Шпаргалка по «Ценообразованию»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Ценообразование"

Работа состоит из  1 файл

шпор по ценообраз.docx

— 89.08 Кб (Скачать документ)

Рыночные отношения могут  возникать где угодно, если спросу противостоит предложение. Когда на рынке устанавливается равновесие между спросом и предложением, результатом этого эк-го процесса является цена. Цена — это денежное выражение стоимости товара, т.е. то количестве (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Цена выравнивает соотношение спроса и предложения и является компромиссом между продавцом и покупателем. Т.о, рынок — это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены. Ценообразование, являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления. В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. Этот «перелив» осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в переходный период возникает и усиливается функция цены как критерия рационального размещения производства. Только предприятие решает: что, сколько, когда, где и какого качества изготовлять, кому и на каких условиях, по какой цене продавать свою продукцию и т.д. Это значит, что в условиях рыночных отношений трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия, являясь частью совокупных ресурсов общества, включаются в общий процесс воспроизводства не государством, а самим предприятием как хозяйствующим субъектом.  Цены в рамках народного хозяйства определяют уровень жизни населения, динамику развития отдельных отраслей, оказывают влияние на инвестиционный климат, способствуют перераспределению товарной массы и дохода.

 

 

 

 

 

3. Методология ценообр-я: принципы и методы

Методология ценообразования  – это совокупность общих правил, принципов и методов разработки концепции ценообразования; определения  и обоснования цен; формирования системы цен и управления ценообразованием. Методология едина для всех уровней  установления цен, т.е. основные положения  и правила формирования цен не меняются и не зависят от того, кто  устанавливает цены и на какой  срок. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей  в экономике страны. Но нельзя ставить  знак равенства между методологией и методикой – они существенно  различаются.На основе методологии  разрабатывается его стратегия, а методики содержат конкретные рекомендации и средства для реализации этой стратегии.  Они объединяют целый ряд методов  формирования цен.Важным элементом  методологии являются принципы ценообразования, тесно связанные с методами:1) научная обоснованность цен. Принцип  научной обоснованности цен состоит  в необходимости использования  в ценообразовании основных экономических  законов рыночной экономики: закона стоимости и закона спроса и предложения. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры  рынка, всех рыночных факторов, а также  действующей в экономике системы  цен. ;2) целевая направленность цен, требующая четкого определения  приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с  помощью цен. В дальнейшем целевые  приоритеты и целевая направленность цен меняются на каждом этапе развития экономики;3) непрерывность процесса ценообразования. Это проявляется  в том, что продукция в своем  движении от сырья до готового изделия  проходит несколько этапов. Для каждого  этапа товародвижения устанавливается  своя цена. Кроме того, в действующие  цены постоянно вносятся изменения  и дополнения в связи со снятием  с производства устаревших товаров  и освоением новых;4) единство процесса ценообразования и контроля  соблюдения цен основан на том, что государственные  органы, устанавливающие и регулирующие цены, обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется, прежде всего, на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное  регулирование цен. Это продукция  предприятий - монополистов, услуги транспорта, связи, тарифы на коммунальные услуги. Различают два вида контроля.1. Государственный  контроль. 2. Общественный контроль. Проводится обществами потребителей.   Методики - это составные элементы методологии, которые объединяют целый ряд методов формирования цен, они являются первым важнейшим элементом методологии.

 

  45.Методы прямого регулирования цен

Прямое государственное  регулирование цен представляет собой административное вмешательство  государственных органов в установление цен и определенных правил ценообразования.Формы  прямого вмешательства государства  в процесс ценообразования:1. Общее замораживание цен. Данная форма используется в том случае, если темпы развития экономики признаются высоко инфляционными. Замораживание цен может использоваться в отношении отдельных товаров либо для определенного периода времени.2. Установление фиксированных цен и тарифов. После принятия решения по введению фиксированной цены данные товары должны продаваться по ценам, не превышающим данный уровень.3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов вероятного варьирования цены в течение определенного периода времени либо лимитированного уровня цены (максимального или минимального), выше или ниже которого цена на товар не может подниматься (снижаться). Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита. 4. Установление предельного норматива рентабельности. В России среди производителей этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он используется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти.5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей географической территории, определять механизм их установления. Установление предельного уровня подобных надбавок и наценок распространяется на весь объем товаров, реализуемых в рамках соответствующей территории.6. Декларирование цен. Органы исполнительной власти вправе применять механизм декларирования оптовых (отпускных) цен на некоторые виды товаров. Субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, в данном случае обязаны представлять в органы ценообразования специальные декларации относительно применяемых цен для необходимой регистрации. 7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах (например, в США, Японии). Если уровень цены превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

 

 

 

 

31. Методы ценностного  ценообразования.

