Ценовая политика нефтегазового комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование ценовой политики нефтегазового комплекса.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть цели ценовой политики, функции цены, образование цены продукции в рыночных условиях.
2. Изучить состав и виды цен, методы их установления на предприятии
3. Познакомиться с ценообразованием в нефтегазовом комплексе
4. Рассмотреть эволюцию структуры рынка нефти (основные факторы, влияющие на уровень цен нефти на предприятии)

Работа состоит из  1 файл

Салихова. 49-72.Курсовая.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

Первый и второй этапы развития нефтяного рынка были самыми стабильными, с 1947 г. по 1971 г. номинальная цена WTI выросла с 1,87 долл. до 3,56 за баррель, а реальная (дефлированная по американскому ИПЦ) колебалась около 10 долл. за баррель в ценах 1999 г. Во многом именно эта стабильность способствовала экономическому росту в США и Западной Европе, который, в свою очередь, сопровождался ежегодным 7%-ным ростом спроса на нефть.

              Третий период. В сентябре 1960 г. была создана международная Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Быстрое укрепление лидирующей роли ОПЕК в мировом экспорте нефти создало предпосылки для пересмотра действовавших концессионных соглашений арабских стран с нефтяными компаниями относительно справочных цен и распределения прибыли. Кроме того, важным фактором стал отказ от фиксированного курса доллара США и последующее ослабление американской валюты. Длительные переговоры ничего не дали, и в октябре 1971 г. ОПЕК начал процесс национализации активов МНК, который фактически завершился к концу 1973 г. С переходом к странам ОПЕК контроля над ресурсами и добычей у них появилась возможность определять цены на нефть. Компании МНК потеряли возможность влиять на конъюнктуру рынка со стороны предложения, однако сохранили контроль над транспортировкой, переработкой и сбытом.

Действия ОПЕК зачастую приводили к существенному дисбалансу спроса. Так, нефтяное эмбарго в 1973 г. и иранская революция 1979 г. привели к дефициту нефти, а увеличение добычи нефти Саудовской Аравией в 1986 г. — к избыточному предложению. Соответственно резко возросла волатильность цен на нефть: они вырастали с 4 до 10 долл. за баррель в 1973 г., с 16 до 40 долл. в 1979—1980 гг. и падали с 30 до 13 долл. в 1985—1986 гг. Шокирующие скачки цен привели к сокращению ежегодных темпов роста спроса с 7% (до 1973 г.) до примерно 1% (после 1973 г.). Существенно изменилась сама структура торговли нефтью — продолжилось сокращение операций на основе долгосрочных контрактов по отпускным ценам, цены начали устанавливаться на базе краткосрочных и спот-контрактов. При этом их доля в общем объеме торгов выросла с 5—8% в начале 70-х годов до 40—50% в середине 80-х.

Четвертый период принципиально отличается от первых трех тем, что монопольное ценообразование уступило место рыночному. На этом этапе ОПЕК больше не устанавливает цены непосредственно, как это было в 70-х годах, однако по-прежнему является важнейшим игроком на мировом рынке нефти. Позиции картеля обеспечены качественными и количественными показателями его ресурсной базы. Так, на долю ОПЕК приходится около 78% мировых запасов и 42% добычи сырой нефти. Кроме того, себестоимость добычи одного барреля нефти в странах Персидского залива составляет всего 0,5—2 долл. (на Северном море — около 10—12 долл.; в России до девальвации рубля — 7—8 долл., после — 3—5 долл.).

Во многом изменение принципов ценообразования обусловлено появлением и развитием биржевой торговли. Так, на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) в 1986 г., незадолго до начала “ценовой войны”, началась торговля фьючерсами на сырую нефть. Двумя годами позже контракты на сырую нефть были введены на Лондонской международной нефтяной бирже (LIPE), а затем и на Сингапурской товарной бирже (SIMEX).

              В ходе эволюции механизма ценообразования на рынке нефти меняется также и структура цены на нефть. Рассмотрим структуру цены российской нефти, которая может быть структурирована на следующие составляющие:

      себестоимость добычи;

      налоговые выплаты по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

      прочие налоги;

      транспортный тариф;

      экспортная пошлина;

      административные затраты;

      налог на прибыль;

      прибыль.

              Величина отдельных составляющих зависит от уровня мировых цен на нефть (Приложение 4) и региона РФ, где производится нефтедобыча. 

По себестоимости добычи нефти в основных странах-производителях Россия находится где-то посередине: Саудовская Аравия – 3,0 $/барр., США (Мексиканский залив) – 14,5 $/барр., Россия – 5,4 $/барр.

Транспортная составляющая в цене нефтепродуктов колеблется от 8% (Самара) до 26% (Камчатка). Причины такой разницы обусловлены территориальным размещением нефтеперерабатывающей отрасли. Из 7 федеральных округов 4 являются дефицитными: Дальневосточный, Северо-Западный, Южный, а в Уральском федеральном округе нефтеперерабатывающих заводов вообще нет. Поэтому большая часть субъектов федерации этих округов вынуждены завозить топливо и нести дополнительные транспортные расходы.

