Общие положения и правовое регулирование частного охранного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:19, доклад

Описание

Анализ состояния рынка частного охранного бизнеса невозможен без определения понятия данного вида бизнеса, а так же хозяйствующих в нем субъектов.
Частный охранный бизнес является неотъемлемой частью современной сферы услуг, как одной из наиболее динамично растущей отрасли экономики. В настоящее время сектор услуг является ведущим компонентом экономики.

Работа состоит из  1 файл

ПОЛНАЯ ГЛАВА (25 страниц, 31 сноска).docx

— 66.09 Кб (Скачать документ)

Вторую группу составляют услуги, осуществление которых разрешается в целях охраны. Законодатель в эту группу включил следующие виды услуг:

1) защита жизни и здоровья  граждан;

2) охрана объектов и  (или) имущества (в том числе  при его транспортировке), находящихся  в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

3) охрана объектов и  (или) имущества на объектах  с осуществлением работ по  проектированию, монтажу и эксплуатационному  обслуживанию технических средств  охраны;

4) консультирование и  подготовка рекомендаций клиентам  по вопросам правомерной защиты  от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка  в местах проведения массовых  мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового  и пропускного режимов на объектах;

7) охрана объектов и  (или) имущества, а также обеспечение  внутриобъектового и пропускного  режимов на объектах, которые  имеют особо важное значение  для обеспечения жизнедеятельности  и безопасности государства и  населения и перечень которых  утверждается в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации10.

Оказание услуг в целях  охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Учредителями данных предприятий являются либо физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, либо предприятия, организующие у себя службу безопасности. Учредителям выдается органом внутренних дел по месту учреждения лицензия, которая подлежит обязательной государственной  регистрации. Срок действия лицензии –  пять лет, в дальнейшем срок продлевается еще на пять лет.

Важным для рынка частного охранного бизнеса так же является тот факт, что перечень услуг, предоставляемых  на данном рынке, является закрытым. Это  означает, хозяйствующие субъекты данного  рынка, имеют свободу выбора предоставления ими услуг своим клиентам только в пределах установленных законом.

На основании Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в особую группу можно выделить услуги, которые предоставляются на рынке частного охранного бизнеса правоохранительным органам.  Данная группа представляется особой в связи с тем, что по своей сути включает в себя первые две группы услуг, но при этом ее отличие заключается в наличии особого субъекта, с которым частные охранно-сыскные предприятия вступают правоотношения.

Частные охранно-сыскные предприятия активно взаимодействуют с органами внутренних дел. В частности, оказывают:

  1. непосредственную помощь органам внутренних дел путем безвозмездного выделения сил и средств для обеспечения общественного порядка на основании договоров о сотрудничестве между предприятиями и отдельными подразделениями ОВД;
  2. помощь оперативным подразделениям правоохранительных органов путем предоставления информации, проведения совместных или согласованных мероприятий.

В соответствии с отчётом  о результатах проведения комплексной  оперативно-профилактической операции «Сфера-безопасность» (2 РС) в 2010 году на территории Российской Федерации частными охранниками при оказании содействия органам внутренних дел задержано 115 тысяч правонарушителей, из них около 9 тысяч – по подозрению в совершении преступлений. По итогам 2009 года более 30% (129,5 тысяч) объектов, охраняемых частными охранными организациями, включены в систему единой дислокации сил и средств органов внутренних дел, что превышает итоговый показатель 2008 года на 15%. Таким образом, принимаемые меры, способствуют ежегодному увеличению количества задерживаемых частными охранниками граждан за различные правонарушения. По сравнению с 2007 годом данный показатель увеличился на 59,3%11.

Данное подразделение  на группы является легальным согласно закону, но если проанализировать фактический  рынок охранных услуг, то все услуги, которые частные охранные предприятия  оказывают своим клиентам, можно  подразделить на 6 групп.

Первую группу составляют услуги по оказанию физической охраны стационарных объектов:

    1. организация системы охраны (обеспечение контрольно-пропускного режима, охрана территории объекта методом патрулирования и т.д.);
    2. контроль соблюдения концепции защиты объекта;
    3. ежедневный контроль качества работы охранников;
    4. установление охранной сигнализации;
    5. решение текущих вопросов с администрацией охраняемого объекта.

Средняя стоимость выезда специалиста для оценки комплекса  работ 1500 рублей.

При осуществлении круглосуточной охраны стационарных объектов один охранник со спецсредствами без служебного огнестрельного оружия обходиться в среднем в 45-50 тысяч рублей в месяц в зависимости  от графика дежурства, а вооруженный  служебным огнестрельным оружием  – 50-60 тысяч рублей в месяц в  зависимости от графика дежурств12. Цены корректируются в соответствии с количеством задействованных сотрудников охраны в дежурной смене.

Вторую группу составляют услуги по осуществлению личной охраны руководителя предприятия или названного сотрудника:

    1. защита жизни и здоровья;
    2. управление автомобилем охраняемого сотрудника или же предоставление специального снащенного автомобиля.

Третья группа представляет собой услуги охраны перевозимых  материально-вещественных ценностей  и прочих грузов:

    1. вооруженное сопровождение грузов;
    2. прочие транспортно-экспедиторские услуги ( при всестороннем взаимодействии со страховыми и тренспортно-экспедиторскими фирмами) (см. таблицу 4).

Четвертая группа – защита информации:

    1. технические средства защиты информации;
    2. аудит информационного безопасности;
    3. оборудование объектов системой защиты информации.

