Политология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:25, реферат

Описание

До недавнего времени социологи указывали на низкий уровень политической активности молодежи (и студенчества в том числе). По данным М. Катаева, меньше 30% данного социального слоя считают, что молодежь должна участвовать в политической жизни страны. [6]

Однако ситуация изменилась в связи с событиями «оранжевой» революции 2004 г., которая никого не оставила равнодушным никого: украинское гражданское общество разделилось на два лагеря – «поддерживаю» и «не поддерживаю». Оранжевая революция взбудоражила умы и сердца людей; вызвала радость, гнев, надежду, раздражение и прочие эмоции и переживания. Украинский народ вышел из спячки под названием «политическая пассивность» и даже «абсентеизм».

Студенчество не осталось в стороне, наоборот, оно либо с задором и свежими силами «нырнуло» в этот «оранжевый океан», либо оставалось на «суше» и активно протестовало против «оранжевого хаоса».

Содержание

Введение
Сознание студенческой молодежи
Политическая активность студентов
Политическая социализация
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Семестровая по политологии.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

      По  уровню университетской успеваемости респонденты разделились следующим образом: 29,2 % - отличники, 41,5 % - учатся на отлично и хорошо, 29,3 % - на удовлетворительно.

      Из  десяти включенных в анкету личностных качеств, которые респонденты отметили как свойственные им: ответственность - 43 %, решительность и настойчивость - 41,5 %; воспитание в себе трудолюбия - 64 %, независимость - 63 %.

      Недооценивают, к сожалению, студенты такие качества: воображение - всего только 27,6 %, толерантность - 21,5 %, доброжелательность - 18 %. А ведь эти качества в большей мере необходимы политологу как консультанту и аналитику. Умение общаться с властью и теми, кто нуждается в услугах политолога, имеет непосредственное  отношение  к успешной профессиональной деятельности в будущем. Следует подчеркнуть, что это на сегодня наиболее уязвимое место в характеристике портрета респондента.

      Об  искренности ответов на поставленные вопросы свидетельствуют признания студентами слабых сторон своего характера. Так, 60 % опрошенных указали, что им присуща лень; 21,5 % - неорганизованность, 13,8 % - необязательность. И только 24,3 % отметили, что подобные недостатки им не присущи.

      Из  числа опрошенных 61,5 % считают, что  человек сам является творцом  своей жизни и своего счастья, и только 7,6 % согласны с утверждением: человек - игрушка в руках судьбы и обстоятельств. 36,9 % испытывают ощущения, что дальше так жить нельзя.

      Полученные  данные свидетельствуют о том, что  большинство студентов-политологов рассчитывают на собственные силы и готовы к совершенствованию личных качеств.

      О социальном самочувствии респондентов можно судить по их ответам на вопрос о том, как они воспринимают современную Россию. Содержание большинства ответов характеризует лояльность  студентов  к существующему режиму и их терпимое  отношение к трудностям, которые они считают вполне преодолимыми -53,8 %, а 25 % респондентов уверены, что у России большое будущее; испытывают чувство гордости за свою Родину 15,3 %.

      Удовлетворены всеми аспектами своей жизни  лишь 24,6 %, остальные - частично. Такой результат свидетельствует о том, что не все возможности для самореализации используются в достаточной мере. Это осознают 55 % студентов-респондентов. Осознание этого факта может стимулировать активность студентов в этом направлении.

      Вместе  с тем студенты высоко оценивают  возможности получения профессионального образования - 69 %, среднюю оценку дают возможности получения информации по интересующим вопросам 40 %. На наличие высокой возможности открыто выражать свои убеждения указали 38,7 %, средней - 35,3 % и низкой - 26 %.

      Подавляющее большинство респондентов имеют  свою позицию по  отношению  к происходящим политическим событиям - 67 %; 36 % готовы ее отстаивать по мере возможностей.

      Из  числа опрошенных 60 %  студентов  воспринимают себя в качестве самостоятельного субъекта и самодостаточной личности; 24,6 % воспринимают себя как часть целого (нации, страны и т. п.), 15,3 % затруднились дать ответ на данный вопрос.

      Анализ  анкет по студенческим группам показал, что большинство из тех, кто воспринимает себя как часть целого, - это студенты первого и второго курсов. Их ответы можно объяснить тем, что они пока не располагают достаточными политологическими знаниями.

