Цели налоговой политики и методы их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить цели налоговой политики и рассмотреть на практике методы их реализации.
Объект исследования данной работы – различные методы, с помощью которых могут реализовываться цели налоговой политики государства.
Предмет исследования в данной работе – особенности и методы реализации налоговой политики.
При написании курсовой работы были поставлены следующие основные задачи:
1) изучить значение и принципы налоговой политики;
2) изучить методы реализации налоговой политики государства;
3) рассмотреть направления совершенствования реализации налоговой политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

1 Значение и принципы налоговой политики……………………………...7
Сущность налоговой политики……..…………………..….…………...7
Принципы налоговой политики…………………………….…….……11

1.3 Налоги в системе государственного регулирования экономики……15
2 Процесс реализации налоговой политики государства…….……….....19

2.1 Инструменты реализации налоговой политики………………………19

2.2 Современные проблемы реализации налоговой политики………….25
3 Направления совершенствования реализации налоговой политики.…29
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………...39
…………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

       Среди общенаучных принципов акцентируем  внимание на принципе теоретической  и методологической основательности  налоговой политики, поскольку нередко политика рассматривается как конкретная практическая деятельность определенных органов власти, что приводит к ее субъективности и несостоятельности вследствие отсутствия опоры на фундаментальные положения финансовой науки, апробированные и доказанные огромным историческим опытом развития налоговой системы как за рубежом, так и в России.

       В зависимости от того, какие принципы и в каком объеме закладываются  в основу политики, функции налогов  как регулятора бюджетных доходов, структуры и динамики экономики, социальных отношений в стране могут выражаться в разной степени./6/ 

       1.3 Налоги в системе  государственного  регулирования экономики 

       Макроэкономическая  политика современного государства, как  правило, основывается на базовой экономической теории. Развитие экономической системы приводит к постоянной смене экономических концепций, лежащих в основе экономической политики государства.

       До 30-х годов 20 в. концепция о стихийно и автоматически поддерживаемом рыночном равновесии в условиях совершенной конкуренции, при полной занятости производственных ресурсов и ограниченной роли государства в хозяйственной жизни, была доминирующей в экономической литературе.

       Однако  в начале 20 в. взрывной характер развития техники и технологии, разрушительные экономические кризисы перепроизводства и потрясения в банковской системе, ярко выраженная тенденция к монополизации, изменили рыночный механизм. В этих условиях он оказался недостаточным для поддержания экономической системы в равновесном состоянии, и государство вынуждено было брать на себя функцию регулирования многими экономическими процессами. Период Великой депрессии, падение производства, массовая безработица послужили основанием для разработки нового теоретического подхода. Для этого подхода характерны энергичные методы государственного вмешательства в хозяйственные процессы посредством целого ряда методов, в том числе комплекса мероприятий в налоговой и денежно-кредитной сферах. Выделим два альтернативных направления использования налогов в государственном регулировании: 1) кейнсианское;

                      2) неоклассическое./7/

       Дж. Кейнс явился основоположником теории и практики государственного регулирования  экономики, одним из инструментов которой  являлись налоги. Кейнсианская модель государственного регулирования главное значение придает «эффективному спросу» населения, в недостатке которого автор видит основную причину кризисных явлений в экономике. Государство должно восполнить недостающий спрос за счет увеличения своих расходов, налогов, стимулирования инвестиций и производства. Именно государство, считал Кейнс, в экстремальные периоды должно выбирать приоритетные направления развития экономики и проводить соответствующее финансирование за счет своих доходов. Образовавшийся при этом дефицит государственного бюджета покрывается государственными займами, а выплаты процентов по этим займам проводятся за счет налогов. Варьируя разницей между доходами и расходами бюджета в зависимости от конкретных экономических условий, государство может влиять на изменение основных макроэкономических пропорций. В данной системе налоги становятся не только средством балансирования бюджета, но и инструментом регулирования потребления и инвестиций. Кейнс писал, что серьезное изменение в налоговой политике может вызвать известные перемены склонности к потреблению. Налоги, полагал Кейнс, являются средством стабилизации экономики. Отводя государству ведущую роль, Кейнс обосновал тезис о возможности изменения налоговых ставок в зависимости от фазы цикла или темпов роста экономики.

