Уровни государственного контроля над ценами в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:47, доклад

Описание

Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.

Работа состоит из  1 файл

Уровни государственного контроля над ценами в России.docx

— 129.37 Кб (Скачать документ)

В рыночной экономике  недопустимы как чрезмерное увлечение  установлением и регулированием цен со стороны государства, так  и полный отказ от такого регулирования прежде всего в отношении продукции эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий. В переходный для общества период усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен.

Государственное регулирование цен осуществляется также при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен  и посредством субсидирования издержек производства. Так, в США производителям предоставляются субсидии из бюджета  в случае падения рыночных цен  ниже гарантированного минимума. Специаль­ная правительственная организация «Товарно-кредитная корпорация» по гарантированным ценам принимает в залог у фермеров сельхозпродукты. Если в период действия залога (обычно 12 месяцев) цены на рынке поднимутся выше уровня залоговых цен, то фермер может выкупить свой товар и реализовать его на рынке. Если же ры­ночные цены остаются ниже залоговых, товар не выкупается и переходит в собственность корпорации.

Регулирование цен путем субсидирования издержек производства в целях повышения  производительности труда в сельском хозяйстве подразумевает предоставление производителям правительственных  субсидий на закупку удобрений, сельскохозяйственных машин, приобретение высококачественных семян, проведение мелиоративных работ  и т.д.

Кроме того, государство  поддерживает соотношение между  ценами на сельскохозяйственную продукцию  и товарами, приобретаемыми фермерами. Эту функцию осуществляет Министерство сельского хозяйства.

Например, США  на протяжении последних 10– 15 лет очень  строго отслеживают розничную цену на сахар внутри страны. И выше 1 долл. (от 92 до 102 центов за 1 кг) ей не дают подняться. С этой целью выделяются государственные  субсидии и вводятся другие ограничения.

В Японии имеется  особый правительственный орган  – Бюро цен Управления экономического планирования, который осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных законов, принимает меры по поддержанию спроса на необходимом уровне, изучает тенденции спроса и предложения. Государственными органами устанав­ливаются цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание.

Аналогичным образом  регулирование цен осуществляется и в других странах.

В России государственное  регулирование цен производится в основном методами установления коэффициентов  изменения цен и предельных нормативов рентабельности, фиксирования их предельного  уровня, ограничения предельного  уровня и т.д.

Здесь следует  дать одну историческую справку. Еще  на ранней стадии развития рыночных отношений  в России, т.е. в 60-е годы XVIII столетия генерал-полицмейстером (первым лицом) Петербурга устанавливались таксы (розничные цены) на продукты питания и осуществлялся контроль за их соблюдением. Розничные цены формировались на основе покупной цены продуктов с прибавлением накладных расходов и определенного размера прибыли. Таблицы (прейскуранты) с ценами, утвержденными генерал-полицмейстером, вывешивались в торговых рядах для ознакомления с ними покупателей.

Контроль за правильностью применения цен осуществляла специальная торговая полиция. Нарушители облагались большими штрафами, а их товары подлежали конфискации.

Наряду с методами прямого регулирования цен государство  осуществляет косвенное регулирование, т.е. воздействует на процесс ценообразования  и рядом косвенных мер. Такие  меры стали применяться в западноевропейских странах с начала XX в., когда инфляционный рост цен стал устойчивой тенденцией. Меры косвенного регулирования цен, как правило, направлены на изменение  конъюнктуры рынка, на создание определенного  положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а  в целом – на установление оптимального соотношения между спросом и  предложением.

К методам косвенного регулирования цен относятся  государственные закупки, налоговая  система, регулирование денежного  обращения и кредита, политика государственных  инвестиций и регулирование государственных  расходов, установление норм амортизации  и т.д. Этими мерами государство  стремится установить равновесие между  спросом и предложением и таким  образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах  всей экономики. Косвенные методы регулирования  цен проявляются в воздействии  не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, факторы, которые  носят макроэкономический характер.

