Роль провизора в работе аптечного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 00:43, реферат

Описание

Лекарственное обеспечение является основополагающей частью системы традиционного здравоохранения. В то же время, лекарственное обеспечение может рассматриваться как самостоятельная отрасль со всеми особенностями, характерными для процессов производства и реализации продукции.

Содержание

Введение…3
1. Статус и номенклатура аптечных организаций…4
2. Торговые функции аптечных организаций…8
3.Провизор…24
4. Организация работы аптечного пункта…51
4.1 Характеристика базы исследования…51
4.2 Анализ ассортиментных групп…53
4.3 Ценообразование на лекарственные средства, реализуемые через аптечный пункт…57
4.4 Анализ валового дохода. Прогноз валового дохода на ближайший период…57
4.5 Учёт в аптечном пункте…58
Выводы, предложения…61
Список использованной литературы…64

Работа состоит из  1 файл

Роль провизора в обеспечении работы аптечного учреждения.doc

— 401.50 Кб (Скачать документ)

В связи с  этим выделяют следующие факторы, которые  влияют на формирование аптечного ассортимента:

  • Местоположение аптеки
  • Контингент жителей, которых обслуживает аптека
  • Профиль ЛПУ, который обслуживается аптекой по договору
  • Специализация аптеки
  • Учитывается заболеваемость, сезонность
  • Проведение маркетинговых исследований, АВС, ХУZ - анализа
  • Есть или нет договор на обслуживание льготных категорий населения
  • Какие виды деятельности прописаны для аптеки в лицензии, разрешен или нет оборот наркотических и психотропных веществ и т.д.

В настоящее  время аптечные организации занимаются реализацией огромного ассортимента товаров, перечень которых определен ФЗ «О лекарственных средствах»:

-лекарственные  средства

-изделия медицинского  назначения

-предметы личной  гигиены

-оптика

-натуральные  и искусственные минеральные  воды

-лечебное, детское  и диетическое питание

-парфюмерная  и косметическая продукция

-дезинфицирующие средства.

Формирование  ассортимента косметических товаров  требует не менее серьезного подхода, чем профильного. Сейчас же, зайдя  даже в небольшую аптеку, можно  увидеть довольно широкий выбор  косметической продукции: как собственно дерматологическую и фармацевтическую косметику, так и недорогой «масс-маркет». Нередко косметику, которая представлена на аптечных прилавках, можно увидеть и в других местах продажи, даже весьма сомнительных. Такая ассортиментная стратегия связана как с разнородным потребительским контингентом аптек, так и с экспансией самого косметического рынка. Понятно, что для многих производителей сама возможность присутствия в аптечном ассортименте используется как своеобразное подтверждение «особых» лечебно-профилактических свойств. Но потребитель, который ориентирован на приобретение косметики в аптеке, независимо от своей покупательной способности, возлагает определенные надежды на ее потребительские свойства и пока, похоже, отдает предпочтение импортной продукции. По данным Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» за I полугодие 2005 г. структура аптечного рынка косметики (импортная / российская продукция) в натуральном выражении составила соответственно 15 и 85%. Но если мы обратим внимание на соотношение в стоимостном выражении, а это 63 и 37% соответственно, то представление о рынке значительно меняется. Такая метаморфоза обусловлена не только средней стоимостью, которая для импортной продукции составляет 15 долл., а для отечественной - 1,5 долл., но и потребительским спросом. В ТОП_10 за тот же период фигурируют такие марки, как VICHY, LAKALUT, NIVEA, JOHNSON&JOHNSON, CLEARASIL, LIERAC, VITASKIN, GALENIC, AVENE, которые в денежном выражении обеспечивают почти половину всех аптечных продаж косметики. Заметим, что многие из этих марок либо представлены фарм. компаниями, либо ими разработаны. Приоритет потребительского спроса на импортные марки - далеко не объективная оценка возможностей отечественного косметического рынка. Линии косметических продуктов российских производителей, которые вполне могли бы конкурировать со многими импортными «аптечными» марками, пока редко рассматривают аптеку как место розничной торговли. Элитная марка бережет свой имидж и требует особого подхода в организации продажи. Сегодня многие фарм. дистрибьюторы и аптечные предприятия, понимая экономическую выгоду целенаправленного формирования косметического ассортимента, стремятся привлечь такого производителя. Хотелось бы, чтобы их общими усилиями у потребителя косметики сформировалась уверенность в том, что представленная в аптеке косметика - это то лучшее, что может предложить сегодня косметический рынок в различных ценовых нишах.

Вообще, продажа  любых видов аптечных товаров  регламентируется:

-Гражданским  Кодексом РФ

-Законом РФ  «О защите прав потребителей» потребителей №2300-1 от 07.02.2004 с изм.

