Теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:44, реферат

Описание

Любой менеджер осознает, что его основная и непосредственная задача состоит в побуждении людей выполнять качественно и добросовестно работу в организации.

Но при этом организации, будь-то фирма, или государство на определенном этапе своего развития, сталкиваются с неизбежным барьером предельной производительности.
Исходящий продукт уже не может быть усовершенствован как в количественном, так и на качественном уровне.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..2
1.Первоночальные теории мотивации…………………………………...3
1.1. Мотивация и ее основные задачи……………………………………3
1.2 Метод кнута и пряника………………………………………………..3
1.3 Методы психологии в управлении………………………………….. 5
2. Современные теории мотивации……………………………………....7
2.1 Потребности……………………………………………………………7
2.2.Вознагрождения……………………………………………………….8
2.3 Содержательные теории мотивации…………………………………9
2.3.1 Теория иерархии потребностей А. Маслоу……………………………10
2.3.2 Теория ERGАльдерфера…………………………………………...12
2.3.3 Теория приобретенных потребностей МакКлелланда…………..13
2.3.4 Теория двух факторов Фредерика Герцберга…………………….15
2.4. Процессуальные теории мотивации………………………………..17
2.4.1 Теория ожидания В. Врума…………………………………………..17
2.4.2 Теория равенства (справедливости) Адамса……………………..18
2.4.3 Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера……………………………....18
2.4.4 Теория постановки целей Э. Лока…………………………………………..19
2.4.5 Концепция партисипативного управления…………………………….19
3. Мотивация и стимулирование труда на практике………………………...20
Заключение………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

теории мотивации.docx

— 69.70 Кб (Скачать документ)

   Однако  эксперименты в Хоторне не дали модели мотивации, которая бы адекватно  объяснила побудительные мотивы к труду. Психологические теории мотивации труда появились гораздо  позднее. Они возникли в 1940-х годах  и развиваются в настоящее  время. 

2. Современные  теории мотивации

   Теперь  же специалисты выделяют два подхода  к изучению мотивации: содержательные и процессуальные. Важно понять, что хотя эти теории и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Развитие теорий мотивации имело  явно эволюционный, а не революционный  характер. Они эффективно используются в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду.[3]

   Чтобы более детально рассмотреть теории содержательной или процессуальной мотивации, нужно сначала обратить внимание на  основополагающие понятия, то есть такие как: потребности и вознаграждения.

2.1 Потребности

   Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать. Содержательные теории мотивации представляют попытки классифицировать эти общечеловеческие потребности по определенным категориям. До сих пор нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей. Однако большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицироватькак первичные и вторичные.[3]

   Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать, а также сексуальные потребности.

   Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо.

     Первичные потребности заложены  генетически, а вторичные обычно  осознаются с опытом. Поскольку  люди имеют различный приобретенный  опыт, вторичные потребности людей  различаются в большей степени,  чем первичные.

2.2Вознагрождения

   В разговоре о мотивации слово  «вознаграждение» имеет более широкий  смысл, чем просто деньги или удовольствия, с которыми чаще всего это слово  ассоциируется.

   Вознагрождение— это все, что человек считает ценным для себя.[1-c348]

   Нопонятия ценности у людей специфичны, а следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Вот простой пример. Чемодан, полный стодолларовых банкнот, будет восприниматься большинством людей цивилизованных наций как весьма ценное вознаграждение, а для членов примитивного филиппинского племени Тасадей сам чемодан, вероятно, будет представлять большую ценность, чем находящиеся в нем деньги.

   Аналогично, весьма состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов искренне дружеских отношений более ценными  для себя, чем крупная сумма  денег.

   В настоящее время руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним.

   Внутреннее  вознаграждение дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения — создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.[3]

   Фирма «Вольво», например, упразднила часть  линий конвейерной сборки на одном  из экспериментальных заводов, заменив  их сборочными бригадами, чтобы увеличить  внутреннее вознаграждение для рабочих.

   Внешние вознаграждения — это такой тип  вознаграждения, который чаще всего  приходит в голову, когда слышишь  само слово «вознаграждение».Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией. Примеры внешних вознаграждений является — зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвалы и признание, а также дополнительные выплаты.[3]

   Чтобы определить, каки вкаких пропорциях нужно  применять внутренние и внешние  вознаграждения в целях мотивации, администрация должна установить, каковы потребности ее работников. В этом и состоит цель содержательных теорий мотивации. Теперь мы можем перейти  к более детальному рассмотрению содержательных теорий мотивации.

