Ценовая политика нефтегазового комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование ценовой политики нефтегазового комплекса.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть цели ценовой политики, функции цены, образование цены продукции в рыночных условиях.
2. Изучить состав и виды цен, методы их установления на предприятии
3. Познакомиться с ценообразованием в нефтегазовом комплексе
4. Рассмотреть эволюцию структуры рынка нефти (основные факторы, влияющие на уровень цен нефти на предприятии)

Работа состоит из  1 файл

Салихова. 49-72.Курсовая.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

Удельная цена (ЦУД):

ЦУД= ЦБ/ПБ,                                                 (1.1)

где ЦБ — цена базисного изделия; ПБ — величина параметра базисного изделия.

Цена нового изделия (ЦН):

ЦН=ЦУД*ПН,                                                 (1.2)

где ПН— значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.

o        Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений:

Ц=f(Х1,Х2,...,ХN),                                                 (1.3)

где Х1, Х2,... , ХN — параметры изделия.

o        Балловый метод состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает интегральную оценку технико-экономического уровня изделия.

o        Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли. [7;89]

На сегодняшний день самыми распространенными методами установления цен являются методы на основе полных издержек производства, метод потребительской оценки и метод следования за лидером (ориентация на конкуренцию), так как используя данные методы, учитываются не только потребности предприятия, но и потребительские потребности и возможности, а также уровень конкурентоспособности, что является одной из главных показателей функционирования организации в современной рыночной экономике.

 

 

 

 

 

2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ

 

2.1. Экономическая рента и ценообразование на нефть.

             

              Экономическая рента - это разница между платой за ресурс и минимальной платой, необходимой для того, чтобы этот ресурс был предложен. Ресурс, дающий экономическую ренту, приносит сумму, превышающую альтернативную стоимость его использования. Экономическая рента может быть изъята посредством налогообложения, не затрагивая предложения ресурса. Она является одним из ключевых понятий теории общественного выбора.

              В обыденном понимании под рентой имеют в виду просто плату за пользование чем-либо, например жилищем, автомобилем. Теория общественного выбора использует это понятие в специфическом смысле, т. е. платежи собственнику ресурса, превосходящие его альтернативную стоимость.

              Условиями  появления ренты являются, во-первых, ограниченность природных ресурсов, и прежде всего истощаемых, с существующей их устойчивой дифференциацией по природным условиям эксплуатации; во-вторых, действие монополии хозяйствования, которая ведет к закреплению используемых природных ресурсов за отдельными экономическими агентами. Можно считать, что рента выступает в качестве дополнительного дохода, который возникает при наилучших и средних условиях хозяйствования на земле или при добыче минеральных ископаемых. Это связано с тем, что ограниченность ресурсов вынуждает страны использовать их при более худших условиях хозяйствования, а значит применять ценообразование не по средним, а по затратам замыкающих производителей. Вот, собственно, при таких обстоятельствах и возникает рента в строго экономическом смысле.

              Отсюда следует первый вывод: проблему ренты нельзя сводить только к проблеме распределения с последующим изъятием в бюджет. Как категории производства, ее неотъемлемой функцией выступает возмещение общественно-признанных затрат и стимулирование более экономного и эффективного использования природного ресурса.

              Для такого вида ренты, который возникает при добыче минеральных ресурсов (в первую очередь нефти и газа), характерна относительно новая особенность. Дело в том, что в настоящее время ее образование уже не может ограничиваться только формирующимися параметрами хозяйствования внутри страны. Глобализация мировой экономики привела к тому, что дифференциация условий хозяйствования и соответственно издержек добычи минеральных ресурсов должна оцениваться в рамках сложившегося общемирового или глобального рынка минеральных ресурсов, который ныне доминирует в рыночном признании затрат, цен и доходов в большинстве сырьевых отраслей.

              Из этого вытекает второй вывод: возникновение и присвоение ренты при добыче энергоресурсов в стране предполагают непосредственное сопоставление внутренних затрат со сложившимися среднемировыми затратами. И если такая разница положительная, то такой сверхдоход можно определенно считать рентным.

