Задачи и предмет политологии. Ее функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:10, доклад

Описание

Поли́тика (греч. politikē — искусство управления государством): Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.
Вопросы и события общественной, государственной жизни.
Определенным образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д

Работа состоит из  1 файл

Семинар №1.docx

— 29.87 Кб (Скачать документ)

Поли́тика (греч. politikē — искусство управления государством): Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

  • Вопросы и события общественной, государственной жизни.
  • Определенным образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путем установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

Политика (греч. politikē — государственные или общественные дела от греч. πόλις — государство) определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Полис (греч. πόλις) — самоорганизация городской общины (включая прилегающие владения), которая конституировала себя в качестве политической формации, общности,- особая форма самоорганизации общества, типичная для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствование системы управления.

Политика, как понятие  и методология (метод и порядок  применения) сформированная в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия, ремёсла, искусства и школы, в которых  формировалась будущая элита. Поэтому  политическая формация определяла политические отношения как долгосрочные права  и обязанности сторон, позже определяемые как стратегические и реализуемые  через функции стратегов.

В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции с сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.

В узком смысле политика — определенная часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определенных интересов для достижения определенных (субъектом политического процесса) целей в определенной социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определенными группами людей, как например, — в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.

Происхождение

Термин «политология»  произошел от слов «politika» и «logos» (слово) и означал в греческом варианте государственные и общественные дела, искусство управлять государством. Это область взаимоотношений и различных видов деятельности людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. Политология как наука охватывает многообразные проявления мира политических явлений: практику политической жизни, объективную политическую реальность, субъективную политическую деятельность, образы политического мышления, теорию политической деятельности.

Возникновение и  развитие политической науки.

Политология как наука  сформировалась не сразу.

При рассмотрении вопроса  об эволюции политических идей необходимо отметить, что в своем развитии политология несколько основных периодов:

1.Античная политическая  мысль (Платон, Аристотель и др.).

2.Политические идеи Средневековья  и Нового времени.

3.Политические концепции  ХIХ-ХХ вв.

Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности. Первые формы специализированного  отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад  и существовали преимущественно  в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации  власти.

Постепенно, в ходе практики люди научились подмечать в политической жизни устойчивые связи и зависимости. В результате политическая мысль  стала приобретать форму теории.

С середины 1-го тысячелетия  обнаружилась тенденция к большей  рационализации политических представлений, зарождению отдельных систематизированных  учений.  
Появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Этот процесс связан прежде всего с творчеством Конфуция, Платона. Аристотеля.

Первое систематизированное  представление о политике и государстве  изложено Платоном (437–347 гг. до н. э.) в  работах «Государство», «Законы» и  др. Идеальное справедливое государство  представляет собой правление лучших и благородных. В нем гармонично сосуществуют три основных сословия общества – правители (философы), стражи и ремесленники. В нем правит закон - владыка над правителями.    Идеальному государству, по Платону, противостоят несовершенные формы реального государства:

Тимократия – власть честолюбивых, жадных и грубых правителей, переродившихся в рабов своих низменных страстей.

Олигархия – власть узкой  группы богатых правителей, при которой  бедные не участвуют в управлении государством.

Демократия – власть всех, не имеющая должной системы управления. Из нее вырастает еще одна несовершенная  форма - тирания – власть одного. Это наихудший тип государства, ибо в нем царят беззаконие, насилие и произвол.

Политические идеи Платона  были подняты на новую высоту его  учеником Аристотелем (384 – 322гг. до н. э.). В работе “Политика” он предлагает анализ существующих в его время  форм государства. При этом он отмечает, что само государство есть форма  общежития людей, способ организации  общественных связей и отношений, ибо  “человек – есть животное политическое”. В государстве должна действовать  власть закона и бесстрастный порядок. Граждане государства обязаны уметь  исполнять воинскую, административную, судебную и жреческую функции.

Аристотель выделяет правильные и неправильные формы государства. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят  в осуществлении общего блага, в  неправильных – реализуется воля и выгода только правителей.

