Планирование сбыта продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:51, курсовая работа

Описание

Цель работы: анализ политики планирования сбытом на предприятиях Украины, а также мирового опыта; анализ работы одного из предприятий посредством разработки и планирования управленческих решений в области сбыта.
Опираясь на теоретический материал, были разработаны предложения по увеличению сбыта на МПК «Мястрейд».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...4
1. Система сбыта на предприятии …………………………………………………….6
1.1. Сбытовая политика фирмы, ее элементы …………………………….......6
1.2. Виды сбыта, признаки их классификации ………………………..............7
2. Планирование сбыта продукции ……………………………………….………....12
2.1. Разработка плана поставки …………………………………………….…12
2.2 Разработка плана реализации ……………………………………………..12
2.3 Разработка плана поставки по видам продукции …………………….…..13
2.4. Планирование товародвижения ……………………………………….…14
2.5. Система планирования …………………………………………………...16
3. Планирование службы сбыта на предприятии …………………………..............18
3.1. Планирование сбытовой сети ……………………………………………18
3.1.1. Планирование канала сбыта …………………………………….23
3.1.2. Планирование стратегии охвата рынка ………………………...25
3.1.3. Планирование коммуникационной
стратегии в системе сбыта ………………………………………26
3.1.4. Стимулирование сбыта ………………………………………….28
3.2. Планирование отдела сбыта на предприятии …………………………...31
4. Планирование сбыта на примере МПК «Мястрейд» ……………………………45
4.1. Общая характеристика предприятия ………………………………….…45
4.2. Сбытовая политика МПК «Мястрейд» ………………………………….47
4.3. Анализ факторов, влияющих на выбор
канала сбыта МПК «Мястрейд» ………………………………………...49
5. Предложения по планирование сбыта на МПК «Мястрейд» ………………...…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….….........58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….……………60

Работа состоит из  1 файл

Курсак планирование сбыта.doc

— 418.50 Кб (Скачать документ)

3.1.3. Планирование коммуникационной стратегии в системе сбыта

 

Сотрудничество посредников — ключевой фактор успешной реализации маркетинговой стратегии фирмы. Чтобы его добиться, фирма может выбрать коммуникационную стратегию вталкивания или втягивания, а также их комбинацию.

Стратегии вталкивания  характеризуются тем, что основные маркетинговые усилия изготовителей обращены на посредников, чтобы побудить их принять марки фирмы в свой ассортимент, создать необходимые запасы, выделить ее товарам хорошее место в торговом зале и побуждать покупателей к закупкам товаров фирмы. Цель: добиться добровольного сотрудничества с посредником, предложив ему привлекательные условия и продвигая свой товар любым доступным способом. Стратегия вталкивания подразумевает гармоничные отношения с посредниками, и главную роль здесь играют торговые представители изготовителя. Основные способы мотивирования посредника: рост продаж и поддержание уровня запасов; интенсификация работы торгового персонала; рост локальной активности по продвижению товаров (локальная реклама, расширение пространства магазинов, продвижение товаров магазинами); улучшение обслуживания клиентов.

Стратегия вталкивания необходима для обеспечения взаимодействия с теми сбытовиками, без которых  фирма не может получить доступ к  рынку. Чем выше их способность торговаться, тем меньше выбора у фирмы. На рынках с концентрированным распределением именно посредники определяют условия сотрудничества. Риск коммуникационной стратегии, ориентированной исключительно на посредников, состоит в том, что она ставит фирму в зависимость перед ними при отсутствии реального контроля над системой сбыта.

Обойтись без посредников может  только фирма, выбравшая прямой канал  сбыта. Но тогда она должна взять  на себя все множество сбытовых функций, что повлечет повышение издержек.

Однако достижения коммуникационных технологий открывают новые возможности для прямого (интерактивного) маркетинга, который снижает роль посредников.

А — зона эффективности длинного канала сбыта товара с оптимальным  количеством посредников;

Б — зона эффективности короткого  канала сбыта с наименьшим количеством  посредников.

 

Рис. 3.2. Зоны эффективности для различных видов канала сбыта товара

 

Стратегии втягивания концентрируют все коммуникационные усилия на конечном спросе, т.е. на конечном пользователе или потребителе, минуя посредников. Цель: создать на уровне конечного спроса благоприятное отношение к товару или марке с тем, чтобы в идеале сам конечный пользователь требовал эту марку от посредника и тем самым побуждал его к торговле этой маркой. В противоположность стратегии вталкивания фирма стремится создать вынужденное сотрудничество со стороны посредников. Потребители играют роль своеобразного насоса: марка втягивается в сбытовой канал благодаря конечному спросу.

