Цены на рынке монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 01:46, реферат

Описание

Центральное место среди различных рычагов экономического механизма управления принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности любой организации. В современных условиях монополистического регулирования рынков существенно изменилась роль и значение цен, условия их формирования и тенденции развития. Это свидетельствует о качественных изменениях всего механизма ценообразования, представляющего собой переплетение регулирующих начал и конкурентных рыночных сил.

Содержание

Содержание
1. Введение
2. Понятие и признаки монополистической конкуренции
3. Процесс ценообразования рынка монополистической конкуренции
3.1 Цена и объем в краткосрочном периоде
3.2 Цена и объем в долгоосрочном периоде
4. Максимизация прибыли на рынке монополистической конкуренции
5. Функция цены как средства размещения производства
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 98.60 Кб (Скачать документ)

 

      4. Максимизация прибыли на рынке монополистической

     конкуренции 

     Основная  идея, которая лежит в основе поведения  фирмы - это максимизация прибыли. Фирма  производит один продукт, издержки которого колеблются в зависимости от объема производства, а продукт продается  по текущей рыночной цене. В этой ситуации фирме ничего не остается делать, как выбрать объем продаж, который максимизировал бы ее прибыль. Считается, тот объем продаж, который  обеспечит максимум прибыли и  будет оптимальным.

     Оптимальный объем выпуска – это объем, который позволяет фирме получить максимальную прибыль.(1, стр 55)

     Фирма получает прибыль, реализуя собственную  продукцию.

     Таким образом, фирма должна решать три  вопроса:

  1. Стоит ли производить данный товар?
  2. Если стоит, то, до каких пределов?
  3. Какая прибыль при этом будет получена?

     При решении этих вопросов она должна помнить, что:

  • в краткосрочном периоде фирма, ничего не производя (Q=0), терпит убытки, равные ее постоянным издержкам;
  • целесообразно продолжить производство, если она может получить либо экономическую прибыль, либо убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки;
  • целесообразно производить такой объем продукции, при котором она будет получать максимальную прибыль или нести минимальные потери.

     Есть  два основных подхода для определения  фирмой того, стоит ли производить  и в каком количестве, чтобы  максимизировать прибыль.

     Первый  предполагает сравнение совокупного  дохода и совокупных издержек. второй- Сравнение предельного дохода и предельных издержек.

     Совокупный  доход (TR)- это сумма, полученная фирмой от продаж, находится как произведение цены проданного товара и объема продаж. 

                               TR=P*Q,                                                                       (1) 

     где      Р-цена, 

                 Q-объем продаж.

     Средний доход (AR)- это доход продавца от реализованной  единицы продукции. В то же время  для покупателя это является ценой  товара. 

                              AR=TR/Q,                                                                     (2) 

                 TR- совокупный доход,

                 Q- объем продаж. 

     Предельный  доход (MR) – это дополнительный доход, приносимый последней дополнительной проданной единицей продукции: 

     MR=DTR/DQ,                                                                                         (3) 

     При совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию является совершенно эластичной и пока на цену не влияет количество единиц товара, продаваемое  фирмой, предельный доход от продажи  дополнительной единицы продукции  будет равен цене.

     Так как Р=const, изменение в совокупном доходе будет следующим: 

     DTR= D (PQ)= PDQ,                                                                                 (4) 

     .где    Q- объем выпуска,

                Р - цена.

     Поэтому для конкретной фирмы     MR=P(/\Q//\Q)=P.     Отсюда для горизонтальной кривой спроса справедливо равенство  P=MR=AR, т.е. цена равна предельному  и среднему доходу.

     Согласно  первому методу, прибыль находится  как разность совокупного дохода и совокупных издержек (рис. 6). 

                   P

                                             TC

                                                  TR

       
 

                                    Прибыль

                                                           Q

     Рис.6. Совокупный доход, совокупные издержки и прибыль 

     Наклон  прямой совокупного дохода постоянен, так как постоянен предельный доход, равный цене товара. При малых  объемах производства прибыль отрицательна, доход не покрывает постоянные и  переменные издержки. При Q=0 фирма терпит убытки в размере постоянных издержек. По мере увеличения объема Q прибыль  становится положительной и растет, пока не достигнет определенного  объема, точка максимума, после этого  прибыль начинает снижаться, отражая  опережающий рост совокупных издержек. монополия конкуренция прибыль ценообразование

     Заметим, что наклон кривой ТС сначала уменьшается, а потом увеличивается. Это означает, что предельные издержки снижаются  при начале выпуска и растут по мере увеличения производства. Если фирма  по каким-то причинам продолжает увеличивать  производство после достижения оптимального объема, то каждая дополнительная произведенная  единица уже будет сокращать имеющуюся прибыль из-за возрастающих предельных  и сведет ее быстро к нулю.

     Фирма достигает максимальной прибыли  в точке, в которой MR=MC. А это  равенство есть не что иное, как  условие максимизации прибыли.