              Что касается ренты на нефть, то здесь в первую очередь учитывается цена, которая складывается исходя из особенностей ценообразования на данное сырье.

              Федеральная антимонопольная служба направила на согласование в заинтересованные ведомства проекты законов "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ" и "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ"[4;11]. В законопроекте о рыночном ценообразовании предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен. Первое - это сопоставимые цены зарубежных рынков. Второе - это биржевые котировки. И третье - внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты, такие как бензин, дизельное топливо и топливо мазут. В данной курсовой работе имеется интерес к последнему индексу, согласно которому необходима регистрация внебиржевых цен всеми предприятиями, которые производят нефтепродукты в Российской Федерации. И далее обезличенно они будут публиковаться. То есть не будут раскрываться параметры сделок или информация об их участниках, но цены по итогам каждой торговой сессии по установленным правилам обобщат, и будет сформирован соответствующий индекс цен. Тогда всем станет понятно, сколько же стоит нефтепродукт, непосредственно отпускаемый с НПЗ. И если, например, в каких-то регионах он будет приобретаться по ценам существенно более высоким, тогда у тех, кто торгует на рынке, и у контрольных органов, возникнет вопрос: почему и где происходит накрутка цены? У организации, которая занимается производством нефтепродуктов, организации, которая занимается сбытом нефтепродуктов, организации, решающей вопросы логистики, или где-то еще? Поэтому важно публиковать исходные цены (Приложения 1,2)

 

2.2. Методы ценообразования на нефть и нефтепродукты.

 

              Нефть является важнейшим стратегическим сырьем, служащим основой производства горюче-смазочных материалов. Соответственно, цена на нефть влияет на широкий спектр секторов реального сектора экономики. Нет ничего удивительного в том, что цены на нефть являются краеугольным камнем мировой экономики.

              К сегодняшнему дню цены на нефть, нефтепродукты и газ сложились следующим образом: 

Таблица 2.1.

Цены на нефть, нефтепродукты и газ.

 

Сорт

Дата

Цена,

$/барр.

Отклонение от

13.10.2.11,+/-

Brent Crude Oil (ICE)

14.10.2011

112.66

3.42

Light Sweet Crude Oil (NYMEX)

14.10.2011

87.50

2.85

Natural Gas (NYMEX)

14.10.2011

3.6890

0.1430

Бензин (NYMEX)

14.10.2011

2.8330

0.0706

Мазут (NYMEX)

14.10.2011

3.0610

0.0860


 

              Существует несколько методов установления цены на нефть и нефтепродукты.

              Метод линейной регрессии по балансу спроса и предложения. Для оценки “фундаментальной” цены на нефть, т.е. цены, определяемой текущим балансом спроса и предложения, необходимо экзогенно выбрать вид зависимости цен от промышленных запасов. Поскольку рынок еженедельно реагирует на информацию об изменении запасов, то наиболее простым и естественным подходом могла бы служить линейная регрессия вида

,                                  (2.1)

где - запасы соответственно сырой нефти, бензина и дистиллятов в млн барр., - средняя спот-цена на марку WTI (долларов за баррель), - изменение цены за неделю. Удобство такой модели связано с исключением не поддающейся точному измерению величины MOI (минимальный уровень запасов). Однако результаты расчетов, выполненные по данным EIA за период с 1996-го по январь 2002 г., показали, что недельное изменение цены практически не коррелирует с недельным изменением запасов.

              Метод линейной регрессии по запасам. Здесь учитывается зависимость абсолютного уровня цен от уровня запасов. Для этого была выбрана линейная регрессия цены по запасам:

,                                      (2.2)

По результатам расчетов численные значения коэффициентов составили . Все коэффициенты значимы, а коэффициент множественной корреляции достаточно высок и составляет 0,709.