Обратимся теперь к опыту регулирования цен  в России в последние годы (1992–1997).

Прежде всего следует отметить, что с самого начала реформ сколько-нибудь ясного представления о целях и методах государственного регулирования цен применительно к происходящей трансформации экономики у руководства страны не было, так как отсутствовали теоретические разработки по этому вопросу.

Показательно, что  в законах по естественным монополиям, принятых уже в 1995 г., среди основных терминов термин «государственное регулирование» отсутствовал.

На практике же осуществлялось следующее. В течение 1992–1995 гг. субъектами государственного регулирования выступали различные  органы: правительство, министерства и  ведомства, комитет цен (до его упразднения), специальные службы и др. Наиболее характерными для изменения субъектов  регулирования являются две тенденции:

1) снижение уровня  регулирования, т.е. передача (полная  или частичная) этой функции  субъектам Федерации и последними  – муниципально-территориальным органам; 2) отказ от регулирования цен министерствами и ведомствами и закрепление его за особыми, специально созданными федеральными органами.

Необходимость передачи полномочий на регулирование  цен специальным органам объясняется  злоупотреблениями министерств  и ведомств своим правом устанавливать цены (тарифы), что проявлялось в завышении цен. Однако затратный характер ценообразования с введением регулирования не уменьшился, как следовало ожидать, а еще более вырос. В 1995 г. состоялась передача специальным органам прав по регулированию цен на продукцию естественных монополий. Ранее многие решения министерств и ведомств, например, о размере коэффициентов повышения цен, подлежали утверждению правительством и, следовательно, ответственность за повышение цен лежала на нем. С другой стороны, опережающий рост цен на продукцию естественных монополий, по сравнению с ценами на продукцию других отраслей, был вызван в значительной мере правительственной налоговой политикой. Дело в том, что установление акцизов, НДС и их частые пересмотры в сторону повышения предусматривались в соответствующих решениях правительства.

Изменится ли что-то в практике ценообразования после  проведенной децентрализации порядка  регулирования цен, покажет время. Но уже сейчас имеется много нареканий  от потребителей по поводу уровня цен, устанавливаемых территориальными органами федеральных служб естественных монополий.

В течение рассматриваемого периода в общем товарообороте  страны происходило повышение доли товаров, цены на которые определялись хозяйствующими субъектами самостоятельно, т.е. были свободными. Переход к свободным  ценам на потребительские товары и особенно бытовые услуги по сравнению  с товарами производственно-технического назначения происходил значительно  быстрее. В результате доля товаров  с регулируемыми ценами непрерывно снижалась. Указом Президента РФ «О мерах  по упорядочиванию государственного регулирования  цен (тарифов)» от 28.02.95 г. было предусмотрено: «осуществлять государственное  регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий». Оборот продукции в стране по методу ценообразования стал подразделяться на: оборот по свободным ценам; оборот по регулируемым государством ценам (например услуги естественных монополистов); продажу услуг и некоторых товаров, цены на которые регулируются муниципальными органами (тарифы на бытовые услуги, плата за жилье, проезд на городском транспорте и некоторые другие); закупки значительного числа видов сельскохозяйственной продукции по гарантированным ценам; продажу по лимитным ценам материально-технических ресурсов и услуг сельскому хозяйству; оборот по фиксированным ценам.

В последние  годы государственное регулирование  цен в России осуществлялось в  следующих формах:

1. Выплата отдельным  производителям органами исполнительной  власти дотаций, позволяющих поддерживать  цены на уровне более низком, чем «диктует рынок».

2. Установление  для производителей, оптовых и  розничных организаций предельных  норм рентабельности, дифференцированных  по отраслям.

3. Установление  твердых оптовых и розничных  торговых наценок и накидок  к отпускным ценам изготовителя.

4. Установление  твердых фиксированных цен.

