Уровни государственного контроля над ценами в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:47, доклад

Описание

Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.

Работа состоит из  1 файл

Уровни государственного контроля над ценами в России.docx

— 129.37 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Кузбасский государственный технический университет» 

Кафедра экономики  и организации горной промышленности 
 

Р Е Ф Е Р А Т 

На тему: Уровни государственного контроля над  ценами в России 
 
 

Выполнил  студент группы ЭГо- 72

Лихачёв С.А.

                                                                                                   Руководитель Ильчук А.Б. 
 

Прокопьевск 2011г. 

Воздействие государства  на процессы ценообразования стало  одним из важных и систематически применяемых методов экономической  политики развитых стран.

Сложившаяся система  государственного регулирования цен  наряду с другими формами отраслевой государственной политики воздействует на стоимостные пропорции и распределение  национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения  страны. Роль этой формы регулирования  в последние десятилетия резко  усилилась в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической  деятельности государства.

Известный американский экономист Саймон считает, что на большинстве рынков действуют не конкурентные цены, а управляемые. Влиятельный американский экономист Дж. Гэлбрейт также считает, что эффективный контроль над ценами необходим.

Как уже отмечалось, важнейшим инструментом государственного регулирования является финансовая денежно-кредитная политика. Составной  частью этой политики следует считать  попытки государства воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры  отдельных товарных рынков с помощью  регулирования цен.

В прошлом государственное  регулирование цен в зарубежных странах проводилось главным  образом в военные периоды. Особое развитие оно получило во время первой и второй мировых войн. Основной причиной прямого вмешательства  государства в ценообразование  в период войны является резкое нарушение  механизма воспро­изводства, в результате чего происходит скачкообразное изменение структуры производства и потребления, создаются условия, при которых значительно сокращается выпуск товаров личного потребления и оказание услуг, быстро накапливается так называемый «отложенный» (неудовлетворенный) спрос. В послевоенный период проис­ходит обратная перегруппировка отраслей экономики: значительно увеличивается (предъявляется) спрос на товары, производство которых не соответствовало потребностям, восстанавливаются разрушенные в военные годы межотраслевые связи в рамках национального воспроизводства. В такой обстановке создаются условия для значительного отклонения цен от стоимости товаров и возникновения многочисленных диспропорций, преодолеть которые без государственного вмешательства очень трудно. Регулирование цен становится распространенной практикой государства.

В этих условиях государственное регулирование  в области цен обычно преследует следующие цели:

1. Затормозить  инфляционный рост цен в результате  обесценения денег в военный  период, устранить диспропорции  цен на отдельные виды изделий  и услуг.

2. Достигнуть  необходимых соотношений в развитии  производства.

3. Затруднить  рост заработной платы, увеличивающейся  пропорционально росту цен.

4. Субсидировать  производство, находящееся под контролем  государства, защитить отсталые  отрасли экономики от иностранной  конкуренции (в первую очередь  сельское хозяйство), содействовать  внешнеэкономической деятельности.

5. Мобилизовать  бюджетные средства, необходимые  для проведения социально-экономических  мероприятий.

Некоторые экономисты утверждают, что регулирование цен  со стороны государства в условиях рынка недопустимо. Однако опыт стран  с рыночной экономикой убедительно  показывает, что государство не устранялось и не устраняется от контроля за ценами на внутреннем рынке, но решает эти задачи методами, присущими рыночному механизму.

Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической  системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания  процессов воспроизводства. В зависимости  от конкретной хозяйственной конъюнктуры  регулирование цен носит антикризисный  и (или) антиинфляционный характер.

Известно, что  система цен – один из важнейших  элементов рыночной экономики, и  она, естественно, связана с другими  элементами рыночного механизма  и реагирует на их изменения. Государственное  регулирование экономики через  изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется  в изменении издержек и цен  на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

В России в условиях серьезной разбалансированности экономики  роль государства заключается в  создании рыночных структур в целях  обеспечения нормальных условий  развития рынка: формировании предпринимательства, принятии антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством, в  частности, антимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных  ограничений и развертывание  конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержку и всяческое  поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.

Следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства  в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии  с помощью экономических мер  на принятие товаропроизводителями  оптимальных решений по ценам, в  оказании им мето­дологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

Цели государственного регулирования заключаются в  том, чтобы не допустить инфляционного  роста цен в результате возникновения  устойчивого дефицита, резкого роста  цен на эксплуатируемое сырье  и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению  в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание  достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать  в достаточном количестве товары первой необходимости.

Меры воздействия  на производителей со стороны государства  могут быть как прямыми – путем  установления определенных правил ценообразования, так и косвенными – через такие  экономические механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др.

Практически такие  меры регулирования вписываются  в общую систему управления рыночной экономикой.

Разработка цен  в рыночных условиях осуществляется товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством. При этом отклонение от установленных  норм экономического поведения в  отработанной системе рыночных отношений  легко может быть обнаружено в  процессе взаимодействия товаропро­изводителей со своими партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п. В США за установление чрезмерно высоких цен предусмотрена уголовная ответственность. Но задача государства здесь сводится не к насильственному контролю за ценами, а скорее к выступлению в роли арбитра.

В период инфляции спрос может расти одновременно с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает спрос.

Кроме того, в  рыночной экономике возрастание  затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережений. В переходный период возможна и такая  ситуация, когда растут и спрос, и  сбережения – дефицит товаров  не позволяет истратить ту сумму  денег, которую покупатель накопил  на данный момент времени.

Как известно, в  России в последние годы спрос  значительно превышал предложение. В связи с этим проблема решалась путем увеличения импорта товаров.

С одной стороны, радикально не перестраивающаяся экономика  не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых  товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой  продукции в нужном объеме и в  относительно короткие сроки.

Различают методы прямого и косвенного регулирования  цен (рис. 1).

   

Рис. 1. Государственное  регулирование цен

При прямых методах  регулирования цен государство  непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими  аналогичными методами.

К косвенным  методам регулирования цен относятся  регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной  заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства  не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят  макроэкономический характер.

Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных  методов регулирования цен государством.

Как правило, государство  прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влия­ние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

Система ценообразования, создаваемая в России в ходе реформ, должна быть, как и в современной  рыночной экономике, с одной стороны, единой и реализовать принципы конкуренции  и свободы рыночных колебаний  цен, а с другой – иметь регулируемый, разнорежимный характер.

Поэтому нельзя согласиться с мнениями тех сторонников  радикального курса реформ в отношении  политики государственного контроля и  регулирования цен, которые отдают предпочтение косвенным методам  регулирования цен и отвергают  методы прямого государственного установления и регулирования цен. Так, предлагается сохранить установление цен государством только для естественных монополий (топливо, транспорт, связь и т.д.).

Для решения  главной на сегодня задачи – предотвращения спада производства, его стабилизации и оживления необходимо государственное  установление и регулирование цен  не только на продукцию естественных монополий, но и на продукцию других монополий, сохраняющихся в значительном количестве в экономике России.

Отрицание возможного участия государства в регулировании  и формировании цен объясняется  отождествлением регулируемой рыночной цены с директивной плановой ценой. Что общего и в чем различие регулируемой цены и директивной  плановой? Общим можно считать  то, что в формировании и той, и  другой цены участвует государство. Отличие же состоит в том, что  плановая цена устанавливается на основе плана в отрыве от рынка и конкуренции, а регулируемая цена – на основе рыночных факторов и конкуренции.

Прямое государственное  регулирование предполагает необходимость  корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем  контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства, которое имеет место в России, возникающая равновесная цена не способствует достижению стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.

Проводя активную ценовую политику, государство может  обеспечить прибыльность бизнеса, который  невыгоден для чисто рыночного  хозяйствования (долговременные научно-технические  программы, ВПК, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.). Подобный результат может быть достигнут как путем использования договорных цен, так и через размещение государственных заказов и закупок.

Конечно, при  чрезмерном государственном регулировании  цен рыночные механизмы ослабевают и возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления  затрат и результатов, так как  основные рыночные параметры испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно оперативно меняться в зависимости от изменения  спроса и предложения. В этом случае образуется, как и в плановой экономике, либо дефицит, либо затоваривание рынка не имеющими сбыта товарами.

В случае полного  отхода государства от участия в  формировании цен и их регулирования  разрушаются основы экономики, государство  теряет один из важнейших методов  борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение  многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.

Информация о работе Уровни государственного контроля над ценами в России