Человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 06:28, курсовая работа

Описание

Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д.
Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
1. Сущность человеческого капитала………………………………..………….….5
1.1 Современный подход к изучению человеческого капитала……………….….5
1.2 Методы оценки человеческого капитала………………………………..……14
1.3 Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций….…16
2. Факторы накопления человеческого капитала……………………...………....18
2.1 Роль образования и науки в накоплении человеческого капитала………….18
2.2 Развитие здравоохранения как фактор накопления капитала……………….22
2.3 Значение накопления человеческого капитала………………………….……24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………...…………………..…31

Работа состоит из  1 файл

курсовая человеческий капитал.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

      Затраты складывающиеся за счет средств и времени конкретного человека. Самофинансирование или самообразование играет ключевую роль в формировании человеческого капитала.

      На  каждом этапе экономическая эффективность  обучения определяется соотношением затрат и результатов.

      Результатом инвестиций в человеческий капитал следует считать повышение производительности труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Факторы накопления человеческого капитала

2.1 Роль образования  и науки в накоплении  человеческого капитала

      В современных условиях конкурентные преимущества экономических систем во многом достигаются не за счет природных ресурсов, а знаний, информации, инноваций, которые выступают основой экономического роста стран. Этим объясняется все возрастающий интерес, проявляемый к развитию человеческого капитала ведущими зарубежными и отечественными учеными. Как утверждает Л. Туроу: "Концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе", а М. Боуман назвала открытие человеческого капитала "революцией экономической мысли" . Наиболее емким представляется определение человеческого капитала, предложенное С. Дятловым. Человеческий капитал им рассматривается как "сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков данного человека)".

      По  вопросам структуры человеческого  капитала у экономистов нет единого мнения. Так Г. Беккер предлагает выделять в нем капитал образования, здоровья, профессиональной подготовки, миграции, а также обладание экономически значимой информацией и мотивацией к экономической деятельности. Л. Туроу включает в человеческий капитал такие черты как "уважение к политической и социальной стабильности".В. Марцинкевич анализирует влияние на созидательный потенциал человека его активности, ответственности, честности, коллективизма, коммуникабельности . Несмотря на явную противоречивость понимания структуры человеческого капитала, все исследователи единодушны в признании огромного значения образовательного фактора, т.е. знаний, навыков, умений и способностей к их восприятию и периодическому обновлению - всего того, что закладывает в человеке формальное образование. [3]

      Многие  исследователи пытались отделить влияние  фактора образования на рост будущих  доходов от влияния здоровья, способностей, социального происхождения. Результаты, к которым пришли разные ученные  в отношении значения образовательного фактора, практически совпадают: суммарное воздействие всех факторов, за исключением образования, составляет не более 40%, следовательно 60% доходов человека объясняются уровнем его образования . Роль образования заключается не только в увеличении уровня доходов, но и в расширении возможностей человека, доступности благ, делающих его жизнь более интересной, содержательной, счастливой. Образование рассматривается как необходимое благо для укрепления здоровья и обеспечения активного долголетия человека, для воспитания более здорового и благополучного потомства, для сохранения благоприятной окружающей среды, для взаимопонимания различных групп населения. Страны с развитой рыночной экономикой уже давно главной формой завершенных капиталовложений общества рассматривают преимущественное развитие человека, особенно это касается стран, не обладающих запасами сырьевых ресурсов и стран с разрушенной в годы Второй мировой войны материальной базой, таких, как Тайвань, Корея, Япония, Германия. Например, в США стоимость всех материальных и трудовых затрат на обучение работника составляет не менее 400 тыс. долл., а на подготовку научно-технического работника (на всех этапах его жизни) затрачивается суммарно до 800тыс. долл. , в то время как стоимость машин, техники и оборудования, приходящаяся на одного занятого в производстве, составляет 15-16тыс. долл . Стратегия, рассчитанная на человеческий фактор, обеспечила и продолжает обеспечивать этим странам высокую динамику экономического развития и высокую степень социализации. Выделение фактора человеческого капитала позволяет выявить принципиально важный источник экономического роста - образование людей. Следовательно, на смену взглядов на образование как не потребляющее и непроизводительное приходит концепция, в которой подчеркивается, что современное образование приобретает особую экономическую роль в жизни общества. В узком смысле одной из составляющих человеческого капитала является образование. Эта составляющая становится частью человека и представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе.

      В широком смысле человеческий капитал  формируется путем инвестиций в  человека. К. Макконелли и С. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал: расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте; расходы на здравоохранение - расходы на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий; расходы на мобильность, благодаря, которым работник мигрирует из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью . Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на подготовку на рабочем месте. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов - исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

        Понятие человеческого капитала  опирается на два определения образования - как ресурса (собственно человеческий капитал) и как системы (в которой происходит его накопление), что позволяет перекинуть мост между экономическим и социологическим подходом к образованию.                Экономический подход рассматривает образование как источник экономического роста, дает его оценку с позиций экономической эффективности через повышение качества рабочей силы и производительности труда. Накопление человеческого капитала происходит как в процессе школьного обучения, закладывающего базовые знания и навыки, так и во время обучения послешкольного, нацеленного на получение определенной профессии, а также в рамках профессиональной деятельности. Причем полученные на предыдущих этапах обучения умения и знания повышают эффективность дальнейших инвестиций в человеческий капитал и, как следствие, обеспечивают возможность успешной деятельности в различных областях. Высшее учебное заведение дает определенные профессиональные знания и навыки, возможность их практического применения и получения первоначального представления о профессиональном рынке труда в виде производственной практики. Также вуз обеспечивает образовательные кредиты, котирующиеся на рынке труда и подтвержденные репутацией и именем вуза: дипломы бакалавра, специалиста, магистра и свидетельства о получении научных степеней. Но наиболее важной его функцией является развитие общего культурного капитала, закладывающего универсальную основу для дальнейшей профессиональной деятельности и последующего развития. В макро-масштабе высокообразованная рабочая сила представляет собой человеческий потенциал страны. Таким образом, состояние современной системы образования, в конечном счете, предопределяет развитие страны на ближайшие годы. Поэтому логично утверждать, что образование является ведущей отраслью производства человеческого капитала, фундаментом будущего благополучия человека и всего общества. 
 
