Учет выбытия основных средств действующий на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:25, дипломная работа

Описание

Основная цель дипломной работы заключается в исследовании учета выбытия основных средств на примере Опочецкого райпо.
Для достижения поставленной цели послужили следующие задачи:
- ознакомиться с Опочецким райпо с позиции изучения технологий, производственной и организационной структуры управления;
- раскрыть особенности Опочецкого райпо и порядка ведения бухгалтерского учета выбытия основных средств;
- учет выбытия основных средств действующий в Опочецком райпо;
- проанализировать аналитический и синтетический учет выбытия основных средств;
- рассмотреть особенности аудиторской проверки выбытия основных средств и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….4
Глава 1. Теоретические основы учета выбытия основных средств…….……..7
1.1. Задачи и общие принципы ведения основных средств……………………7
1.2. Каналы выбытия основных средств…………………………...…………..18
Глава 2. Учет выбытия основных средств действующий на предприятии…..27
2.1. Документальное оформление выбытия основных средств……...……….27
2.2. Аналитический и синтетический учет выбытия основных средств……..37
2.3. Отражение в учете результатов выбытия основных средств…………….51
Глава 3. Аудиторская проверка выбытия основных средств…………………64
3.1. Методы проведения аудита выбытия основных средств…………...……64
3.2. Проверка правильности документального оформления выбытия основных средств………………………………………………………………..75
3.3. Оценка финансовых результатов выбытия основных средств ………….80
Заключение………………………………………………………………………89
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Диплом,исправленный.doc

— 404.00 Кб (Скачать документ)

Счет 84 «Уставный капитал» применяется для обобщения информации о состоянии и движении уставного (складочного) капитала организации. Увеличение и уменьшение уставного капитала, в том числе за счет имущества, относящегося к основным средствам, осуществляется после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

Счет 83 «Добавочный капитал» предназначен для обобщения информации о добавочном капитале организации, на нем отражается прирост стоимости внеоборотных активов по результатам переоценки, а также сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, полученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества за счет продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость.

Счет 90 «Продажи» используется для обобщения информации о доходах и расходах» организации и выявления финансового результата за отчетный период. К нему могут быть открыты несколько субсчетов.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах (операционных, внереализационных) отчетного периода. На этом счете находят отражение поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств; поступления в связи с безвозмездным получением активов, а также расходы по продаже, выбытию, предоставлению за плату во временное владение и пользование, расходы на консервацию объектов основных средств и др. К нему открываются субсчета: 1 «Прочие доходы»; 2 «Прочие расходы»; 3 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления». Предназначен для обобщения информации о доходах, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

Списанию с бухгалтерского баланса подлежат объекты основных средств, которые передаются (выбывают) или постоянно не используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, для управленческих нужд организации.

В соответствии с действующим порядком с балансов организаций на основе унифицированных первичных документов могут быть списаны основные средства, пришедшие в состояние непригодности и подлежащие ликвидации вследствие физического и морального износа, аварий, стихийных бедствий, нарушений нормальных условий эксплуатации, а также в связи с продажей, безвозмездной передачей, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий (цехов) и по другим причинам.

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». По дебету отражается первоначальная (восстановительная) стоимость выбывшего объекта, а в кредит списывается сумма накопленной амортизации. По окончании процесса выбытия остаточная стоимость объекта списывается на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

Причины выбытия основных средств могут быть сгруппированы следующим образом:

* продажа объектов юридическим или физическим лицам;

* передача по договорам дарения объектов другим организациям и лицам в соответствии с законодательством;

* ликвидация, включая частичную, вследствие аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;

* передача объектов в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций или в паевой фонд;

* передача дочернему (зависимому) обществу от головной органи зации;

* списание в случаях физического или морального износа;

* списание объектов, сданных в аренду с правом выкупа, на момент перехода собственности на них к арендатору;

* недостача или порча, выявленные при инвентаризации;

* другие причины.

Для определения непригодности основных средств, невозможности и экономической нецелесообразности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления документации на списание таких объектов в организациях создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых включаются главный инженер (или заместитель), начальники соответствующих структурных подразделений, главный бухгалтер (или заместитель), а также лица, на которых возложена материальная ответственность за сохранность основных средств. По решению руководителя организации в состав комиссии могут быть включены и другие специалисты, если в этом есть техническая необходимость, а также представители инспекций, на которых возложена функция надзора за отдельными видами объектов. Комиссия осуществляет следующие функции:

* осматривает ликвидируемые объекты с использованием технической документации (поэтажных планов, техпаспорта объекта и др.), данных бухгалтерского учета и другой информации;

* определяет невозможность восстановления и дальнейшей эксплуатации объекта;

* устанавливает причину списания объекта (авария, стихийное бедствие, нарушение нормальных условий эксплуатации, реконструкция, износ и т. п.);

* выявляет лиц, виновных в преждевременном выбытии объекта из эксплуатации, а также вносит предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

* устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов и оценивает их по текущей рыночной стоимости;

* осуществляет контроль за изъятием из объекта драгоценных металлов с определением их веса, годных узлов и сдачей их на склад;

* составляет акты на списание объектов типовой формы.

При ликвидации объекта в связи с реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих организаций комиссия проверяет соответствие предъявленных к списанию объектов программе реконструкции и делает в акте на списание ссылку на конкретный пункт программы.