На практике большинство фирм применяют  смешанные стратегии как интеграцию предыдущих.

 

3.1.4. Стимулирование  сбыта

 

Одним из вопросов планирования сбыта является планирование сбытовых издержек, определение торговых наценок, разработка мероприятий по повышению рентабельности работ по сбыту товаров и деятельности фирмы в целом. При планировании сбытовых издержек считаются затраты на выполнение следующих функций: транспорт, реализация ассортимента, хранение, контакты, информация, управление продажами, прочие издержки. Следует иметь в виду, что длинный канал сбыта эффективен при малых объемах продаж, а короткий канал — при значительных. Конкретные зоны эффективности различных видов каналов сбыта определяются по конкретным товарам и рынкам, а тенденция указана на рис. 3.2.

Решение вопросов стимулирования сбыта  товара начинается с расчета затрат на мотивацию по одному из следующих  методов:

  • метод исчисления от наличных средств или возможностей товаропроизводителя;
  • метод исчисления в процентах к сумме продаж;
  • метод конкурентного паритета или равновесия, отражающего коллективную мудрость отрасли;
  • метод исчисления исходя из конкретных целей и задач.

Мотивация включает все виды маркетинговой деятельности: разработка концепции маркетинга, информационное обеспечение, исследование рынка, стимулирование повышения конкурентоспособности товара, организация деятельности всех подразделений фирмы с позиций маркетинга, реклама, товародвижение, планирование и контроль маркетинга. Средства на мотивацию по каждому направлению могут подразделяться на две части: 1) на оплату всех расходов по решению данной задачи (например, оплата маркетинговых исследований, рекламы и т.п.) и 2) на дополнительную оплату или премирование работников любых подразделений фирмы, участвующих в реализации концепции маркетинга. Например, конструкторы получают зарплату и премию за выполнение своих задач, но если они еще выполнили работу с учетом требований концепции маркетинга, то должны быть стимулированы дополнительно и за это. Выполнять любую работу с ориентацией на потребителя очень трудно, поэтому качество и напряженность труда необходимо стимулировать. Размер премии определяется дифференцированно. Кроме материального стимулирования применяются и моральные стимулы. Среди направлений стимулирования маркетологи особо выделяют стимулирование объекта как конечного результата. Стимулирование объекта — использование многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить и/или усилить ответную реакцию рынка. К ним относятся стимулирование потребителей, сферы торговли, стимулирование собственного торгового персонала фирмы. Рассмотрим подробнее методы стимулирования по этим направлениям.

Стимулирование потребителей осуществляется с применением следующих методов и приемов:

  • распространение образцов среди потребителей бесплатно или на пробу по принципу "в каждую дверь", по почте, раздача в магазине, приложение бесплатное к другому образцу, к рекламному приложению и др.;
  • купоны, дающие право потребителю на оговоренную экономию при покупке конкретного товара. Их можно рассылать по почте, печатать в газетах, рекламных приложениях;
  • упаковки по льготной цене, когда по сниженной цене продают один вариант расфасовки товара, например, две пачки по одной цене, зубная щетка и бесплатная паста;
  • премии — это товар, предлагаемый по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара. Премия может находиться и внутри упаковки;
  • конкурсы с бесплатной выдачей приза;
  • зачетные талоны — это специфический вид премии, которую получают потребители при совершении покупки и которые они могут обменять;
  • экспозиции и демонстрации товара в местах его продажи и другие методы стимулирования.

Стимулирование сферы торговли осуществляется с применением следующих методов: зачеты за покупку, предоставление товаров бесплатно, зачеты дилерам за включение товара в номенклатуру, проведение совместной рекламы, проведение торговых конкурсов дилеров, выдачи премий и др.

Стимулирование торгового  персонала осуществляется с применением следующих методов: премии, конкурсы, конференции продавцов, путевки и т.п.

Регулирование —  функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, и принятию мер по доведению параметров системы менеджмента до требований внешней среды.

Главными факторами внешней  среды, влияющими на эффективность  функционирования системы менеджмента  фирмы, являются следующие:

  • темпы научно-технического прогресса в области деятельности фирмы;
  • новые потребности потребителей и их претензии по выпускаемым товарам;
  • рыночная стратегия конкурентов;
  • государственная политика в области внешнеэкономической деятельности;
  • ценовая политика;
  • другие факторы инфраструктуры рынка, макросреды фирмы и инфраструктуры региона.

Фирма оценивает действие факторов внешней среды по трем направлениям:

    1. изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей деятельности фирмы;
    2. факторы, представляющие угрозу для текущей деятельности фирмы. Отслеживание рыночной стратегии конкурентов;
    3. факторы, представляющие дополнительные возможности для достижения текущих и стратегических целей фирмы.