 Основаны на предположении,  что, во-первых, все покупатели  обладают полной информацией  обо всех товарах аналогичного  назначения, присутствующих на рынке,  во-вторых, все покупатели являются  экономическими людьми, т.е. всегда  принимают решения рационально,  сопоставляя информацию о цене  товара и значении его основных  параметров. Данные предположения  действительны в реальной практике  при продаже товаров производственно-технического  назначения, также при продаже  дорогостоящих потребительских  товаров и услуг. В первом  случае функцию информационного  обеспечения и принятия ценовых  решений выполняет соответствующая  служба предприятия (отдел снабжения,  коммерческая служба, отдел комплектования  и т.п.), во втором – покупатель  самостоятельно. Экономическая ценность товара – цена лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров плюс ценность для него тех свойств данного товара, которые отличают оцениваемый товар от товара альтернативы.Последовательность этапов определения эк-ой ценности и цены товара Этап 1. Определение цены товара, который покупатель склонен рассматривать как лучшую из реально доступных альтернатив.  Этап 2. Определение всех параметров, отличающих оцениваемый товар от альтернативного товара и количественная оценка отличий в значении параметров. На данном этапе должна быть дана оценка конкурентоспособности товара по качеству. Этап 3. Оценка ценности для покупателя различий в параметрах оцениваемого товара и товара альтернативы. Необходимость данного этапа определяется тем, что для покупателя выгодность от изменения различных параметров будет различной.  Этап 4. Расчет экономической ценности товара. Осуществляется суммированием цены товара альтернативы и полученных на предыдущем этапе оценок ценности отличий. Этап 5. Расчет цены товара. Экономическая ценность является ориентиром для установления цены товара, которая в зависимости от избранной стратегии может быть выше или ниже экономической ценности.

 

28.Методы ценообразования,  ориентированные на издержки

Из методов ценообразования, ориентированных на издержки, наиболее часто применяются следующие: м полных издержек; м возврата инвестиций; м маржинальных издержек. М полных издержек заключается в суммировании постоянных и переменных затрат и наценки в размере нормативной прибыли. При этом наценка включает в себя только желаемую величину прибыли на единицу продукции. P = C x (1 + R),где C – полная себестоимость ед. продукции в руб; R – наценка в долях единицы (коэффициент рентабельности затрат)R = П/С ,где П – прибыль предприятия на выпуск продукции за период ; С – полная себестоимость всей продукции предприятия за этот же период). Данный м расчета цены является очень простым и удобным, однако он не учитывает условия, сложившиеся на рынке. Расчеты по полным издержкам могут привести к ошибочным выводам о выгодности отдельных изделий, о возможном уровне цен на изделия, о присутствии изделия в портфеле заказов. Применение этого м отечественными предприятиями часто приводит к неконкурентоспособности продукции, поскольку происходит неизбежное и постоянное повышение цен. С другой стороны, анализ зарубежного опыта показывает, что завоевание и удержание рынков сбыта возможно только при реализации продукции по ценам, покрывающим издержки, и получении заданной величины прибыли за счет увеличения объема выпуска. М рентабельности инвестиций заключается в том, что предприятие устанавливает цену такой, чтобы она обеспечила так называемый уровень возврата инвестиций. М рентабельности инвестиции не учитывает конъюнктуры рынка, т.е. при формировании цены ориентирован, прежде всего, на внутренние факторы. М маржинальных издержек предполагает использование системы учета затрат "директ-костинг". Сущность м заключается в раздельном учете условно переменных и условно постоянных затрат. Особенностью данного метода является расчет верхнего и нижнего пределов цены. он учитывает спрос, и это является его принципиальной отличительной особенностью. Другим существенным преимуществом этого м является отказ от необходимости распределения накладных расходов на ед. продукции.М ценообр-я на основе переменных издержек. Его сущность заключается в расчете наценки к переменным издержкам для каждого вида продукции. При этом величина наценки (Rv) в долях единицы Rv = (П + FC)/ VC Цена на основе переменных затрат (Рv) = AVC x (1 + Rv).Переменные издержки являются тем предельным уровнем, ниже которого производитель не может установить цену на свою продукцию, если не хочет понести убытки.

 

43.Механизм косвенного  регулирования цен

Меры косвенного регулирования  цен, направлены на изменение конъюнктуры  рынка, на создание определенного положения  в области финансирования, валютных и налоговых операций,  а в  целом - на установление оптимального соотношения между спросом и  предложением. К ним относятся: гос-закупки, налоговая система, регулирование денежн обращения и кредита, политика гос-инвестиций и регулирование гос-расходов, установлении норм амортизации и т.д. Этими мерами гос-во  стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экон-ки. Косвенные м регулирования цен проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, факторы, которые носят макроэкономический хар-р. Значительное влияние на уровень и динамику цен оказывает налоговая система. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены, тем шире инфляционный размах. Эффективность различных методов установления цен зависит от правильного выбора условия их применения. Одним из важных направлений гос регулирования цен является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом гос регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений гос дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением товаров на рынке. Предприятия-монополисты контролируются в части соблюдения ими существующих правил ценооб-я и обоснованности получения прибыли по той номенклатуре товаров, по которой данные предприятия являются монополистами.

