Организация планирования в учреждениях здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание

цель: изучить теоретические и практические аспекты системы планирования в здравоохранении и выявить направления ее совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 5
1.1.Сущность и классификация планирования на предприятии
здравоохранени 5
1.2. Принципы, методы и уровни планирования 12
1.3. Процесс планирования на предприятии 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (на материалах муЗ «Ключевская ЦРБ имени Антоновича И.И.» С. КЛЮЧИ) 20
2.1. Характеристика МУЗ Ключевская ЦРБ 20
2.2. Процесс планирования, методы и процедуры 24
2.4. Сбор данных и анализ текущего положения 28
2.4. Цели и задачи деятельности Центральной районной больницы
Ключевского района 37
2.5. Финансовый план 40
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ 45
3.1. Достоинства и недостатки планирования в медицинском учреждении на современном этапе 45
3.2. Рекомендации по повышению эффективности работы медицинского учреждения 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа состоит из  1 файл

курсовая по планированию 100.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

        

3. НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ  И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

       3.1. Достоинства и недостатки планирования в медицинском учреждении на современном этапе

 

       По  оценкам специалистов, сложившаяся  структура сети учреждений здравоохранения неэффективна. Мощность, оснащенность, профессиональный уровень кадров в стационарах выше, чем в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Затраты на стационарное обслуживание более высоки из-за дороговизны содержания учреждений. Следовательно, стационарная помощь должна оказываться в экстремальных случаях, сеть же амбулаторно-поликлинических учреждений следует развивать более интенсивно, поскольку за ними закреплены функции профилактики заболеваний, профилактического лечения.

       Так, Ключевской ЦРБ на оплату медицинских услуг, оказанных в стационаре получено 31 464 000 руб., в то время как на оказание амбулаторно-поликлинической помощи 7 236 500 руб., то есть затраты на стационар оказались выше в 4,3 раза, чем на амбулаторно-поликлиническую помощь.

       Сегодня на первое место выходит приоритетное развитие менее дорогой амбулаторно - поликлинической помощи на основе создания института общей врачебной практики.

       В ходе реформ медицинские учреждения не стали экономически самостоятельными, их деятельность регламентируется нормативными актами Минздрава, субъектов РФ, Территориальными фондами ОМС, Управлениями здравоохранением территорий. Отсюда и не заинтересованность в повышении медицинской и экономической эффективности.

       Другими недостатками существующей системы планирования являются:

  • крайне низкая эффективность использования имеющихся ресурсов из-за жесткого регламентирования смет расходов, в том числе и оплаты труда;
  • отсутствие фактической экономической самостоятельности учреждений здравоохранения, эффективной системы стимулирования деятельности медицинских работников по конечным результатам их труда;
  • уравнительный и гарантированный характер оплаты труда, что в конечном результате приводит к снижению активности сотрудников медицинских учреждений, ухудшению творческой атмосферы в трудовых коллективах ЛПУ.

       Существующая  система формирования заработной платы  в здравоохранении не может заинтересовать конкретного работника в эффективной  и качественной работе. При использовании  новых способов оплаты медицинской помощи, предоставляемой медицинским учреждением, возникло объективное противоречие между стимулами деятельности учреждения в целом и конкретного работника в отдельности. Только изменение системы формирования оплаты труда работников здравоохранения может преодолеть указанное противоречие.

       3.2. Рекомендации по повышению эффективности работы медицинского учреждения

       В настоящее время жесткое подчинение медико-экономическим стандартам затрудняет выявление факторов повышения эффективности  затрат. В связи с этим важной представляется разработка критериев оценки деятельности медицинского учреждения с учетом как затрат так и различных приоритетов.

       Планирование  финансовой деятельности медицинского учреждения необходимо осуществлять на основе сметы доходов и расходов. Смета – это финансовый документ, отражающий направления и порядок использования финансовых средств медицинского учреждения.

       Такой подход позволяет:

  • избавиться от излишнего дорогостоящего коечного фонда;
  • развиваться менее ресурсоемкие и дорогостоящие медицинские технологии (дневные стационары, стационары на дому, амбулаторно-поликлиническую помощь);
  • использовать не обеспеченный бюджетными средствами коечный фонд под платные услуги;
  • сократить коечный фонд.