К правильным Аристотель относил такие формы государства, как:

Монархия – единоличная  власть государя, могущая быть абсолютной либо патриархальной.

Аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия. Она утверждается в  странах, в которых высоко ценится  личное достоинство людей.

Полития (республика) – выборная власть многих (большинства).

К неправильным формам были отнесены:

Тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего  только собственную выгоду и корыстные  интересы.

Олигархия – власть группы недостойных богачей, радеющих лишь о собственной выгоде.

Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы.

Политическим идеалом  Аристотеля является смешанная форма  государства, представляющая собой  синтез аристократии и политии, в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы. 
Идеи древнегреческих мыслителей получили дальнейшее развитие в творчестве мыслителей Древнего Рима. Среди них выделяются политические идеи Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.). Он был первым разработчиком проблем правового равенства граждан в государстве. В трудах «О государстве», «О законах» он писал, что государство и право появляются не вдруг или по какому-то произволу, но в соответствии с всеобщими требованиями природы и велениями человеческой натуры. Главную причину появления государства в том, что по мере развития общества настоятельный характер приобрела проблема защиты частной собственности. Среди форм государства, по мысли Цицерона, выделяется государство-республика, которая основывается на велениях всеобщего разума и справедливости, а также на согласии по поводу общности интересов и прав граждан.

Вслед за Аристотелем Цицерон  выделяет следующие формы государства: монархию – царскую власть, аристократию – власть оптиматов, демакратию – власть народа.

Заслуга Цицерона состоит  в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляющих  и управляемых. Под воздействие  закона должны попадать все, а не только некоторые избранные граждане. Тем  самым он заложил основы теории правового  государства.

Во времена Средневековья  политические апеллировали к идее божественного  сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Выдающиеся политические мыслители времени  - Аврелий Августин-Блаженный (354–430 гг.) и Фома Аквинский (1226 –1274 гг.).

Функции политики

Значение и  роль политики как социального института  обусловлены функциями, которые  она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем более многочисленны функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.

В идеале общество представляет собой сбалансированную и внутренне согласованную систему  взаимодействия различных сфер жизнедеятельности  человека. В каждой сфере конкретные потребности реализуются с помощью  органически присущих ей методов. Например, потребности в продуктах питания, товарах широкого потребления удовлетворяются  экономической системой с помощью  материальной заинтересованности производителя. Однако в традиционных или переходных обществах незрелость отдельных  сфер компенсируется чрезмерным влиянием политики. Она выполняет не свойственные ей функции, вмешиваясь в различные  сферы гражданского общества, зачастую подменяя его». Тем самым сокращаются  возможности самореализации личности. Но общества, развивающиеся на основе политико-идеологических методов, имеют  ограниченный ресурс развития, хотя и  способны достичь впечатляющих успехов. Эти общества формируют внешнюю  мотивацию деятельности (страх, насилие), совсем не развивают внутреннюю мотивацию  личности (интересы и потребности).

В современных  обществах политика выполняет следующие  наиболее значимые функции, без которых  они не могут развиваться нормально:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;

2) функцию мобилизации и эффективности общей деятельности. Формулируя ценностно-значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;

3) управленческую и регулятивную функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влияния на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие;

4) функцию рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их.

5) функцию политической социализации. Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, наделяет его опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

6) гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.

Политика как ИСКУССТВО.

Его неотъемлемыми компонентами являются:

а)опыт, мастерство в реализации возможностей политического действия

б)способность угадывать, нащупывать улавливать верный способ действия;

в)способность к маневрированию, нахождению путей к компромиссам

Политика как  искусство предполагает своевременное  обнаружение противоречий и нахождение наиболее эффективных способов их разрешения. Быструю реакцию на изменение  политической ситуации, принятие соответствующих  мер по стабилизации обстановки, умение мобилизовать людей на реализацию принятых решений.

Вот некоторые  аспекты политического искусства:

Умение разбираться  в политической психологии и политическом поведении масс;

Информация о работе Задачи и предмет политологии. Ее функции