8.Определение понятий  состава и структуры цены. Характеристика  основных элементов цены.

Cостав цены - это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями.Структура цены - это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Структура цены отражает удельный вес каждого элемента в общей сумме цены товара. В качестве основных элементов цены обычно выделяют следующие. 1. Себестоимость - это затраты на производство и реализацию товаров, выраженные в денежной форме.2. Прибыль - показатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме. В количественном эквиваленте - это разница между ценой и затратами на производство и (или) реализацию товара. Сумма себестоимости изготовления и прибыли производителя представляет собой цену производителя товара. Она еще называется оптовой ценой предприятия без НДС.3. Акцизы и НДС. Акцизы устанавливаются по подакцизным товарам и включаются в состав цены производителя. Сумма себестоимости изготовления товара, прибыли изготовителя, акциза и НДС представляет собой оптово-отпускную цену предприятия.4. Надбавка оптовой организации. Величина надбавки оптовой организации, как правило, меньше надбавок организаций розничной торговли, т.к. необходимую прибыль они получают за счет большого оборота товара, экономии на торговых площадях и т.д. В состав торговой надбавки оптовой организации входят прибыль оптовой организации и издержки обращения оптовой организации. Сумма оптово-отпускной цены производителя и торговой надбавки оптовой организации составляет цену оптовой организации.5. Надбавка розничной организации. В состав торговой надбавки розничных организаций входят прибыль розничной организации и ее издержки обращения. Сумма цены оптовой организации и надбавки розничной торговой организации составляет розничную цену товара, по которой конечный потребитель приобретает товар.

Информация о  структуре цены важна в процессе разработки стратегии и тактики ценообразования. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это свидетельствует о снижения конкурентоспособности. В результате фирма не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции. Большая доля прибыли и налогов и низкая доля себестоимости говорит об обратном — предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать снижения цены.

9.Определение системы  цен и признаки, лежащие в её  основе

Все действующие в экономике  цены взаимосвязаны и образуют единую систему. Наиболее важными и основными блоками единой системы цен являются: оптовые цены; закупочные цены; розничные цены; тарифы на услуги транспорта.

Основные блоки цен  в свою очередь включают в себя ряд под блоков. Так, блок оптовых  цен подразделяется на два подблока – оптовые цены предприятия и  оптовые цены промышленности. А блок тарифов транспорта состоит из нескольких подблоков – тарифы ж/д транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы речного  транспорта, тарифы автотранспорта и  т.д. В основе взаимосвязи всех цен, образующих единую систему, лежит принцип «сообщающихся сосудов»: изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается «по цепочке» во все другие блоки цен. Взаимозависимость цен, входящих в единую систему обусловлена двумя важными обстоятельствами.1. Все цены формируются на единой методологической основе. Этой основой являются законы стоимости, спроса и предложения. 2. Все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязь предприятий, отраслей может быть самой разнообразной: производственной, экономической, технологической и др. Система цен характеризуется такими показателями, как уровень цен, структура цен, динамика цен.

 

 

 

 

 

 

 

24.Основные факторы  оказывающие влияние на уровень  и динамику цен.

1)В большей степени  влияет финансово-кредитная сфера,  при этом воздействие на цены  оказывает изменение покупательной  способности денежной единицы  России. В эк-ке, когда существует  достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен  товаров и количеством денег  в обращении относительно стабильно.2)Потребители  товаров оказывают значительное  влияние на принятие фирмой  решения по ценам. Различают 4 категории покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках: а)  покупатели, проявляющие большой интерес при выборе товаров к их ценам, качеству и ассортименту; б) покупатели, чутко реагирующие на «образ» товара; в) покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и готовы ради них заплатить более высокую цену за товар;г) покупатели, для которых важна не столько цена, сколько комфорт и удобство, представляемые товаром.3)   Гос-ное   регулирование  цен   осуществляется  по  нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установление фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли.4) На решение по ценам влияют и участники каналов товародвижения от производителя до оптовой и розничной торговли.5) Конкуренция6)   конечная   цена товара зависит  от  издержек   на  приобретение  сырья, рабочей силы рекламу, охрану окружающей среды. Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов — стратегического и тактического. Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка. Учет стратегического фактора ценообразования предполагает, что предприятия должны в совершенстве владеть коньюктурой рынка, которая весьма изменчева.  Ф. способствующие снижению цен: Рост производства, Технический прогресс, Снижение издержек производства и обращения, Рост производительности труда, Конкуренция, Снижение налогов. Ф. вызывающие рост цен: Спад производства, Нестабильность экономической ситуации, Монополия предприятия,   Рост налогов, Рост зарплаты, Увеличение прибыли предприятия, Улучшение качества товара.

Информация о работе Шпаргалка по «Ценообразованию»