-Об утверждении  правил продажи отдельных видов  товаров … Постановление Правительства  РФ №55 от 19.01.1998.

-О лекарственных  средствах /Федеральный закон  от 22.06.1998. с изм.

-Об утверждении Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007. - 2003 «правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных учреждениях. Основные положения» /Приказ МЗ РФ №80 от 04.03.2003.

По Закону «О защите прав потребителей», продавец - это организация, независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, которые реализуют свои товары потребителям по договору купли - продажи. Продавец должен донести информацию о себе - вывеска обязательна над входными дверями, где указывается наименование организации, режим её работы, место её нахождения. По ОСТу 80 от 2003 г. - на вывеске должны быть адреса и телефоны близлежащих аптек.

Продавец должен предоставить информацию о товаре - на русском языке, это требование обеспечивается поставщиком - импортером, если оно не выполняется, то аптека несёт административную ответственность.

По общим  требованиям Закона «О защите прав потребителей» должна быть предоставлена  следующая информация о товаре:

  • Наименование технического регламента или другого документа, подтверждающего соответствие товара;
  • Информация о правилах продажи;
  • Информация об основных потребительских свойствах;
  • Цена в рублях;
  • Сроки - гарантийный, срок годности, срок службы;
  • Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • Местонахождения изготовителя и организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий;
  • В обязательном порядке должен быть номер государственной регистрации и дата гос. регистрации для ЛС.

Информация  обеспечивается в виде товарно-сопроводительных документов, инструкции по применению, маркировки или иным способом.

Согласно п. 12 Постановления Правительства №55 от 19.01.1998 г. при поставке товара поставщик обязан предоставить один из следующих документов:

-Сертификат  или декларацию соответствия;

-Копию сертификата, заверенную печатью сертификатодержателя;

-Товарно-сопроводительные  документы, оформленные поставщиком  или изготовителем и содержащие  по каждому наименованию сведения  о подтверждении его соответствия  установленным требованиям - номер  сертификат соответствия, срок его действия, дата выдачи, орган его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок её действия, наименование изготовителя или поставщика, принявшего декларацию и зарегистрировавший её орган.

К вышеуказанным  документам, Согласно Санитарным нормам и правилам на продукты питания должны предоставляться удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов.

До передачи товара в зал он обязательно проходит предпродажную подготовку, то есть на товаре проверяется наличие необходимой информации, внешний вид.

В торговом зале товары размещаются в соответствии с требованиями ОСТА №80 - отдельно внутренние и наружные, отдельно ЛС и БАД + по фармакотерапевтическим группам.

Кроме того, в  торговом зале должен быть размещен стенд с обязательной информацией для потребителей.

На этом стенде согласно ОСТу №80 от 04.03.2003 года должна быть предоставлена следующая информация:

  • Телефоны, адреса органов управления фарм. деятельностью, телефоны головного офиса;
  • Книга отзывов и предложений;
  • Информация о группах населения, имеющих право на внеочередное обслуживание;
  • Номер телефона справочной службы - телефон справки общегородской, общесетевой;
  • Копия Правил продажи отдельных видов товаров;
  • Копия Закона о защите прав населения;
  • Перечень ЛС, разрешенных к отпуску без рецепта врача
  • Копия лицензии на фарм. деятельность
  • Ф.И.О. дежурного администратора - заведующей аптечным пунктом - и кнопка вызова дежурного администратора, график его работы.

На всех товарах  должны быть оформлены единым образом  чёткие ценники, на которых указываются - наименование товара, цена за единицу, печать организации или подпись материально - ответственного лица, дата оформления ценника, которая равна приходному номеру по накладной.

Порядок отпуска  ЛС регламентирован Приказом МЗ и СР РФ №785 от 14.12.2005 г.

Все ЛС, за исключением  ЛС, включенных в Перечень, отпускаемых  без рецепта врача, должны отпускаться  строго по рецептам. Перечень безрецептурных ЛС утвержден Приказом МЗ и СР РФ №578 от 13.09.2005

При отпуске  ЛС потребителя обязательно информируют:

-о режиме  приема;

-о РСД;

-о правилах  хранения;

-необходимости  внимательного прочтения инструкции.

Нарушения первичной  упаковки товара не допускаются, вторичную  упаковку нарушать можно - помещаем товар  в аптечную упаковку, где указываем серию, срок годности товара, обязательно прикладываем копию инструкции по применению товара - такая операция, правда, будет относиться к фасовочным работам, о чем должна вестись соответствующая запись в Журнале лабораторно - фасовочных работ.

