Человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 06:28, курсовая работа

Описание

Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д.
Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
1. Сущность человеческого капитала………………………………..………….….5
1.1 Современный подход к изучению человеческого капитала……………….….5
1.2 Методы оценки человеческого капитала………………………………..……14
1.3 Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций….…16
2. Факторы накопления человеческого капитала……………………...………....18
2.1 Роль образования и науки в накоплении человеческого капитала………….18
2.2 Развитие здравоохранения как фактор накопления капитала……………….22
2.3 Значение накопления человеческого капитала………………………….……24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………...…………………..…31

Работа состоит из  1 файл

курсовая человеческий капитал.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3

1. Сущность человеческого капитала………………………………..………….….5

1.1 Современный  подход к изучению человеческого  капитала……………….….5

1.2 Методы  оценки человеческого капитала………………………………..……14

1.3 Оценка  человеческого капитала исходя из направленных инвестиций….…16

2. Факторы накопления человеческого капитала……………………...………....18

2.1 Роль  образования и науки в накоплении  человеческого капитала………….18

2.2 Развитие здравоохранения как фактор накопления капитала……………….22

2.3 Значение  накопления человеческого капитала………………………….……24

Заключение………………………………………………………………………….28

Список  литературы………………………………………...…………………..…31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д.

      Производство  материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

      Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний, собственно, сам человек - его интеллектуальный потенциал.

      Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым  ценным ресурсом постиндустриального  общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.

      Несмотря  на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывается  она в основном американскими  и английскими учеными. Большое  внимание уделяется инвестированию в человеческий капитал и факторам его накопления, так как это непосредственно влияет на развитие и совершенствование человеческого капитала.

        В Украине развитие человеческого  капитала является необходимым,  но к сожалению на данном  этапе оно является слабым, т.к. не владеет достаточно развитой научно-технической и информационной базой. Для этого необходимо как можно глубже изучить все нюансы и требования эффективного развития человеческого капитала и определить значимость его накопления.

      С позиций экономической науки  проблема «человеческого капитала»  как фактора экономического роста предприятия выдвигает производителя и потребителя в центр социально-экономической системы. Творческие силы человека, его знания и навыки нуждаются в количественном и качественном измерении.

      Современная мировая экономика отличается изменением экономической парадигмы. Разница между экономикой ХХ и ХХI веков, а также типом экономического мышления заключается в том, что при технократическом подходе ХХ века в качестве основы и определяющего элемента экономического потенциала предприятия выступала материально-техническая база производства. На этом основании базировалась система анализа воспроизводственных процессов, хозяйственная эффективность предприятий, критерием которой выступали объемы отдачи элементов производства.

      В новой экономической парадигме в центр анализа социально-экономического развития ставится способность экономики к эффективным, качественным и структурным сдвигам, что напрямую зависит от человека.

      Человеческие  возможности в любых системах являются определяющими в достижении поставленных целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность человеческого капитала

      1.1 Современный подход  к изучению человеческого  капитала

      Теория  человеческого капитала изучает  процесс качественного совершенствования  человеческих ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

      1) выделение "капитальных", инвестиционных  аспектов в поведении агентов  на рынке труда;

      2) переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);

      3) признание человеческого времени  в качестве ключевого экономического  ресурса.

      Идея  человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической  мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в "Политической арифметике" У. Петти. Позднее она нашла отражение в "Богатстве народов" А. Смита, "Принципах" А. Маршалла, и работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50-60-х годов ХХ века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г. Беккера (также лауреата Нобелевской премии) "Человеческий капитал" (первое издание 1964 г). Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки.

      Т. Щульц внес огромный вклад в становление теории человеческого капитала на начальном этапе ее развития, в ее принятие научной общественностью и популяризацию. Он одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора. И сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик.

      Т.Шульц  также призывал других ученых отказаться оттого, что он считал «интеллектуальными ошибками» традиционных экономистов, предлагая делать упор на качество человека как участника производства. В статье «Создание капитала образованием». [22] Т.Шульц представил оценки стоимости рабочей силы, включающие расходы на образование и стоимость труда, потерянной человеком за время его учебы. Эта стоимость игнорировалась экономистами, а когда была выдвинута в качестве предмета исследования, была объявлена ими спорной. Однако его концепция постепенно завоевывала признание, пока многим не стало ясно, что капиталовложения в человеческий капитал являются решающим фактором. По сути дела, Т.Шульц приобрел славу отца революции вложений в человеческий капитал. Для него эти вложения имели широкое содержание: к ним он относил вложения в образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а также капиталовложения в сферу здравоохранения, образования и науки.

      Виды  человеческого капитала экономисты классифицируют по элементам затрат и инвестиций в репродукционный  процесс. Так, И.В. Ильинский выделяет следующие виды человеческого капитала:

    • капитал здоровья;
    • капитал образования;
    • капитал культуры,

      акцентируя  внимание на первом из них. [15] Капитал здоровья (естественный по наследству и приобретенный) является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье продлевают трудоспособную жизнь человека, т.е. время функционирования человеческого капитала. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитал, а инвестиции в здоровье способны замедлить данный процесс. Вместе с тем не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы.

      Основными результатами инвестиций в человека Шульц считал накопление способностей людей к труду, их эффективную  созидательную деятельность в обществе, поддержание здоровья . Он полагал, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера. Человеческий капитал способен накапливаться и воспроизводиться. По оценкам Шульца, из производимого в обществе совокупного продукта на накопление человеческого капитала используется уже не 1/4, как следовало из большинства теорий воспроизводства XX века, а 3/4 его общей величины.

        Человеческий капитал предприятия  он определил как совокупность  навыков, знаний и умений человека. В качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки - упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12-14% годовой прибыли.

      Особый  вклад Беккер внес в теории конкуренции, стратегии и развития фирмы. Он ввел различение между специальными и  общими инвестициями в человека. [8] И выделил особое значение специального обучения, специальных знаний и навыков. Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, характерные и значимые особенности ее продукции и поведения на рынках, в конечном итоге, ее ноу-хау, имидж и бренд. В специальной подготовке заинтересованы в первую очередь сами фирмы и корпорации, и они финансируют ее. Эти работы Беккера стали основой создания современной теории фирмы и конкуренции. Общая подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату; им же достается и доход от общих инвестиций. Напротив, специальная подготовка финансируется по большей части самими фирмами, которым поступает и основной доход от нее. Понятие специального человеческого капитала помогло объяснить, почему среди работников с продолжительным стажем работы на одном и том же месте текучесть ниже и почему заполнение вакансий в фирмах происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов с внешнего рынка.

      Еще одна область, где вклад Г. Беккера  в теорию человеческого капитала оказался особенно весом - это анализ проблем экономического неравенства. Используя разработанный им аппарат  кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал, Г. Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения - неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам.

      Предложенная  Г. Беккером модель объясняет неравенство  доходов не только от труда (фактически - от человеческого капитала), но и  от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т.п.) уменьшается мало или вообще не меняется. Поэтому стратегия рациональных семей такова: инвестировать сначала в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно больше, а затем, когда по мере убывания она сравнивается с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, чтобы впоследствии передать эти активы детям. Отсюда Беккер сделал вывод, что семьи, оставляющие наследства, производят инвестиции в человеческий капитал детей в оптимальном размере, тогда как семьи, не оставляющие наследства, чаще всего недоинвестируют в их образование.

      Развитие  теории человеческого капитала шло  в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего  поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной деятельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучения таких социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т.д. Теорию человеческого капитала можно рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название "экономического империализма".

      Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас  способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшими видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.

Информация о работе Человеческий капитал