              Налоговые отчисления определяются уровнем мировых цен на российскую нефть Urals (приложения 4,6,7).

              Экспортные пошлины: при цене нефти от 20 до 25 $/барр. ставка 45%, а при цене нефти свыше 25 $/барр. - 65%. С 1.08. 2006 г. велина экспортной пошлины составляет 216,4 $/т (примерно 29,13 $/баррель), с 1.10. 2006 г. 237,6 $/т (примерно 32 $/баррель).

2.4. Эволюция структуры рынка нефти. Российские сорта нефти.

 

              Мировой нефтяной рынок претерпевал постоянные изменения в сторону расширения многообразия своей внутренней структуры, со временем также менялся и механизм ценообразования на этом рынке, формула определения основных цен.

Если посмотреть на динамику цен на нефть в реальном исчислении в максимально долгосрочном историческом плане (за время с начала ее коммерческой добычи), то представляется возможным разбить почти 140-летний период на два этапа - до и после 1971 г. - с похожей, повторяющейся динамикой цен (Приложение 8,9).

Обычно при анализе тенденций развития мирового рынка нефти его поведение исследуют, исходя из различных этапов изменения цен. При этом традиционно выделяют следующие системообразующие события на этом рынке:

      период относительно стабильных цен до начала 70-х годов;

      арабское нефтяное эмбарго и первый взлет цен в конце 1973 - начале 1974г;

      иранская революция 1979г. и последовавший за ней второй взлет цен, в результате которого в начале 80-х годов они вышли на уровень своего исторического максимума;

      последовавшее вслед за этим постепенное снижение цен в первой половине 80-х годов;

      перенасыщение рынка нефтью стран ОПЕК к середине 80-х годов и провал цен в 1986 г.;

      происходящие в течение 10 лет после 1986 г. более-менее устойчивые колебания цен вокруг равновесного диапазона 15-20 долларов за баррель (единственный после 1986 г. резкий и краткосрочный скачок цен был вызван в 1991 г. ирако-кувейтской войной в Персидском заливе);

      последовавшее в 1987-1988 гг. устойчивое снижение цен на нефть, сменившееся в 1999-начале 2000 г. столь же динамичным их ростом. [6;94]

              Сложившаяся к сегодняшнему дню структура мирового нефтяного рынка достаточно сложна (Приложение 10).

Ситуация представляется следующей. Рынок нефти до начала 70-х годов являлся одним из наиболее монополизированных в мировой торговле. Весь цикл операций на нем, от поисково-разведочных работ до сбыта нефтепродуктов различным покупателям, практически полностью контролировался вертикально интегрированными компаниями Международного нефтяного картеля (МНК), к поведению которых приспосабливались и аутсайдеры. Компании МНК, осуществлявшие нефтяные операции по всему миру, получали нефть, главным образом, по концессионным соглашениям, заключенным с принимающими (в основном - развивающимися) странами, а экспортировали ее по долгосрочным контрактам либо своим же отделениям (до 70% всего экспорта), либо самостоятельным нефтеперерабатывающим компаниям. Цены в этот период устанавливались нефтяными монополиями в одностороннем порядке, носили, по существу, трансфертный характер и были заниженными, что соответствовало стратегии картеля, направленной на всемерное расширение потребления жидкого топлива. Свободный, немонополизированный рынок в этот период играл чисто подчиненную роль (3-5% международной торговли нефтью), которая сводилась к точной подстройке спроса и предложения друг под друга, а уровень цен на рынке базировался на справочных ценах монополий и был устойчиво ниже их.

В 70-е годы, с переходом контроля над собственным нефтяным хозяйством (ресурсы, добыча, цены) к странам ОПЕК, на нефтяном рынке произошла смена конкуренции с горизонтальной (между отдельными вертикально интегрированными нефтяными монополиями) на вертикальную (между хозяйствующими субъектами - представителями отдельных звеньев вертикальной структуры нефтяного бизнеса). Практически вся поступающая на рынок нефть стала закупаться уже не на внутрифирменной, а на коммерческой основе - по официальным отпускным ценам стран-членов ОПЕК, которые стали играть роль мировых цен на нефть. Это, по существу, лишило компании МНК возможности влиять на конъюнктуру рынка со стороны предложения, то есть, путем манипулирования уровнями добычи и отпускных цен. Однако, сохранив контроль над транспортировкой, переработкой и сбытом, картель сохранил и возможность влияния на конъюнктуру со стороны спроса, манипулируя, в первую очередь, коммерческими запасами и ценами у потребителей.

В этих условиях произошла резкая дестабилизация и дезинтеграция рынка нефти:

      участились случаи нарушения нефтеснабжения в странах-потребителях;

      увеличилась неустойчивость цен и пределы их колебаний;

      расширилось число компаний, ведущих операции с нефтью и нефтепродуктами: наряду с международными монополиями активно начали функционировать нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие независимые, посреднические, а также государственные компании промышленно развитых и развивающихся стран и конечные потребители.