2.3Содержательные теории мотивации

     Теории  содержания мотивации анализируют  факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус  этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.

     Наиболее  известные теории в этой группе: теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERGАльдерфера, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга.

2.3.1 Теория иерархии потребностей А. Маслоу

     Сущность  этой теориисводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и основатель Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека.[3]

     В основе же поведения лежат потребности  человека, которые можно разделить на пять групп:

     • физиологические потребности, необходимые  для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и так далее;

     • потребности в безопасности и  уверенности в будущем — защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;

     • социальные потребности — необходимость  в социальном окружении, в общении  с людьми, чувство «локтя» и  поддержка;

     • потребности в уважении, в признании  окружающих и стремлении к личным достижениям;

     • потребность самовыражения, то есть потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

     Первые  две группы потребностей первичные, а следующие три — вторичные.

     Согласно  теории А. Маслоу все эти потребности  можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

       Имеет смысл привести сводную  таблицу взаимосвязи потребностей, их проявления и удовлетворения. 

     Связи потребностей, их проявления и средств удовлетворения

Группы потребностей Форма проявления потребностей Средстваудовлетворения потребностей
самовыражение стремление к достижению результатов предоставление  творческой работы
признание и самоутверждение желание занимать определенное положение в коллективе присвоение  рангов или званий
безопасность стремление  к предотвращению опасных изменений создание системы  страхования
физиологические потребности желание регулярно  и качественно питаться создание легкодоступных систем питания

                           Таблица №1. 

Также хотелось бы привести таблицу методов для руководителей удовлетворения потребностей высших уровней. 
 

Методы  удовлетворения потребностей высших уровней

Социальные  потребности
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться

2. Создавайте  на рабочих местах дух единой  команды

3. Проводите  с подчиненными периодические  совещания

4. Не  старайтесь разрушить возникшие  неформальные группы, если они  не наносят организации реального  ущерба

5. Создавайте  условия для социальной активности  членов организации вне ее  рамок

Потребности в уважения
1. Предлагайте подчиненным более  содержательную работу

2. Обеспечьте  им положительную обратную связь  с достигнутыми результатами

3. Высоко  оценивайте и поощряйте достигнутые  подчиненными результаты

4. Привлекайте  подчиненных к формулировке целей  и выработке решений

5. Делегируйте  подчиненным дополнительные права  и полномочия

6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице"

7. Обеспечивайте  обучение и переподготовку, которая  повышает уровень компетентности

Потребности в самовыражении
 1. Обеспечивайте подчиненным возможности  для обучения и развития, которые  позволили бы полностью использовать  их потенциал

 2. Давайте  подчиненным сложную и важную  работу, требующую от них полной  отдачи

 3. Поощряйте  и развивайте у подчиненных  творческие способности

Таблица №2[1-c.256]

   Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие  экспериментальные исследования подтвердили  ее далеко не полностью.

   Конечно, в принципе, людей можно отнести  к той или иной достаточно широкой  категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего  уровня, но четкой пятиступенчатой  иерархической структуры потребностей по Маслоу, по-видимому, просто не существует.

   Не  получила полного подтверждения  и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности  не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.[3]

2.3.2. Теория ERG Альдерфера

КлейтонАльдерфер  также считает, что потребности  человека могут бытьобъединены в  отдельные группы. В своей теории он различает три большие группы:

     -потребности существования, то есть потребности в безопасности и физиологические потребности;

     - потребности связи, они отражают социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь друзей, коллег, врагов, начальников, подчиненных. Сюда можно также отнести часть потребностей из пирамиды Маслоу: признание и самоутверждение, которые связаны со стремлением человека занимать определенное место в окружающем мире;

     -потребности роста,они аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу.[4]

     Различие  между теориями Маслоу и Альдерфера в том, что по Маслоу происходит движение от потребностей к потребностям только снизу вверх.

     Альдерферже считает, что движение идет в обе стороны. Наверх, если удовлетворяются потребности нижнего уровня и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.

       Например: человек никак не может  удовлетворить потребность роста  и у него опять «включаются»  потребности связи, и это вызывает  процесс регрессии с верхнего  уровня потребностей на нижний.[4]

     Процесс движения вверх по уровням Альдерфер  называет процессами удовлетворения, а процесс движения вниз – процессом  фрустрации то есть поражением в стремлении удовлетворить потребность.

2.3.3Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Информация о работе Теории мотивации