Результаты анализа семи перечисленных  факторов вносятся после тщательнейшего обоснования в бизнес-план фирмы  и ее рыночную стратегию. Таким образом  устанавливается обратная связь  в цикле управления.

3.2. Планирование отдела сбыта на предприятии

 

Для планирования коммерческой деятельности по реализации готовой продукции на предприятиях нужно спланировать службу сбыта.

Основные  цели и функции отдела сбыта на предприятии представлены на рис. 3.3.

Рис. 3.3. Цели и функции отдела сбыта

 

Планирования сбыта продукции базируется на маркетинговых исследованиях, которые являются основой всех маркетинговых действий.[2] Такими исследованиями в области сбыта являются исследование потребностей и спроса на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возможностей выхода на внешний рынок, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

Маркетинговые исследования составляют базу для осуществления  всех элементов деятельности предприятия  в области планирования сбыта.

Определим, какое место занимает планирование сбытом в системе маркетинговой службы предприятия при различных видах ее организации (по С. Маджаро) (рис. 3.4).

Планирование «по функциям» означает, что и внешние рынки, и производимые товары рассматриваются в виде некоторых однородностей, предусматривает создание специализированных отделов, в том числе и планирование сбытом.

Планирование «по видам товаров» требует специфических условий производства, сбыта, обслуживания в связи с множеством товаров. В ней создаются группы работников, занимающихся "своим" товаром. Создается функциональная служба сбыта по отношению к конкретному товару. Это гарантирует должное внимание всем аспектам маркетинга. Однако при такой организации возможно дублирование исследовательских и сбытовых функций, а слабые связи между группами одного отдела могут привести к тому, что творческие находки не получат распространения только потому, что они «чужие».

Планирование «по рынкам» требует специальных знаний по обслуживанию продукцией определенной отрасли промышленности или сегмента покупателей из разных отраслей. В ней выделяются группы работников, занимающиеся «своей» группой потребителей. Например, предприятие изготавливает дизели для тракторов, автомобилей и судов.

Планирование «по территориям» позволяет учитывать специфику потребления товаров в каждом из регионов, жители которых близки по демографическим и культурным характеристикам. Она считается выгодной, когда в каждом из выделенных регионов номенклатура товаров не очень велика, а различия между их потребителями незначительны.

Маркетинг –директор

Рыночные исследования:

 

Планирование производства и маркетинга

 

Формирование спроса и стимулирование сбыта

 

Управление сбытом

 

 

Управление сервисом

Маркетинг –директор

Рыночные  исследования

Товар    Товар     Товар

   А          Б             В

Планирование  производства и маркетинга

Товар    Товар     Товар

   А          Б             В

Формирование  спроса и стимулирование сбыта

Товар    Товар     Товар

   А          Б             В

Управление  сбытом

Товар    Товар     Товар

   А          Б             В

Управление  сервисом

Товар    Товар     Товар

   А          Б             В

Маркетинг –директор

Рыночные  исследования

Регион   Регион   Регион

     А            Б            В

Планирование  производства и маркетинга

Регион   Регион   Регион

     А            Б            В

Формирование  спроса и стимулирование сбыта

Регион   Регион   Регион

     А            Б            В

Управление  сбытом

Регион   Регион   Регион

     А            Б            В

Управление  сервисом

Регион   Регион   Регион

     А            Б            В

Маркетинг –директор

Рыночные  исследования

Рынок     Рынок    Рынок

     А            Б            В

Планирование  производства и маркетинга

Рынок     Рынок    Рынок

     А            Б            В

Формирование  спроса и стимулирование сбыта

Рынок     Рынок    Рынок

     А            Б            В

Управление  сбытом

Рынок     Рынок    Рынок

     А            Б            В

Управление  сервисом

Рынок     Рынок    Рынок

     А            Б            В

Организация «по функциям» (товары, рынки, регионы не выделяются)

Организация «по товарам» (рынки и регионы не выделяются)

Организация «по регионам» (товары и рынки не выделяются)

Организация «по рынкам» (товары и регионы не выделяются)


Рис. 3.4. Различные виды планирования маркетинговой службы и место в ней службы сбыта

 

Структура службы сбыта на предприятиях должна соответствовать стратегии маркетинга. Она зависит от уровня концентрации (масштабов) и специализации производства, территориального размещения предприятия и степени хозяйственной самостоятельности его подразделений, от особенностей выпускаемой продукции, в частности производственного назначения, индивидуального (кратко- или долгосрочного) потребления, от характера и условий работы предприятия.

Информация о работе Планирование сбыта продукции