В актах на списание обязательно приводятся данные о датах изготовления или постройки; ввода в эксплуатацию; сроке полезного использования; первоначальной стоимости; сумме амортизации, начисленной на момент выбытия; количестве проведенных капитальных ремонтов; причине списания; стоимости материальных ценностей, полученных при разборке (демонтаже) объекта. По основным средствам, списываемым в результате стихийных бедствий и аварий, к акту должна быть приложена справка компетентной организации о стихийном бедствии либо копия акта об аварии с указанием причин и виновников. Акты на списание утверждает руководитель организации, после чего осуществляются демонтаж и разборка объектов. Инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации, но не менее пяти лет.

После разборки (демонтажа) и оценки отдельных узлов (деталей), материалов, которые могут быть использованы в организации или проданы, они приходуются на дебет счета 10 «Материалы», по субсчетам 1 «Сырье и материалы», 5 «Запасные части» по текущей рыночной стоимости на дату списания, а непригодные к дальнейшему использованию приходуются как вторичное сырье и отражаются в дебете счета 10, субсчет 6 «Прочие материалы». Их стоимость зачисляется на финансовые результаты по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Ликвидация отдельных частей объекта, имеющих разный срок полезного использования, отражается в учете как ликвидация самостоятельного инвентарного объекта и оформляется в общем порядке. При этом детали (узлы), содержащие драгоценные металлы, обязательно сдаются в государственный фонд, а содержащие цветные металлы — организациям по сбору вторсырья.

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», величина поступлений от продажи основных средств и иных активов (кроме иностранной валюты), доходы от участия в уставных капиталах других организаций в виде вкладов объектов основных средств (когда это не является предметом деятельности организации) рассматриваются как операционные доходы. Эта величина поступлений определяется с учетом суммовой разницы, возникающей при оплате счетов за проданные объекты в суммах, эквивалентных курсу валюты, в соответствии с выставленными счетами. Расходы, связанные с выбытием основных средств, учитываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» как операционные расходы. Такие расходы могут предварительно отражаться на счетах затрат, в частности на дебете счета вспомогательных производств. По кредиту этого счета показывается выручка от продажи имущества, учитываемого в составе основных средств, а также стоимости оприходованных материалов от разборки (демонтажа) объектов. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов по счету вспомогательных производств позволяет получить финансовый результат, связанный с выбытием основных средств. Доходы и расходы от списания объектов основных средств в бухгалтерском учете отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся. Они подлежат зачислению на счет 99 «Прибыли и убытки» как операционные доходы и расходы.

Выбытие объектов вследствие продажи или передачи сторонним организациям оформляется актами приема-передачи основных средств (ф. № ОС-1), приема-передачи зданий (ф. № ОС-1а), группы объектов (ф. № ОС-16), на основе которого бухгалтерия производит записи в инвентарных карточках (ф. № ОС-б) и прилагает их к акту. Об изъятии карточки делается отметка в инвентарной книге (списке) по местонахождению объекта. Выбытие объектов вследствие их полного или частичного списания оформляется актом на списание (ф.№ОС-4).

Ликвидировано вследствие полной амортизации здание гаража на территории Опочецкого райпо. Первоначальная стоимость — 7000 руб., сумма начисленной амортизации — 6200 руб. Разборка произведена силами рабочих самой организации, и расходы составили 400 руб., стоимость пригодных к дальнейшему использованию материалов после демонтажа здания по рыночным ценам вторичного сырья — 300 руб. На счетах бухгалтерского учета Опочецкого райпо произведены следующие бухгалтерские записи.

Списание основных средств в связи с их недостачей или порчей по вине материально ответственных лиц или по неустановленным причинам регулируется в соответствии с ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете»[6] и ПБУ 6/01.

Таблица 2.4

Отражение в учете Опочецкого райпо операций по ликвидации основного средства

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма

Дебет

Кредит

1

Подготовка к выбытию здания гаража

01.2

01.1

7000

2

Списана сумма начисленной на момент ликвидации сумма начисленной амортизации

02

91.1

6200

3

Стоимость материалов, полученных при сносе здания гаража

10.6

91.1

300

4

Расходы на демонтаж гаража

91.2

23

400

5

Выявлен финансовый результат от ликвидации гаража

91.9

99

700

 

Все выявленные расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах следующим образом:

- излишек имущества приходуется на счета учета финансовых результатов с зачислением его суммы на кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

- недостача относится на виновных лиц, а если они не установлены или судом отказано во взыскании с них убытков, то на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Последовательность записей на счетах бухгалтерского учета при списании недостающих основных средств по вине материально ответственных лиц рассмотрим на примере.

При проведении инвентаризации в Опочецком райпо была обнаружена пропажа компьютера, который был передан работнику Самойловой М.С. – кладовщику Опочецкого райпо  - ответственному лицу для эксплуатации. Первоначальная стоимость компьютера — 12 000 руб., сумма накопленной амортизации на момент пропажи — 6000 руб. Претензии признаны материально ответственным лицом. Производятся на счетах бухгалтерского учета следующие записи. На остаточную стоимость объекта, выбывшего вследствие недостачи — 6000 руб.:

Таблица 2.5

Отражение в учете Опочецкого райпо операций по результатам инвентаризации основных средств

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма

Дебет

Кредит

1

Выявлена недостача компьютера, переданного в эксплуатацию

01.2

94

01.1

01.2

6000

6000

2

Недостача отнесена на материально-ответственное лицо Самойлову М.С.

73.2

94

6000

3

Недостача ОС оплачена работником через кассу

50.1

73

6000

Информация о работе Учет выбытия основных средств действующий на предприятии