Порядок ценообразования в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 14:15, доклад

Описание

Ценообразование в торговой деятельности представляет собой наиболее важную часть процесса осуществления торговли. Поскольку торговые организации не создают новых ценностей, то есть не создают прибавочного продукта, то цена - один из основных источников формирования прибыли продавца.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

Порядок ценообразования  в торговле. 

Ценообразование в торговой деятельности представляет собой наиболее важную часть процесса осуществления торговли. Поскольку  торговые организации не создают  новых ценностей, то есть не создают  прибавочного продукта, то цена - один из основных источников формирования прибыли продавца.

Механизм ценообразования  предполагает различные принципы, закономерности, а также методы формирования цены, в данном случае цены реализации. В  процессе ценообразования продавец оперирует такими терминами как состав, структура цены, индекс цен, цены на аналогичный товар, цены конкурентов, издержки обращения, норма прибыли и так далее. В общем смысле можно заключить, что при установлении цены торговая организация по мере своих усилий старается учесть все факторы, которые оказывают непосредственное воздействие на цену и ее уровень.

Таким образом, в основе механизма ценообразования  в торговле лежат принципы и методы формирования цены, которые опосредуются политикой цен в компании. Политика цен в торговой организации находит свое выражение в тактических приемах управления ценой, а также психологических приемах формирования ценовых показателей. К первой группе относятся различные системы скидок и поощрений, бонусы, премии, накопительные системы, ретро-скидки, дисконтные карты, акции, подарки и так далее. Вторая группа приемов основывается на том, что при принятии решения о покупке потребитель не всегда является рационально действующим. Это связано с тем, что цена продавца по-разному воспринимается различными группами покупателей. Основной тенденцией в восприятии цены покупателем является тенденция формирования справочной цены. Под справочной ценой в данном случае понимается некий уровень цены покупки, который для конкретного покупателя является приемлемым. С превышением указанного уровня цена для потребителя покажется завышенной, при цене ниже уровня справочной цены покупатель задумается о степени качества продаваемого продукта. 

Механизм ценообразования  в торговле опосредован следующими факторами.

Во-первых, это тип рынка или рыночной ниши, в которой осуществляется торговая деятельность. Различают два диаметрально противоположных типа рынков - рынок совершенной конкуренции и монополистический рынок. Рынок совершенной конкуренции предполагает наличие большого количества продавцов на рынке, осуществляющих торговлю товарами, удовлетворяющими одинаковые потребности покупателей. В таких условиях ни один из указанных продавцов не в состоянии оказать значительного давления на цены, поэтому торговой организации, осуществляющей свою деятельность в рамках такого рынка ничего не остается делать, как устанавливать цены на уровне своих конкурентов и управлять продажами за счет гибкой маркетинговой политики, а также других методов продвижения товара на рынок В условиях близких к монополистическому рынку цена является приоритетом организации-монополиста, которая занимает данный сегмент рынка. В отношении организаций-монополистов во всех развитых странах существует антимонопольное законодательство, которое запрещает монопольное образование цены. Однако практически весь сырьевой сектор экономики Российской Федерации сегодня представляет собой несколько компаний монополистов.

Обратите внимание, что тех игроков, которые все-таки пытаются диктовать свои условия  на рынке посредством установления монопольных цен, государство в лице антимонопольных органов в принудительном порядке заставляет снижать цены либо устанавливать их в рамках государственных тарифов. Во-вторых, немаловажной в процессе ценообразования является конъюнктура соответствующего рынка, а также временной характер сложившейся конъюнктуры. Допустим, что спрос на рынке характеризуется как относительно стабильный, поэтому торговая организация может рассчитывать на определенный объем продаж при конкретном уровне цене (гарантированный объем продаж). Для такового состояния рынка наиболее часто на практике используется механизм пассивного ценообразования, суть которого заключается в строгом следовании затратным методам формирования цены без учета изменений рынка и предпочтений потребителей. Примером такого рынка может являться рынок ювелирных изделий, где спрос имеет спорадический характер и задается случайной величиной (без учета фактора сезонности). В ситуации растущего рынка пассивное ценообразование не является оптимальным вариантом, поскольку потребители все больше и больше заявляют о своих намерениях, желаниях и вкусах. В таких условиях наиболее выгодным оказывается активное ценообразование. При активном ценообразовании цена гибко подстраивается под покупателя, учитывая даже малейшие изменения в движении рынка. Активное ценообразование свойственно, как правило, рынкам, приближенным к условиям совершенной конкуренции. Также примером может являться биржевая торговля, которая наиболее чувствительна к изменениям рыночной конъюнктуры.

Помимо типа рынка и основной тенденции его  развития на процесс формирования цены влияет стадия жизненного цикла товара. Как правило, для новых товаров  цена носит разведывательный характер. По мере распространения товара и  принятия его потребителями цена достигает своего стабильного уровня. При насыщении рынка данным видом товара цена реализации снижается и так далее.

Механизм ценообразования  в торговой деятельности предполагает различные методы формирования цены, основными из которых являются:

Затратный метод, который предполагает:

1) метод полных  затрат;

2) метод прямых  затрат;

3) метод точки  безубыточности;

4) метод предельных (маржинальных) затрат;

5) метод учета  рентабельности собственного капитала;

6) метод учета  эффективности использования инвестиций.

Рыночный метод:

1) метод на  основе воспринимаемой ценности  товара;

2) метод оценки  максимально приемлемой цены;

3) состязательный  метод;

4) метод следования  за рыночными ценами.

