Функции политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:40, контрольная работа

Описание

Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: «политик» государственные, общественные дела и «логос» - слово, мысли, учение. «Отцом» первого понятия является Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), второго – Гераклит (около 530-480 гг. до н. э.). Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике.

Содержание

Содержание…………………………………………………………………2
Введение…………………………………………………………………….3
Теоретическая функция……………………………………………………4
Методологическая функция……………………………………………….5
Практическая функция…………………………………………………….6
Прогностическая функция…………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………....8
Список литературы………………………………………………………...9

Работа состоит из  1 файл

Функции политологии.docx

— 25.57 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

  1. Содержание…………………………………………………………………2
  2. Введение…………………………………………………………………….3
  3. Теоретическая функция……………………………………………………4
  4. Методологическая функция……………………………………………….5
  5. Практическая функция…………………………………………………….6
  6. Прогностическая функция…………………………………………………7
  7. Заключение………………………………………………………………....8
  8. Список литературы………………………………………………………...9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Понятие «политология»  образуется из двух греческих слов: «политик» государственные, общественные дела и «логос» - слово, мысли, учение. «Отцом» первого понятия является Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), второго – Гераклит (около 530-480 гг. до н. э.). Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике. Как и в любой области общественного знания, содержание политологии наиболее полно проявляется в ее функциях. К числу важнейших функций политологии следует отнести по меньшей мере следующие четыре: теоретическую, методологическую, практическую и прогностическую.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретическая функция

Теоретическая функция политологии имеет своей  целью прежде всего разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах.

Неспособность прежних теоретических установок  служить подлинно научными политическими парадигмами обусловлена не только тем, что они были оторваны от реальной общественной жизни, но и тем, что они исходили из ее жесткой экономической, социально-структурной, политической и духовно-идеологической заданности (безраздельного господства государственной собственности, неодобрительного отношения к несанкционированным формам социальной активности, однопартийного политического руководства, нетерпимости к инакомыслию). Отвергнув прежние политические парадигмы как несостоятельные, наша страна пока еще не приобрела для себя окончательно и новые, что, несомненно, сказывается на ее состоянии, характеризуемом политической и экономической нестабильностью, национальной и региональной отчужденностью, социальной, нравственной и психологической напряженностью.

        Сказанное отнюдь не означает, что политические процессы в  нашей стране идут вне всякой  парадигмы. Политическая ситуация  последних лет убедительно свидетельствует  о том, что на роль такого  рода парадигмы безусловно претендует идея политического плюрализма. Эта идея прочно утвердилась в развитых капиталистических странах. Она постепенно пробивает дорогу и в бывших странах социалистической ориентации. В нашей стране идея плюрализма активно заявила о себе в конце 80-х годов. Процесс ее реализации в политической жизни проходил весьма бурно: от плюрализма мнений — к плюрализму действий, от плюрализма действий — к плюрализму организаций, от плюрализма организаций — к плюрализму общества в целом. Привлекательность идеи политического плюрализма состоит в том, что она открывает широкие перспективы для участия различных групп населения в политической жизни общества.

        Политический плюрализм — это  новое явление для нашей страны. Поэтому его утверждение и распространение неизбежно связаны с различного рода издержками. Так, существует влияние анархистских тенденций. Анархизм, как известно, всегда спекулировал на свободе личности, на ее постоянном стремлении к самореализации. Ставшее в последние годы массовым неуважительное отношение к закону, к распоряжениям государственной власти со стороны самых различных структур, слоев и должностных лиц общества — наглядное тому подтверждение. Серьезную тревогу вызывает также групповой и национальный эгоизм. Возникший как естественная реакция на бюрократические извращения административно-командной системы, групповой и национальный эгоизм (если не будут найдены разумные формы его преодоления) грозит перерасти в широкомасштабную конфронтацию со всеми вытекающими отсюда последствиями. И наконец, особо следует сказать об автаркизме, региональной обособленности и замкнутости, которые препятствуют утверждению подлинного политического плюрализма.  

Методологическая  функция

Что касается методологической функции политологии, то она состоит  в том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности. Надежность этого способа зависит от того, в какой степени она опирается, с одной стороны, на общефилософские принципы, законы и категории, применяемые во всех областях научного знания, а с другой — на конкретные приемы и процедуры, разработанные частными науками в ходе анализа различных явлений общественной и природной жизни.