5. Установление  для предприятий-монополистов предельных  цен.

6. Ограничение  уровня рентабельности предприятий-немонополистов.

7. Установление  сельскохозяйственным предприятиям  и поставщикам, реализующим продукцию  по цене ниже уровня предельных  цен, льгот по налогам и другим  платежам в бюджет.

8. Установление  предельного уровня торговых  надбавок к отпускным ценам  производителя для оптовой и  розничной торговли.

9. Установление  коэффициентов повышения цен  с целью сдерживания их роста.

10. Рекомендации  по применению единой номенклатуры  издержек производства и обращения,  а также единого порядка формирования  финансовых результатов, имеющих  юридическую силу.

11. Декларирование  повышения свободных цен.

На продукцию  монополистов в качестве основных форм регулирования устанавливались  фиксированные цены, коэффициенты повышения  цен, предельные уровни рентабельности производства, цены, дифференцированные по отраслям, а также декларировалось  повышение свободных цен. В течение 1992–1997 гг. роль и соотно­шение различных форм регулирования цен изменялись. Так, в 1994 г. по продовольственным товарам это соотношение было таким: ограничение торговой надбавки – 65% всех случаев регулирования цен; ограничение норматива рентабельности производства на предприятиях пищевой промышленности – 7%; одновременное использование первой и второй форм – 20%; дотации из местных бюджетов и установление предельных уровней цен – незначительный процент.

Из опыта государственного регулирования цен в России за последние годы можно сделать  следующие выводы.

1. С самого  начала либерализации цен отсутствовало  четкое представление о целях  и методах регулирования рыночного  ценообразования.

2. Государственное  воздействие на цены носило  противоречивый характер: с одной  стороны, оно было направлено  на сдерживание инфляции (1993–1994), с другой – налоговая политика  активно использовала перераспределительную функцию цены в интересах госбюджета. Не исключено, что второй метод использовался более активно.

3. Учитывая невозможность  создания в ближайшие годы  конкурентного рынка, отказ государства  от усиления регулирования цен  означает развитие стихийного  ценообразования, заключающего в  себе возможность роста инфляции  по сравнению с регулируемым  рынком, предполагающим сочетание  прямых административных методов  регулирования цен с косвенными, т.е. экономическими.

Существовавшая  в России система государственного регулирования цен на продукцию  предприятий-монополистов с преобладающим  использованием метода установления предельного  норматива рентабельности (к себестоимости) оказалась неэффективной. Она вынуждала  предприятия не к снижению цен, а  к увеличению затрат и росту издержек, понижению качества товаров, в результате чего объемы производства и инвестиционная активность снижались, а налоговые  поступления сокращались.

Применение административного  регулирования цен и тарифов  возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, железнодорожный  транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.

Именно поэтому  в названных отраслях имеются  многочисленные нарушения установленного порядка ценообразования, завышения  затрат, включение в цены и тарифы необоснованных издержек. Темпы роста  цен и тарифов этих отраслей значительно  превышают темпы роста цен  на промышленную продукцию.

Так, при увеличении сводного индекса оптовых цен  по отраслям промышленности за период с января 1993 по январь 1994 г. в 8,2 раза, тарифы на железнодорожный транспорт  за этот период возросли в 18,6 раза, на электроэнергию – в 13,8 раза, на тепловую энергию  – в 14,8 раза.

Поэтому с 1 января 1994 г. на продукцию предприятий-монополистов установлены свободные цены. При  выявлении монопольного их завышения  применяются меры, предусмотренные  антимонопольным законодательством. Выявление и пресечение злоупотребления предприятий-монополистов свободными ценами обеспечивается возможностями действующего законодательства. В частности. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает изъятие товаров из обращения с целью повышения цен. Такие действия хозяйствующего субъекта оцениваются как проявление монополистической деятельности и относятся к злоупотреблению доминирующим положением на рынке.

Информация о работе Уровни государственного контроля над ценами в России