              Метод регрессии величины, обратной к цене. Поскольку запасы нефти периодически приближаются к MOI, то возможен резкий нелинейный рост цен. Для учета этого эффекта использовалась регрессия величины, обратной к цене:

,                                   (2.3)

В этом случае значения коэффициентов составили:

Коэффициент множественной корреляции выше, чем коэффициент линейной регрессии, и составляет 0,743. Таким образом, можно сказать, что в рамках этой модели цена на нефть на 74% объясняется запасами нефти и нефтепродуктов.

              Из-за того, что ценообразование на нефтяном рынке происходит биржевым путем, то для увеличения прибыли компании приходится снижать издержки производства и увеличивать добычу и экспорт нефти. Главная задача, которая стоит перед нефтедобывающим комплексом – снижение себестоимости добычи нефти. Она успешно решается посредством применения передовых технологий, улучшения качества ремонта скважин, повышения нефтеотдачи пластов, а также внедрения передовых технологий использования попутного газа, в том числе применение газотурбинных установок малой мощности для выработки электроэнергии. Большой вклад в снижение себестоимости должно внести совершенствование всего комплекса отношений между нефтедобывающими предприятиями и сервисными компаниями.[7;165]

 

2.3. Механизм ценообразования на рынке нефти. Структура цены.

 

              Одним из решающих путей повышения конкурентоспособности торговой организации является оптимальный механизм ценообразования и установление факторов, влияющих на определение цены товара. Уровень цены реализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара.

В силу того, что мировой нефтяной рынок претерпевал постоянные изменения в сторону расширения многообразия своей внутренней структуры, со временем трансформировались и механизм ценообразования на этом рынке, и формула определения основных (базисных, маркерных) цен. Эти изменения дают основание предложить следующую периодизацию развития мирового рынка нефти, начиная с зарождения международной торговли нефтью в начале века и выхода нефтяных монополий на международную арену. Исходя из доминирующего на мировом рынке механизма ценообразования, можно выделить четыре этапа его развития:

I. до 1947 года;

II.                      с 1947 по 1971 годы;

III.                   с 1971 по 1986 годы;

IV.                   с 1986 года по настоящее время.

              Периоды эволюции механизма ценообразования отличаются четко выраженными чертами (Приложение 3).

Первый и второй периоды. До начала 1970-х гг. рынок был фактически монополизирован крупными вертикально интегрированными компаниями Международного нефтяного картеля (МНК). Восемь транснациональных компаний (“семь сестер”, составлявших ранее Standard Oil, — BP, Chevron, Exxon, Gulf, Mobil, Shell, Texaco, а также французская CFP) контролировали около 85—90% рынка на всех этапах производственного процесса. Цены на нефть также устанавливались преимущественно этими компаниями, поскольку на долю свободного рынка независимых производителей приходилось всего около 5%. На этом этапе крупные компании активно использовали трансфертное ценообразование для минимизации налоговых отчислений аналогично тому, как это происходит сейчас в России. Кроме того, устанавливались справочные цены для определения налоговых отчислений в странах, где компании действовали в рамках концессий.

До 1947 г. цена нефти сиф (CIF — cost, insurance, freight) в любом месте земного шара определялась на основе цены фоб (FOB — free on board) в Мексиканском заливе плюс стоимость доставки, которая включала фрахт танкера, залив-слив нефти, страховку, таможенную очистку и т.д. При этом не имело никакого значения, где фактически добывалась нефть.

В 1947 г. система расчета цен изменилась. Это было вызвано увеличением роли стран Персидского залива в мировой нефтедобыче, а также необходимостью восстановления экономики стран Западной Европы после второй мировой войны (“план Маршалла”). Согласно новым правилам цена на нефть рассчитывалась, как если бы она доставлялась уже из двух точек — Мексиканского или Персидского заливов. При этом цена фоб по-прежнему определялась в Мексиканском заливе, различались лишь затраты на поставку. Ясно, что новая система привела к появлению мест, где обе цены совпадали. Первоначально такая точка находилась в Средиземном море, затем, по мере снижения цен фоб в Персидском заливе, она сместилась на Восточное побережье США, а в 1949 г. единой базой для расчета цен на нефть стал Нью-Йорк.

Информация о работе Ценовая политика нефтегазового комплекса