        Общефилософские законы, принципы  и категории, составляющие методологическую базу политологии предполагают частные методы, которые в зависимости от специфики исследования различных аспектов политики подразделяются на: дифференцированный анализ социальных общностей, их роль в политической жизни; структурно-функциональный анализ политических институтов; системный анализ больших и малых политических структур; комплексный анализ политического руководства и управления обществом; коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса; метод сопоставления близких или разных политических систем; методы политического планирования и прогнозирования. С учетом перечисленных методов разрабатывается и конкретная методика политических исследований, под которой имеется в виду совокупность технических приемов, их последовательность и взаимосвязь. Их можно подразделить на следующие три группы. К первой относятся те, которые связаны со сбором первичной информации, например наблюдение, изучение документов, опросы, обследования и т. д. Вторую группу образуют приемы, используемые в целях обработки и анализа исходных данных: описание, классификация, статистический, генетический, математический анализ и т. п. Третья группа включает в себя такие приемы, которые используются для проверки научной гипотезы либо для достижения соответствующего эффекта в практической политической деятельности. К ней следует отнести прежде всего социальное экспериментирование и моделирование.

        Многое дает применение поведенческого  подхода к исследованию политической  жизни, который развивался прежде всего в бихевиоризме, который, несмотря на свои недостатки, безусловно обладает и определенными преимуществами. Во-первых, он ориентирует на использование количественных методов изучения политических явлений, обеспечивающих большую точность и объективность, и, во-вторых, он предполагает анализ политического поведения людей сквозь призму их психологических установок. Далее необходима информатизация политической науки, т. е. привнесение в сферу политических исследований инструментария и методологии современной информатики.

        Речь идет, наконец, о подготовке  высококвалифицированных специалистов  в области политической методологии,  о повышении их компьютерной  грамотности, об интенсификации  научных контактов между политологами-методологами  как внутри страны, так и за  ее пределами.  

Политическая  функция

        Говоря о практической функции политологии следует иметь в виду два тесно связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он находит свое выражение прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в чутком реагировании на потребности политической практики. Прикладной характер политологии находит свое выражение также в ее конструктивно-критической направленности.

        Прикладной характер политологии  находит свое выражение, наконец,  в повышении ее профессиональной  значимости. Потребность в политологах-профессионалах  испытывают высшие и средние  специальные учебные заведения,  а также общеобразовательные  школы, где спрос на читаемые  политологами курсы явно превышает  предложение. Политологов ждут  в научно-исследовательских институтах, центрах и лабораториях, причем  не только чисто политологического, но и психологического, социологического, юридического, исторического, международного и иных профилей. В политологах нуждаются представительные и исполнительные органы власти, внутриполитические и внешнеполитические учреждения и службы, многочисленные средства массовой информации и коммуникации, коммерческие предприятия и фирмы.

        Второй аспект практической функции  политологии касается ее взаимоотношений  с властью. То печальное состояние, в котором долгое время пребывало наше обществоведение (в том числе и политология) в период господства административно-командной системы, во многом объясняется тем, что эти взаимоотношения носили явно выраженный деформированный характер. Они строились по принципу феодально-вассальной зависимости: самим ученым в них отводилась роль послушных исполнителей и комментаторов директивных указаний.  

Прогностическая функция

        Немаловажную роль в жизни  современного общества играет  прогностическая функция политологии.  Эта функция предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных  перспектив развития нашего общества. Прогностическая функция политологии  предполагает, во-вторых, заблаговременное  проведение научных экспертиз  наиболее значимых политических  решений с точки зрения реальности  ожидаемого от них эффекта.  Хорошо известно, например, что по  числу принимаемых решений мы  значительно обогнали многие  страны. Но не менее хорошо  известно, что подавляющая их  часть оказалась, по существу, нереализованной. Одна из причин  тому — отсутствие предварительной  экспертизы принимаемых политических  решений. 

        В-третьих, прогностическая функция предполагает моделирование политических процессов и отношений. С сожалением приходится констатировать, что именно эта сторона прогностической функции политологии не получила достаточно серьезного развития в нашей стране.  
 
 

Заключение

        Возможности моделирования политических процессов как национального, так и глобального характера исключительно велики, о чем свидетельствует деятельность Римского клуба, а также других неправительственных и правительственных организаций многих стран. Теоретическая, методологическая, практическая и прогностическая функции политологии в наибольшей степени отражают ее связь с жизнью. Вследствие осуществления именно названных функций политология выступает как наука действующая, а не созерцательная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

   Материал  взят из следующих источников:

  1. http://coolreferat.com
  2. www.gumer.info
  3. http://stud24.ru

Информация о работе Функции политологии