       Кейнсианский  подход к макроэкономическому регулированию  нашел отражение в официальных  программах экономической политики ряда стран.

       Экономическая реальность 70-80-х гг. 20 в., связанная  с обострением инфляционных процессов, снижением темпов экономического роста, повышением уровня безработицы и бюджетным дефицитом, изменила приоритеты экономического развития. Доктрина Кейнса перестала соответствовать новым условиям. Кейсианское направление в макротеории уступило место неоклассическим концепциям, базирующимся на знаменитом принципе свободы и тезисе о внутренней устойчивости рынка, а следовательно, отрицании активной государственной политики. В неоклассическом направлении широкое распространение получили две концепции: монетаризм и теория экономики предложения./8/

       В отличие от Кейнса, яркий представитель  монетаристской теории М.Фридман решительно выступал против расширения экономических  функций государства. Поставив под  сомнение кейсианский механизм бюджетного финансирования, где изменения налоговых  ставок и расходов бюджета обеспечивают многократный прирост национального дохода, монетаристы отводят налогам незначительную роль в стабилизации экономики.

       В их теории налоги, наряду с другими  механизмами, воздействуют лишь на денежное обращение, изымая излишнее количество денег. Золотое правило монетаризма предполагает стабильность элементов бюджета, в том числе налоговых ставок. Последние не должны корректироваться в ответ на циклические изменения хозяйственной активности. Этот подход отвергает кейнсианские рецепты точной настройки экономики, сокращает возможность государства воздействовать на экономическую среду.

       Изменение ставок налогов на поведение индивидов  определяется соотношением двух эффектов: эффекта доходов и эффекта  замещения. Изъятие большой доли доходов ведет к тому, что люди предпочитают уменьшать продолжительность и интенсивность труда, и труд заменяется досугом. Это относится не только к наемному труду, но и к деятельности предпринимателей. В то же время налог, частично обесценивая доход, вынуждает индивида изменять объем и структуру потребления. Поэтому при разработке налогообложения необходимо учитывать как эффект дохода, так и эффект замещения, которые способны оказывать дестимулирующее воздействие на функционирование экономики. Необходимым условием устранения этого воздействия, по Лафферу, является снижение налоговых ставок. Теория Лаффера обосновала положение о том, что более низкие налоговые могут не изменить или даже увеличить налоговые поступления. Налоговые поступления, согласно Лафферу, являются продуктом одновременно и налоговой ставки, и налоговой базы. По мере того, как налоговая ставка возрастает, база сокращается. Эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления, следовательно зависят от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке.

       Лаффер  считал, что сокращение налогов, понижение  предельных норм обложения может  иметь стимулирующий эффект на экономику, налоговую базу: - налоговая база будет расти вследствие расширения объема производства;

       - часть экономических субъектов выходит их так называемой подпольной экономики в легальную;

       - активизируется рациональное использование производственных возможностей.

       Эти три эффекта, взятые вместе, указывал Лаффер, демонстрируют простую логику того, как сокращение отдельных налоговых ставок может в действительности увеличить налоговые поступления. Зависимость между налоговой системой и налоговыми поступлениями представлена кривой Лаффера (Приложение Б)./9/

       На  основе анализа статистических данных были выведены оптимальные предельные ставки. Авторы налоговой реформы в США И.Брэдли и Р.Гефард установили предельную ставку для корпораций – 30-35%, М.Фридмен понижал ее до 25%, а М.Эванс предлагал еще более низкие ставки, которые позволят затормозить и инфляционные процессы.

       Очевидно, что при таком подходе уровень налоговых ставок является главным решением всех проблем смешанной экономики, основным регулятором хозяйственной жизни./8/ 
 

       2 Процесс реализации налоговой политики государства 

       2.1 Инструменты реализации  налоговой политики 

       Развитие  рыночных отношений ставит перед  российской экономикой более сложные, чем ранее, задачи, решение которых  возможно только на базе знания стадий, видов, форм и направлений налоговой  политики. Точная, научно обоснованная классификация дает возможность найти в объекте исследования определенные общие признаки и путем их объединения в отдельные группы позволяет достичь единого подхода в определении принципов, задач и целей налоговой политики.