     Здесь подключается второй способ определения  максимума прибыли. Пока предельная прибыль как разница между MR и MC положительна, общая масса прибыли  увеличивается. Фирмы увеличивают  выпуск до тех пор, пока не достигнут  равенства MR=MC.

     Поскольку для конкурентной фирмы MR=P, то фирма  получает максимум прибыли тогда, когда  выпуск продукции устанавливается  в точке, где P=MC.

     Таким образом, сравнивая показатели совокупного  дохода и совокупных издержек, предельного  дохода и предельных издержек, мы можем  сделать следующие выводы:

     Фирма максимизирует свою прибыль при  таком объеме производства, когда  совокупный доход превышает общие  издержки на максимальную величину, т.е. когда P=MR=MC. Любое производство в  ситуации, когда совокупный доход  будет выше совокупных издержек, обеспечивает фирме экономическую прибыль.

     Точки пересечения графиков - это точки  критического объема производства, за пределами которых фирма терпит убытки или прекращает производство. (4,с.162) 

 

     

5. Функция цены как средства размещения производства

     Функція ціни як засобу раціонального розміщення виробництва виявляється в тому, що за допомогою цін здійснюється перерозподіл капіталів на користь тих секторів, галузей чи виробництв, які мають вищу норму прибутку. Такий перелив капіталів підприємства здійснюють самостійно під впливом ринкових чинників з метою отримання більшої величини прибутку. В умовах української економіки при недостатньому розвитку конкуренції, монополізму багатьох виробників та досить високому рівні інфляції такий перерозподіл капіталів ще досить обмежений. При цьому підприємці основну частку коштів спрямовують не у виробничу сферу, а в торговельно-посередницьку діяльність, де норма прибутку значно вища, ніж в інших галузях.

     Заключение 

     Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция  впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в  определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

     И наконец, стоит отметить три особенности, возникающие в реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую  основу, в том числе и рассмотренную  – модель монополистической конкуренции:

     1) Некоторые фирмы могут выпускать продукцию, которую чрезвычайно сложно воспроизвести. Например, бензозаправочная станция занимает единственное доступное место на самом оживленном перекрестке в городе. Или фирма имеет патент, который дает ей более или менее долговременное преимущество перед соперником. Такие фирмы способны получать небольшие экономические прибыли даже в долговременном периоде.

     2) Надо вспомнить, что вхождение в отрасль все же имеет некоторые ограничения. Поскольку продукция дифференцирована, возникают более значительные финансовые проблемы, чем в других случаях.

     3) В результате дифференциации с точки зрения размещения и доступности убытки и прибыль ниже нормальной могут сохраняться в долговременном периоде.

     Например, владельцы неудачно расположенного магазинчика  могут примириться  с невысоким доходом и не переключаться  на более прибыльный бизнес из-за того, что их деятельность является для  них привычным образом жизни.

       Монополистическая конкуренция  относится к отраслям, в которых  действует относительно большое  число фирм, не участвующих в  сговорах и  производящих дифференцированную  продукцию, при условии легких  входа и выхода из отрасли.

     В течение краткосрочного периода  монополистическая конкурентная фирма  будет максимизировать прибыль  или минимизировать убытки, производя  продукцию, для которой предельные доходы равны предельным издержкам.

     В течение долгосрочного периода  легкие вход и выход из отрасли  приводят к тому, что монополистически конкурентные фирмы получают только нормальную прибыль.

     Равновесный выпуск монополистически конкурентной фирмы в долгосрочном периоде  таков, что цена превышает предельные издержки (это указывает на недостаточное  выделение ресурсов для производства) и цена превышает минимальные  средние общие издержки (это подразумевает, что потребители не получают продукцию  по минимально возможной цене). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Список используемой литературы. 

  1. Карпец  О.В. Экономическая теория. Ч.2. Макроэкономика: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ  ДВГУ, 1999.- 95 с.
  2. Орлянский Е.А., Метелев И.С. Ценообразование. Омск.2008. Тема 2.
  3. Салимжанов И.К. «Ценообразование и рынок».- М: Финансы и статистика,1999.-367 с.
  4. Чепурина М.Н, Киселева Е.А. «Курс экономической теории», - Киров: Издательство «АСА», 2001.- 624 с.

     Размещено на Allbest. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Монополистической конкуренции, свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако  в данных условиях имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые товары.

     По  существу, монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция  плюс дифференциация продукции, дающая каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так  как каждый конкурент, может слегка повышать цену, не теряя при этом своих традиционных покупателей. Но все же его монопольная власть уменьшается пропорционально количеству конкурентов, предлагающих подобные товары и услуги

В условиях монополистической  конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей  марки товара (например, шоколад  «Марс» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а  зубная паста «Бленд-а-мед» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репутацией)

Информация о работе Цены на рынке монополистической конкуренции