       Недостаток  планирования бюджетного финансирования медицинских учреждений заключается в том, что оно раздроблено, по сути на два бюджетных источника: государственный бюджет и средства государственных внебюджетных фондов.

       В связи с этим самым оптимальным  решением было бы увеличить тариф  на обязательное медицинское страхование, и осуществлять финансирование здравоохранения исключительно за счет средств государственных внебюджетных фондов. Данный подход позволил бы обеспечить прозрачность всех распределяемых средств на финансирование здравоохранения. Кроме того, необходимо дать самостоятельность медицинским учреждениям в постатейном планировании расходов, в том числе и расходы на заработную плату.

       Данный  аспект также позволил бы усилить  контроль за целевым использованием бюджетных средств медицинскими учреждениями. На сегодняшний день контроль носит бессистемный и несогласованный порядок. Одно и то же медицинское учреждение могут проверять, причем одновременно, управление финансов района, страховая медицинская организация, территориальный фонд ОМС, другое может не проверяться годами.

       В современных условиях успешная деятельность медицинских учреждений во многом определяется деятельностью экономической службы. Это связано не только с недостаточным финансированием, но и с изменением условий хозяйствования. Не случайно, в последние годы в штатное расписание медицинских учреждений органами здравоохранения рекомендована должность заместителя главного врача по экономическим вопросам.

       Первое, что необходимо отметить, это повышение  значимости экономической службы в деятельности медицинских учреждений, связанное с повышением роли финансовых показателей.

       Другой  момент, на который следует обратить внимание, это существенное изменение в последние годы характера экономической работы, ее содержания, функций. На первый план выходят новые профессиональные качества. Если раньше высококлассным специалистом считался тот, кто хорошо знал нормативную базу, жестко следовал инструкциям, то теперь определяющее значение приобретает творческий характер, умение грамотно разрешать возникающие проблемы. Но одновременно возрастает и грамотность принятых решений, ответственность за результаты своей работы. Экономическая работа становится более сложной и более трудоемкой.

       Основными факторами, оказывающими влияние на появление новых направлений  в экономической работе медицинских учреждений, являются следующие:

  • изменения в хозяйственном механизме здравоохранения, вызвавшие необходимость коренной перестройки экономической работы;
  • внедрение новых форм медицинской и бухгалтерской документации;
  • компьютеризация деятельности медицинских учреждений и появление новых возможностей для повышения оперативности и масштабности планово-аналитической работы.
  • Изменение статуса и организационно-правовой формы медицинских учреждений, превращение их в полноправных хозяйствующих субъектов с широкими правами в вопросах организации своей работы.

       Одним из важнейших видов экономической  работы традиционно является планирование. Вместо планирования затрат на содержание медицинских учреждений приоритетное значение начинает приобретать планирование затрат на оказание медицинской помощи, призванное обеспечить увязку ресурсов с объемами оказанных медицинских услуг, а не количеством мощностей (площадей, коек).

       При этом изменяется и этапность планирования. Если традиционно сначала определялись производственные мощности, затем штаты, необходимые для обслуживания этих мощностей, предполагаемые объемы работы, требуемые финансовые ресурсы и т.д., то теперь, наоборот, исходя из финансовых прогнозов и объемов оказываемой  медицинской помощи определяются мощности, штаты и т.д.

       К новым направлениям плановой работы можно отнести планирование качественных показателей. Традиционно это было чисто медицинской задачей, которая  по сути сводилась лишь к прогнозированию  ряда показателей заболеваемости на основе сложившейся ситуации за предшествующий период. С началом процесса внедрения медико-экономических стандартов, клинических минимумов встает проблема определения материальных затрат, необходимых для обеспечения выполнения стандартов. Оборотной стороной этой проблемы является решение вопроса о том, какой уровень качественных показателей может быть достигнут при имеющихся ресурсах.