       Основами  налоговой политики являются:

       1) научно обоснованный подход к налоговой политике в соответствии с закономерностями общественного развития и выводами экономической и финансовой наук;

       2) учет специфики конкретных исторических  внешних и внутренних условий,  географического положения, реальных  экономических возможностей государства;

       3) изучение генезиса налоговой  политики, мирового опыта, выявление  прогрессивных тенденций, применимых  на соответствующем историческом  этапе развития экономической  стратегии конкретной страны;

       4) учет многоотраслевой структуры  и многоуровнего характера (в условиях бюджетного федерализма) российской экономики;

       5) использование многовариантных  расчетов при выработке концепции  налоговой политики и предвидение  возможных положительных и отрицательных  последствий наложения соответствующих  налоговых сценариев на конкретную экономическую ситуацию в стране на основе широкого применения различных экономико-математических методов./9/

       Документальное  оформление налоговой политики происходит, прежде всего в: - программах социально-экономического развития страны и отдельных регионов на долгосрочную и краткосрочную перспективу;

       - бюджетных посланиях Президента  РФ, губернаторов и мэров соответствующих  регионов и округов;

       - законах о бюджетах на федеральном,  региональном и местном уровнях;

       - различных законодательно-нормативных актах по налоговым вопросам.

       Кроме того, отдельные положения налоговой  политики закрепляются в многосторонних и двусторонних международных договорах, соглашениях об устранении двойного налогообложения и других актах.

       Необходимо  отметить, что специфика налоговой политики определяется рядом факторов. Можно выделить три основные группы факторов, предопределяющих условия формирования и реализации налоговой политики:

       - временные, изменяющие приоритеты  целей и задач и их ценность;

       - ресурсные, определяющие возможности для проведения налоговой политики, а также ограничения при ее осуществлении;

       - человеческие, которые влияют на  принятие решений в условиях  ограниченности ресурсов в различных  исторических условиях с учетом  различных рисков./10/

       Налоговая политика формируется и реализуется  под постоянным воздействием внешней  среды, которая оказывает влияние  через следующие свои сегменты:

       - общеэкономическую среду (положение  страны на различных международных  рынках, отраслевая и региональная  структура экономики, условия конкуренции, инфляционные процессы);

       - финансово-кредитную среду (бюджетный  федерализм и структура доходов  бюджета, уровень развития рынка  ценных бумаг, страхового рынка,  банковской системы);

       - научно-техническую среду (уровень  развития техники и технологии, уровень научных разработок, компьютеризация);

       - инвестиционный климат (государственная  поддержка инвестиционной деятельности  и стимулирование инвестиционных  процессов различными методами)./9/

       Выделяют  две стадии налоговой политики:

       1) Формирование налоговой политики;

       2) Реализация налоговой политики.

       На  стадии формирования налоговой политики:

       - формулируются цели и задачи  налоговой политики в рамках  общей экономической стратегии  страны в целом или отдельного  региона;

       -    разрабатывается налоговое законодательство;

       - определяется налоговая составляющая  бюджетного процесса государства;

       - фиксируются основные моменты  институциональных аспектов налоговой  политики.

       В результате формирования налоговой  политики определяются налоговая система страны или соответствующего региона и механизмы управления ею.

       На  стадии реализации налоговой политики:

       - обеспечивается поступление налогов  и сборов на всех уровнях  бюджетной системы;

       - апробируется и совершенствуется  налоговое законодательство;

       - модернизируются налоговые органы;

       - развивается кадровая составляющая  налоговой политики;

       - в конечном итоге обосновывается  необходимость внесения изменений  в действующую налоговую политику  или разработки новой налоговой  политики. В ходе реализации налоговой политики корректируется налоговая система страны или региона, совершенствуются механизмы управления ею.

Информация о работе Цели налоговой политики и методы их реализации