      Наиболее  сложными в процессе политической социализации являются восприятие индивидом политических ценностей и интегрирование их в свою личность.

      Анализ  итогов опроса студентов показывает, что в ранжировании предложенных в анкете

      ценностей существует большой разброс мнений. На первом месте оказались такие ценности, как жизнь (36,9 %), чувство собственного достоинства (9,2 %), свобода (7,4 %), образование (6,1 %), здоровье (6,1 %), семья (6,1 %). Следует отметить, что данные показатели довольно низкие. Существенно недооценивается свобода как общечеловеческая ценность.

      Можно предположить, что причиной является то, что наш народ за свободу  не боролся, а она была дарована сверху в том виде, в каком мы ее имеем. Кроме того, молодое поколение не знает, что такое цензура, о чем можно говорить на занятиях и о чем опасно. Поэтому они не в состоянии определить должное место этой ценности для себя.

      Занижена  оценка чувства собственного достоинства. Уважительное отношение к себе залог уважения со стороны других. Эта ценность отсутствовала при тоталитарном режиме, где человек превращался в винтик общего механизма и его всегда можно было заменить.

      В таких условиях находилось несколько  поколений советских людей. Освободить их сознание от рабства невозможно в короткий срок. Данная ценность только начинает утверждаться в российском массовом сознании, в том числе и среди студенчества, что и подтверждают полученные данные.

      Таким ценностям, как индивидуализм, респонденты отвели третье седьмое места (27,6 %), а коллективизму - десятое и одиннадцатое (6,1 %). Эти данные свидетельствуют о том, что коллективизм сегодня многими воспринимается как ценность советского образа жизни, когда осуществлялось усреднение личности и приоритет отдавался общественным

      интересам за счет личных. Однако коллективизм является общечеловеческой ценностью, которая способствует развитию личностных качеств, необходимых для общения, адаптации к окружающей среде. Кроме того, без развитого чувства коллективизма проявляются негативные свойства индивидуализма, такие как эгоизм, своекорыстие и др. Только в совокупности коллективизм и индивидуализм обеспечивают наиболее полную самореализацию личности.

      В условиях рыночных  отношений  явно занижен интерес респондентов к частной собственности. Она оказалась на 10-13 местах (20 %), конкуренции отведены 8-10 места (15,1 %), 13, 15, 16 места (15,3 %). Таким образом, только 50 % опрошенных придают значение в своей жизни этим новым для российского менталитета ценностям.

      Позиции  студентов  по  отношению  к  ценностям во многом определяются их экономическим положением, социальным статусом и теми конкретными политическими событиями, свидетелями которых они являются.

      Образцами социального поведения, как известно, служат социальные нормы права. Право опосредует экономические и нравственные отношения, направляет их развитие, способствует совершенствованию. Нормы права в определенной степени предопределяют процесс политической социализации. Об отношении респондентов к правозаконности свидетельствуют следующие показатели.

      Большинство считает себя обязанным соблюдать  правовые нормы, проявлять уважение к правам других. Под правом понимают юридическую ответственность за свои действия и поступки (79 %). Отдают предпочтение не закону, а справедливости 13,3 %. Вместе с тем 30,8 % считают, что честным путем трудно чего-либо добиться, а 21,5 % готовы пойти на удачу ложных показаний в суде, 26,1 % могут продать свой голос на выборах,

      24,3 % приняли бы участие в демонстрации в интересах определенных политических сил за особую плату. При этом делаются оговорки: из-за отсутствия необходимых материальных средств.

      Приемлемым  считают совершение экстремистских действий 24,3 % опрошенных студентов. Эти  данные заставляют задуматься над тем, в каком направлении может использоваться студенческий максимализм при ухудшении социально-политической ситуации в стране или регионе.

      В подготовке специалиста-политолога ведущую  роль играют освоение политической культуры, выработка собственного  отношения   к   политике  и политической системе в целом, развитие способности оказывать плодотворное влияние на политический процесс в целях эффективного его функционирования.

      Анализ  итогов опроса свидетельствует, что  только около 50 % респондентов проявляют повышенный интерес к  политике , безразлично относятся 3 % (явно избравшие специальность не по призванию). Хорошо представляют то, что происходит сегодня в  политике, 67,6 %, знают, что делать, чтобы голос их был услышан, 43 %.