Помимо перечисленных  существуют еще и административный метод формирования цены, а также параметрический метод.

Каждый из указанных  методов предполагает некую базу относительно которой и формируется  цена реализации. В затратных методах  ценообразования базой для формирования цены являются совокупные затраты продавца, в рыночных методах - конъюнктура рынка, в параметрических методах - некие факторы, которые оказывают непосредственное влияние на уровень цены на данный товар, административные методы в качестве базы цены отталкиваются от нормативно-правовых актов, которые регламентируют уровень и порядок установления цен на те или иные группы товаров. 

Порядок ценообразования  в общественном питании.

В рыночной экономике  применяются десятки миллионов  цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других. Рыночная экономика подразумевает независимость всех субъектов рынка, а, следовательно, и свободу ценообразования, при которой все покупатели сами назначают цену, удовлетворяющую их издержки, а покупатели самостоятельно выбирают продавца с приемлемой для них ценой.

В зависимости  от  порядка установления цены на потребительские товары делятся  на свободные (рыночные) и регулируемые. Свободные цены формируются на основе соотношения спроса и предложения и выполняют функцию обратной связи, сигнализируя производителю о состоянии рынка, расширении или сокращении платежеспособности спроса.

Свободные цены подразделяются на свободные оптовые цены, свободные отпускные и свободные розничные цены. Свободные оптовые цены устанавливаются на продукцию производственно-технического значения, а свободные отпускные цены – на потребительские товары. Свободные отпускные цены на потребительские товары включают в себя себестоимость, прибыть, налог на добавленную стоимость, а по некоторым товарам и акциз.

Схематично структуру  свободной отпускной цены можно  представить так:

Табл.1.Структура  свободной отпускной цены

Свободная отпускная цена
Себестоимость Прибыль Акциз НДС
 

Свободная розничная  цена включает в себя: свободную  отпускную цену, торговую надбавку и НДС торговли, если товар реализуется  производителем непосредственно в  розничную торговлю.

Схематично структуру  свободной розничной цены можно представить следующим образом: 

Табл.2. Структура  свободной розничной цены

Свободная розничная цена
Свободная отпускная цена Торговая надбавка НДС торговли
 
 

Свободная розничная  цена товара, реализуемого с учетом посредника (оптового торгового предприятия или снабженческо-сбытовой организации), включает свободную отпускную цену без НДС, надбавки посредника (оптовые надбавки) и НДС посредника( цену закупки), а также торговую надбавки.

Схематично структуру  цены закупки можно представить  так. 

Табл.3. Структура  цены закупки

Цена  закупки
Свободная отпускная цена за вычетом НДС Надбавка посредника или оптовая надбавка НДС посредника
 

Схематично структуру  свободной розничной цены с участием посредника, являющегося собственников  товара,  можно представить так: 

Табл.4. свободной  розничной цены с участием посредника

Свободная розничная цена
Цена  закупки без НДС посредника Торговая надбавка НДС торговли
 

Торговые надбавки (наценки) являются составной частью розничных цен потребительских  товаров. В тоже время они выступают как цены услуг, оказываемых торговыми предприятиями и организациями по реализации потребительских товаров.

Включение торговых надбавок (и оптово-сбытовых) в розничные  цены отражает относительную самостоятельность  процессов производства товаров, их обращения, созданной товарной стоимости и ее реализации.

В сфере услуг  и обращения имеет место частичное  продолжение процесса производства. Причем некоторые производственные функции, осуществляемые торговлей  в сфере обращения, служат необходимым условием реализации товаров и их стоимости.

Торговая надбавка включает издержки обращения и прибыль, а до 2000 г. в ее состав включался  и НДС. С 1 января 2000 г. НДС рассчитывается в процентах от суммы цены поставщика товара (за вычетом его НДС) и торговой надбавки.

Торговая (и оптово-сбытовые) надбавки устанавливаются самими торговыми  предприятиями и организациями  с учетом конъюнктуры рынка, за исключением  небольшой их части, которая регулируется местными органами власти.

Торговые надбавки дифференцируются по отдельным товарам и товарными группам, также в зависимости от местонахождения торговых предприятий исходя из конъюнктуры рынка ( спроса и предложения).

Издержки обращения  составляют около ѕ общей суммы  торговых надбавок. Они включают расходы, связанные с перевозкой товаров автотранспортом; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, сооружений, инвентаря, текущему ремонту и амортизации основных средств; расходы по хранению, подработке, сортировке и упаковке товаров, а также содержанию холодильных установок; расходы по торговой рекламе; уплату процентов по банковскому кредиту, расходы на тару, естественную убыль товаров; заработную плату работников торговли; единый социальный и транспортный налоги.

Ценообразование в общественном питании имеет свои особенности, связанные со спецификой хозяйственной деятельности предприятия. В отличие от предприятий розничной торговли, которые для покрытия расходов от реализации товаров включают торговую надбавку в розничные цены, предприятия общественного питания несут также затраты на производство и организацию потребления кулинарной продукции. Поэтому для возмещения производственных затрат и затрат по обслуживанию потребителей в розничную цену на продукцию предприятия общественного питания включается наценка к розничной цене. Конечная розничная цена блюд кулинарных и других изделий, приготовляемых и реализуемых на предприятии питания называют продажной ценой.

Таким образом, специфика ценообразования в  общественном питании заключается в том, что для возмещения затрат по производству, реализации и организации потребления кулинарной продукции, а также получения прибыли, в продажные цены включается наценка.

Информация о работе Порядок ценообразования в торговле