       Совершенно  новым для экономического анализа  является изучение финансового положения медицинских учреждений в целом. При традиционном бюджетном финансировании, обеспечивающем гарантированность поступления средств, анализ финансового положения медицинского учреждения просто не имел смысла. В нынешней же ситуации данное направление выходит на передний план, поскольку от этого зависит само выживание учреждения. Причем для него важно знать не только сумму поступления финансовых средств, но и размер потенциально возможных доходов, и, соответственно, размер упущенной выгоды.

       Другой  особенностью является углубление анализа, вызванное в первую очередь необходимостью материального стимулирования работников, доведение его до профиля коек и конкретных специалистов. Более того, объектом экономического анализа становится уже не только работа койки, нагрузка на врача, но и лечение конкретных заболеваний по нозологическим группам (длительность лечения, его стоимость и т.д.).

       Все большее значение приобретает сравнительный  анализ различных вариантов деятельности, выгодности видов оказываемых медицинских  услуг, результаты которого становятся руководством к действию, например, при решении таких вопросов как вводить те или иные виды медицинской помощи, развивать ли собственную диагностическую службу.

       Следует отметить, что при этом меняются и сами критерии эффективности. Вместо минимизации затрат преобладающее значение начинают играть показатели максимизации доходов. Происходит изменение приоритетов с объемных на результирующие. Если раньше ведущую роль играли показатели нагрузки (число посещений, загрузка койки и т.д.), то теперь на передний план выходят показатели результатов работы: количество пролеченных больных, законченных случаев.

       При рассмотрении новых тенденций в  подходах к анализу экономической  деятельности медицинских учреждений принципиально важным является то, что меняется не только инструментарий экономического анализа, но и сама методологическая основа. Экономический анализ работы медицинского учреждения выступает анализом  деятельности самостоятельного и полноправного хозяйствующего субъекта.

       Необходимо  отметить, что психологически еще  не все готовы к усилению роли и влияния экономической службы. Это касается не только медицинских работников, зачастую рассматривающих финансовые службы чуть ли не как обузу для учреждения, но и многих руководителей. Порой приходится с большим трудом преодолевать недопонимание роли экономической службы, в основе которого нередко лежит неумение организовать экономическую работу и использовать ее результаты. 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия. Процесс планирования заключается в разработке последовательности действий, в организации действий по выполнению планов и контроле за конечными результатами. Чем лучше отработаны и теснее взаимосвязаны эти важнейшие функции, определяющие в совокупности существо предмета управления, тем результативнее управление. Сам же процесс планирования в организации состоит из 9 последовательных этапов, на каждом из которых выполняются определенные цели и задачи. Важнейшей составляющей планирования развития любой компании является формулирование миссии. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством. Миссия определяет основную цель фирмы. Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. В процессе реализации плана, необходимым является контроль за его исполнением.

       В данной курсовой работе рассмотрена  действующая система планирования муниципальных учреждений здравоохранения в России на примере МУЗ «Ключевская ЦРБ имени Антоновича И.И.».

       Планирование  финансовой деятельности медицинского учреждения необходимо осуществлять на основе сметы доходов и расходов. Смета – это финансовый документ, отражающий направления и порядок использования финансовых средств медицинского учреждения.

       Такой подход позволяет:

  • избавиться от излишнего дорогостоящего коечного фонда;
  • развиваться менее ресурсоемкие и дорогостоящие медицинские технологии (дневные стационары, стационары на дому, амбулаторно-поликлиническую помощь);
  • использовать не обеспеченный бюджетными средствами коечный фонд под платные услуги;
  • сократить коечный фонд.

       Недостаток  планирования бюджетного финансирования медицинских учреждений заключается в том, что оно раздроблено, по сути на два бюджетных источника: государственный бюджет и средства государственных внебюджетных фондов.

       В связи с этим самым оптимальным  решением было бы увеличить тариф на обязательное медицинское страхование, и осуществлять финансирование здравоохранения исключительно за счет средств государственных внебюджетных фондов. Данный подход позволил бы обеспечить прозрачность всех распределяемых средств на финансирование здравоохранения. Кроме того, необходимо дать самостоятельность медицинским учреждениям в постатейном планировании расходов, в том числе и расходы на заработную плату.

Информация о работе Организация планирования в учреждениях здравоохранения