      В данном случае важное значение имеет уровень подготовки  студентов  по специальным предметам. Не случайно на эти вопросы затруднились ответить 40 %. Это в основном студенты первого курса, которые политологию в первом семестре еще не изучали.

      Прогресс  политической социализации в обществе зависит от характера  отношений  индивида и власти. Человек может пассивно принимать господствующие в обществе стереотипы.

      Но  может и активно взаимодействовать  с властью, вносить свой вклад  в совершенствование политической жизни.

      Показателем связи между властью и человеком является уровень доверия к политическим институтам и общественным организациям.

      В нашем исследовании по этому вопросу  получены следующие результаты. Представим их на сравнительной таблице. 
 
 
 
 

        

      Из  приведенной таблицы видно, что  у  студентов  показатели доверия к политическим институтам значительно выше общероссийских (за исключением доверия к президенту и церкви). Причины этих различий видятся в том, что опросы проводились в разные периоды времени (в 1998 и 2008 гг.). Известно, что 1998 г. был не лучшим годом для России. Изменения, происшедшие к концу 2008 г., заметно повысили степень доверия к власти.

      В любом обществе основу недоверия  к политическим институтам составляет отчуждение людей от  политики  и политической системы. Встречи президента с гражданами России, ежегодные Послания Президента Федеральному собранию, выступления по телевидению несомненно способствуют приобщению людей к  политике  и их осознанному политическому выбору. 
 
 
 
 

                                               5.Заключение 

      В процессе анализа итогов исследования обнаружено некоторое противоречие. Так, 41,5 % из опрошенных  студентов являются носителями такой ценности, как социальная справедливость, и в то же время 38 % предпочли бы жить в обществе социального равенства. Данное противоречие обусловлено отождествлением ценностей социальная справедливость и социальное равенство. Социального равенства быть не может, т. к. люди отличаются друг от друга разными способностями и тем вкладом, который вносят в общественное достояние. Распределение всем поровну есть прямое нарушение принципа социальной справедливости. Равенство допускается и реализуется лишь перед законом, в политических правах и стартовых возможностях.

      Около 50 % студентов-респондентов выбрали  общество индивидуальной свободы, т. е. их можно характеризовать как носителей либеральных и демократических ценностей.

      Итак, на основе проведенного анализа результатов  социологического опроса студентов-политологов мы получили интересные и полезные знания об объекте обучения, что, несомненно, скажется положительно на характере взаимоотношений преподавателя и студента.

      Выявление слабых сторон, характеризующих респондентов, позволит определить аспекты преподавания, на которые должно быть обращено особое внимание. К ним следует отнести усиление формирования политического, правового и морального сознания значительной части респондентов.

      Проделанная работа открывает возможности для совершенствования учебного процесса, стимулирует поиск новых методов и подходов к тем, как обучают студентов. 
 
 
 
 
 
 

      . 
 
 

      Литература:

      1. Білоус І.М. Особливості ставлення  молодіжної Інтернет-аудиторії до  участі у політичному житті.: Автореферат...канд. наук: 19.00.11 – 2008.

      2. Білоус І. Політична активність  молоді: форми вияву та особливості  трансформації / І. Білоус // Соціальна психологія. – 2007. - №5. – С. 25-34.

      3. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая  психология. Ростов на Дону, «Феникс», 1996. – 448 с. 

      4. Деркач А.А., Жуков В.И., Лаптев  Л.Г. Политическая психология. М.: Академический Проект, Екатеринбург:Деловая книга, 2001. - 858 с.

      5. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая  психология. М.: Наука, 1994. – 304 с. 

      6. Катаєв М. С. Проблеми політичної  ідентичності підлітка // Проблеми  політичної психології та її  роль у становленні громадянина Української держави. - К. 2001. - Вип. 3. - С. 138.

      7. Кияшко Л.О. Соціально-психологічні  детермінанти протестного потенціалу  молоді // Проблеми політ. психології  та її роль у становленні  громадянина Української держави:  Зб. наук. пр. / Ін-т соц. та політ. психології АПН України. – К.: Міленіум, 2008. – Вип.7. – С. 221–227.

      8. Ольховский Е.Р. Студенческое  движение на рубеже XIX-XX вв.: Зарождение большевистской организации в Петербургском университете // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.6. Л., 1989. С.75-111.

Информация о работе Политология