В отдельную пятую группу следует выделить информационные услуги:

    1. изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
    2. проверка имеющихся сведений, в том числе выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных граждан (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контактов;
    3. установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
    4. изучение ситуаций, связанных с необоснованными действиями представителей официальных органов и консультирования по вопросам предотвращения таких действий;
    5. изучение ситуаций, связанных с угрозами со стороны криминальных структур и консультирование по вопросам их предотвращения и, в случае необходимости, их разрешения;
    6. разработка рекомендации дальнейшей деятельности предприятия.

К шестой группе услуг, которые  частные охранные предприятия оказывают  своим клиентам относятся:

    1. консультации юристов по вопросам корпоративного, гражданского, жилищного, трудового, налогового права;
    2. защита интересов арбитражном, гражданском суде;
    3. содействие в разрешении хозяйственных споров, консультирование по комплексу мер доарбитражного и послеарбитражного урегулирования спорных вопросов, связанных с неисполнением договорных обязательств;
    4. защита прав должников и кредиторов, исполнительное производство;
    5. юридическая экспертиза и разработка договоров, контактов;
    6. участие в переговорах и юридическое сопровождение сделок.

Несмотря  на востребованность охранных услуг, единого  подхода к описанию их многообразия не существует. Отечественные и зарубежные классификаторы не отражают полного  спектра видов и форм охранных услуг, что усложняет формирование стратегии рыночного поведения  охранных предприятий. Подрез М.С. предлагает весьма подробную единую классификацию данного вида услуг (рис. 2).

 

Рис. 2. Классификация охранных услуг

Предложенная авторская  многомерная классификация учитывает  множественность вариантов предложения  охранных услуг на рынке в современных  условиях и создает основу для  принятия управленческих решений на предприятиях охранного бизнеса.

В современных условиях охранная услуга должна обеспечивать не только удовлетворение потребности  в безопасности, но и получение  дополнительных благ. Для этого необходимо рассмотреть услугу на трех уровнях  обобщения (рис. 1).

 

Рис. 1. Составляющие уровни охранной услуги

1.3 Правовые основы  деятельности частных охранных  предприятий.

Регулирование рынка частного охранного бизнеса осуществляется, как правило, в правовой форме.

Правовое регулирование  – это осуществляемое при помощи права и совокупности правовых средств  упорядочение общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие13. Действие права не осуществляется самопроизвольно. Нужен специальный «агрегат», который бы всякий раз приводил в действие его механизм, когда возникают соответствующие потребности и интересы, удовлетворение которых возможно и объективно необходимо средствами права.

Первым шагом в правовом регулировании частного охранного  бизнеса стало принятие 11 марта 1992 года на заседании Верховного Совета Российской Федерации Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». И хотя данный закон еще далек от совершенства, тем не менее в нем нашли отражение важнейшие позиции, необходимые для регулирования частной охранной деятельности.

Согласно ст. 2 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» правовую основу данной деятельности составляют Конституция РФ, Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», другие законы и иные правовые акты Российской Федерации14.

Исходя из смысла данной статьи, под правовой основой  частной детективной и охранной деятельности следует понимать систему  специальных законов, нормативных  и иных правовых актов, в соответствии с которыми и на основании которых  действует и применяется законодательство, регулирующее сферу деятельности частных  детективов и охранных предприятий15.

Рассмотрим правовое регулирование  частного охранного бизнеса в  порядке, который закреплен в  статье 2 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»:

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года.

В сфере регулирования  частной детективной и охранной деятельности главенствующее место  занимают положения Конституции  РФ, как основного закона страны. Принципиальное значение в регулировании  данной деятельности имеют конституционные  положения об основах правового  статуса личности в Российской Федерации. Эти правоустанавливающие позиции  определяют и гарантируют основные естественные и неотъемлемые права  и свободы человека и гражданина, соблюдение которых является обязательным при осуществлении частной детективной  и охранной деятельности.

На основании  данных положений сотрудникам частных  охранно-детективных предприятий  запрещается: прибегать к действиям, посягающим на права и свободы  граждан; совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство  и имущество граждан; разглашать собранные в ходе выполнения договорных обязательств сведения о заказчике; и т.д.16

Идеи, заложенные в  Конституции РФ, явились основой  для дальнейшего развития отечественного законодательства в области правового  регулирования частной детективной  и охранной деятельности и находят  свое непосредственное отражение и  конкретизацию в кодифицированных актах, федеральных законах и  других нормативных правовых актах.

  1. Закон от 11 марта 1992 года № 2487 - 1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Прежде всего, в законе дано четкое определение частной  охранной деятельности, которое было рассмотрено ранее, обозначены цели и задачи, разработана правовая основа. Регламентированы основные права и  обязанности частного охранника, порядок  получения лицензии, условия и  рамки применения специальных средств  и огнестрельного оружия17.

 

В соответствии с нормами, закрепленными в статьях 3 и 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», легальное оказание охранных услуг  может осуществляться только специально учрежденными для этого предприятиями, имеющими соответствующую лицензию18. Подобные предприятия делятся на две основные категории: частные охранные предприятия (ЧОП) и слуббы безопасности, которые в данной дипломной работе не рассматриваются. ЧОП предоставляют охранные услуги широкому кругу клиентов (сторонии организации и частные лица).

Информация о работе Общие положения и правовое регулирование частного охранного бизнеса