По просьбе покупателя может быть предоставлена дополнительная информация о приобретаемом им ЛС, об имеющихся синонимах и дженериках, информация по ценам, а также по требованию покупателя должны быть предоставлены документы, подтверждающие качество товара.

Согласно Правилам Продажи (Постановление №55) запрещено делать возврат ранее приобретенных лекарственных средств.

3.Провизор.

Провизор – это специалист с высшим фармацевтическим образованием, работающий в сфере производства, хранения и продажи лекарственных препаратов.

Исторически так  сложилось, что провизором назывался  любой аптечный работник. Однако среди представителей этой профессии можно выделить несколько специализаций: различают провизоров-технологов, занимающихся изготовлением лекарственных форм, провизоров-аналитиков, контролирующих качество. Кроме того, в обязанности провизоров может входить контроль отпуска лекарственных средств, проверка работы аптек. Сейчас провизорами зачастую называют работников, организующих и координирующих оптовую торговлю фармацевтическими препаратами, и применительно к ним часто употребляют такое словосочетание, как «менеджер-провизор». Круг должностей, на которые они могут рассчитывать, достаточно широк: провизор медицинского (аптечного) склада, специалист по маркетингу рынка лекарственных средств, специалист по лицензированию и сертификации, менеджер по продажам, медицинский представитель.

Образование

Специалист, желающий работать провизором, должен обязательно  иметь высшее фармацевтическое образование. Получить его можно во многих российских вузах.

Однако если образование получено более пяти лет назад, то специалисту необходимо пройти курсы повышения квалификации. Для сотрудников коммерческих и  частных структур обучение требует  определенных материальных затрат, поскольку  Минздравсоцразвития России предусмотрена оплата процесса сертификации из бюджетных средств только для работников государственной и муниципальной сфер. В то же время все аптечные сети при приеме на работу предлагают сотрудникам оплату курсов за счет компании. Но за такое обучение специалисту, вероятно, придется заключить контракт с компанией на несколько лет без возможности ухода с работы.

Смежные карьеры

Карьера тех, кто  получил специальность «провизор», складывается по-разному. Они могут успешно работать в аптеке как за «первым столом» (имеется в виду работа за прилавком), так и провизорами-технологами, провизорами-аналитиками. При наличии сертификата провизора-организатора и опыта работы в аптеке от 3 лет на должности провизора есть возможность дорасти до позиции директора аптеки.  
Дополнительное образование в области маркетинга дает провизору определенные преимущества. Однако даже после прохождения специального курса по маркетингу в Московской медицинской академии специалисту не хватит знаний для того, чтобы рассчитывать на трудоустройство в наиболее сильные и известные компании. С этой целью желательно получить в области маркетинга либо второе высшее образование, либо по программе МВА.

Западные компании-производители, развивающие свой бизнес в России, в основном занимаются продвижением препаратов, а не прямыми продажами, поэтому провизоры там востребованы в отделах маркетинга, сертификации и регистрации, а также в качестве медицинских представителей и даже руководителей бизнес-единиц. Они могут быть также продакт-менеджерами и бренд-менеджерами, поскольку реклама этих товаров направлена на конечного потребителя: для продвижения лекарственных препаратов среди населения требуются и такие методы, как проведение медицинских конгрессов, симпозиумов, работа с opinion-лидерами по специальной программе. В российских компаниях-производителях существует похожая схема деятельности, но гораздо больше внимания уделяется продвижению безрецептурных средств, для чего необходимо работать с аптеками. Поэтому фармацевт-провизор здесь больше занят своими прямыми обязанностями.

Функциональные  обязанности

В зависимости  от специализации провизоров различаются  и их функциональные обязанности.

• Клинический провизор

В современных  условиях происходят серьезные изменения  в функциональных обязанностях провизора. Существенное увеличение доли готовых лекарственных форм, расширение номенклатуры безрецептурных препаратов, развитие концепции самолечения приводят к тому, что все большее место в профессиональной деятельности специалиста приобретает консультативно-информационная работа – фармацевтическая опека пациентов. Под ней подразумевается квалифицированная консультация клиентов по условиям рационального применения лекарств: времени приема, сочетанию с пищей и с другими препаратами, правильному хранению, выбору лекарственной формы, правилам использования новых лекарственных форм. Фармацевтическую опеку осуществляет клинический провизор, то есть специалист, который знаком с основными видами медицинской документации, общей синдромологией и клинической симптомологией наиболее распространенных заболеваний. Он должен владеть основными методами клинического, лабораторного и инструментального обследования пациентов, общими принципами интерпретации результатов обследования.

Информация о работе Роль провизора в работе аптечного учреждения