При этом число участников рынка нефти увеличилось как на стороне спроса, так и на стороне предложения, поскольку в 70-е годы произошла массовая национализация добывающих активов компаний МНК, расположенных в основных нефтедобывающих странах Ближнего и Среднего Востока и Африки. На базе этих национализированных активов созданы национальные нефтяные компании стран-экспортеров.

Все это стимулировало появление новых форм торговли нефтью, увеличение множественности видов обменных сделок. Продолжилось сокращение операций на основе регулярных контрактов, где цены начали устанавливаться на базе цен разовых сделок, на рынке которых, наоборот, торговля резко активизировалась и дошла до 40-50% международной торговли нефтью.

В конце 70-х годов возникли и впоследствии резко расширились биржевые операции с жидким топливом - сначала на Нью-Йоркской товарной и затем (с середины 80-х годов) на Лондонской международной нефтяной биржах, являющихся сегодня основными центрами торговли фьючерсными нефтяными контрактами в Западном и Восточном полушариях.

К настоящему времени произошла практически полная перестройка структуры мирового нефтяного рынка, обеспечившая существенное повышение его диверсифицированности и увеличение многообразия и гибкости его механизмов. Трансформация рынка шла в направлении расширения видов товарообменных сделок, добавления новых сегментов рынка к уже существующим: от долгосрочных контрактов к разовым сделкам с наличной нефтью (рынок «спот»), далее - к форвардным и, наконец, - к фьючерсным сделкам.

              Таким образом, сегодня доминирующим, с точки зрения установления цен на нефть, является именно биржевой рынок, несмотря на то, что объем его фактического товарооборота (в расчете на фактические поставки нефти) составляет менее 1% от общего объема международной торговли нефтью. Сегодняшние уровни и тенденции изменения цен определяются товарооборотом на рынке «бумажной» нефти.

Но, несмотря на все изменения в общей структуре нефтяного рынка, важным фактором при установлении цен на нефть всегда была и остается принадлежность к тому или иному сорту.

Сорта нефти сильно различаются по качеству и составу, и эти характеристики во многом зависят от места происхождения сырья. Основные параметры качества нефти – это плотность и содержание серы. Специалисты выделяют легкие, средние и тяжелые сорта. Как правило, легкие считаются более ценными, потому что из них можно получить больше легких нефтепродуктов, таких как бензин. У каждого сорта есть свое название.

Что касается российской нефти, то на экспорт она уходит под четырьмя торговыми марками: Urals, Siberian Light, REBCO и Sokol. Urals — смесь легкой западносибирской нефти Siberian Light и высокосернистой нефти Урала и Поволжья, поставляется через Новороссийск и по системе нефтепроводов «Дружба». Siberian Light поставляют через порт Туапсе. Sokol — нефть, добываемая в проекте «Сахалин-2», экспортируется через порт Де-Кастри (Хабаровский край). REBCO – российская экспортная смесь сырой нефти (Russian Export Blend Crude Oil) — марка, используемая при экспортных поставках через порт Приморск. [9;69]

Цены на каждый сорт нефти разные и отличаются в пределах 10-15%.

Rebco (Russian export blend crude oil) – более качественный сорт российской нефти типа Urals без примесей тяжелой, сернистой башкирской и татарской нефти. По утверждению специалистов, качество Rebco выше, чем у Urals, в частности, за счет меньшего содержания серы. Это позволит ее котировать выше Urals.

До сих пор из России в основном экспортировалась нефть марки Urals, цену которой устанавливали международные энергетические агентства путем умножения биржевой цены более качественной нефти марки Brent на понижающий коэффициент. В итоге цена 1 барреля Urals устанавливается на $3,5-$4,5 ниже, чем на нефть марки Brent. (Приложение 11).

Эксперты отмечают, что если за счет Rebco наполовину сократить разрыв в цене между Brent и Urals, то это позволит нефтяной отрасли дополнительно ежегодно зарабатывать около $2 млрд. Эта цифра близка к оценкам МЭРТ, хотя эти ожидания считаются завышенными.

С октября 2006 года, когда контракт на REBCO впервые был запущен, по нему не прошло ни одной сделки. Однако, по мнению некоторых экспертов, проект все равно нельзя считать неудачным, поскольку некоторое время должно было уйти на знакомство нового товара с рынком. В пример приводится ситуация с маркой Brent, на знакомство с которой у рынка ушло три года. Как только биржа заработает, торги по российской нефти марки REBCO необходимо  перенести с Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) на сырьевую биржу в Санкт-Петербурге.

Но оптимизм минэкономразвития разделяют не все эксперты. Некоторые из них считают, что дело не в местоположении площадки, а в том, что нефтяники из-за низких объемов не уверены в целесообразности торгов на бирже.

Информация о работе Ценовая политика нефтегазового комплекса