 
 
 
 

2.2 Развитие здравоохранения как фактор накопления капитала

      Физическая  сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, увеличение периода активной трудовой деятельности необходимы каждому человеку, в любой сфере профессиональной деятельности. Мы осознаем огромное, капитальное значение здоровья человека и нации от противного, при потерях здоровья и увеличении смертности населения.

      Здоровье  и долголетие - не только следствие, но и важнейшие предпосылки развития человеческого потенциала. Наличие  двусторонних связям можно сформулировать следующим образом.

      С одной стороны, увеличение продолжительности  жизни, улучшение здоровья являются: следствием индустриального развития; прогрессу науки (в том числе медицины. Повышение гигиенической культуры населения и образовательного уровня вообще; ликвидации априорной, внешней неравенства.

      С другой стороны, увеличение продолжительности жизни, улучшения здоровья являются: необходимым условием трудовой реализации, повышения эффективности труда, прогресса экономики; повышения уровня образования, прогресса науки вообще (обучаемость, связи между поколениями, накопление знаний); начальной равенства людей вообще и равенства мужчин и женщин, в частности; реального права выбора.

      Капитал здоровья является неотъемлемой частью человеческого капитала, В течение  всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более  и более ускоряющийся с возрастом. Смерть понимается как полное обесценивание фонда здоровья, инвестиции в человеческий капитал выражаются в сохранении работоспособности за счет уменьшения заболеваемости и увеличения продуктивного периода жизни. Уровень здоровья во многом зависит от качества услуг здравоохранения, которое сопровождает человека с самого рождения до его пенсионного возраста. Инвестиции в здоровье обеспечивают нормальный оборот рабочей силы в производстве. Снижение здоровья, заболеваемость, инвалидность выражаются в нетрудоспособности. Поток услуг, производимых фондом здоровья, сводится, таким образом, к "свободному от болезней времени". Большинство западных исследователей полагают, что лица с лучшей образовательной подготовкой более эффективны в производстве и использовании своего "капитала здоровья": ведут более здоровый образ жизни, избирают в среднем не такие вредные и опасные профессии, разумнее пользуются медицинскими услугами и т.д.

      Безусловно, чем меньше болезней, тем выше уровень  здоровья населения страны и отдача от капиталовложений в здравоохранение.

      Расходы на здравоохранение, складываются из расходов на профилактику заболеваний, медицинское  обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий.

      Очевидная связь здоровья со способностью к  эффективному труду и повышения личного и общественного благосостояния. Низкий уровень здоровья населения препятствует развитию экономики страны.

      Целенаправленная  деятельность учреждений культуры и  искусства по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей способна удовлетворять социальные, интеллектуальные и материальные потребности людей, устанавливать социальную стабильность в обществе, при этом, эффективно формируя, сохраняя и развивая человеческий капитал общества.

      На  современных предприятиях формируемая организационная

      культура. Она должна ориентировать персонал на постоянное обучение, ротацию, внесение рационализаторских предложений, повышение  квалификации, что обуславливается  высокой скоростью научно-технического прогресса, изменений рыночных условий и т.п.

      Эффективная организационная культура - это культура,

      способствующая  росту прибыли организации, ее капитализации, рыночной стоимости. Организационная  культура - это потенциал организации, который проявляется в конкретных экономических и финансовых показателях в будущем. 

2.3 Значение накопления  человеческого капитала

      Человеческие  возможности в любых системах являются определяющими в достижении поставленных целей .Человеческий капитал признан самым ценным ресурсом, более важным, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не материальные средства производства, является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности. Теория человеческого капитала научными методами доказывает эффективность, экономическую целесообразность инвестиций в развитие человека. Именно поэтому на научной базе теории человеческого капитала появилась и получила бурное развитие в глобальном масштабе концепция человеческого развития.

      Теория  человеческого капитала стала в развитых странах поворотным пунктом в мотивации человеческого развития, в тенденциях отношения к отраслям социальной сферы, обеспечивающих это развитие, - образования, здравоохранения, культуры и др., в частности в аспекте ресурсного их обеспечения. Доведение доходности инвестиций в человеческий капитал, в частности, расходов на образование, способствовало признанию ее правящими кругами многих стран важным фактором экономического развития, а руководителями предприятий - фактором роста производительности труда и эффективности производства. В значительной мере благодаря теории человеческого капитала общественное признание получила неформальное образование, образование взрослых, бурного развития приобрели образовательно-профессиональные программы предприятий. В развитых странах, и в большей степени - в странах, стремящимся к быстрому и успешному развитию, образование культивируется как экономически рациональная деятельность человека не только в ее молодом возрасте, но и в течение всей жизни. Пожизненное или непрерывное образование стало концептуальным воплощением этой идеи. Это повлияло и на ресурсное обеспечение образования, причем важно не только увеличение бюджетных ассигнований, но и диверсификация источников финансирования.

Информация о работе Человеческий капитал