе абортов среди обеспеченных слоев населения и в малообеспеченных семьях.

Информация о работе Аборт как социальное зло