Сущность и формы государственного и муниципального долга. Программа государственных внешних заимствований РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 03:54, контрольная работа

Описание

Государственный долг образуется в результате привлечения государством заемных денежных средств. Государственный долг - это совокупность долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, а также иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, которые предоставлены Российской Федерацией (ст. 97 Бюджетного кодекса РФ) .

Содержание

Сущность и формы государственного и муниципального долга………………………..2
Программа государственных внешних заимствований РФ………………………………3
Задача………………………………………………………………………………………....6

Работа состоит из  1 файл

бюджетка.docx

— 37.19 Кб (Скачать документ)
    1. 1.Сущность и формы государственного и муниципального долга. 

  Государственный долг образуется в результате привлечения  государством заемных денежных средств. Государственный долг - это совокупность долговых обязательств Российской Федерации  перед физическими и юридическими лицами, а также иностранными государствами, международными организациями и  другими субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, которые  предоставлены Российской Федерацией (ст. 97 Бюджетного кодекса РФ) .

  В настоящее время внешний долг России составляет около половины ВВП. Начиная с 1999 г. расходы на погашение  и обслуживание внешнего долга составляют примерно 10% от ВВП России. Это сопоставимо  с долей в ВВП всего федерального бюджета. По оценкам ведущих российских экономистов, в период до 2010 года платежи  по обслуживанию и погашению только государственного внешнего долга составят ежегодно 14 - 19 млрд. долл., не считая задолженности  по ГКО-ОФЗ. В соответствии с международными договорами в ближайший период России предстоит выплатить 70% суммы основного  долга и примерно на ту же сумму  проценты, т.е. всего 160 млрд. долл. .

  Внешний долг России является серьезной угрозой  национальной безопасности в условиях кризисного состояния экономики. одними из основных причин отсутствия доверия инвесторов и кредиторов к России как международному заемщику являются существенные проблемы экономического развития Российской Федерации и слабое правовое сопровождение проводимых реформ. Поэтому наблюдается серьезное политическое обострение проблемы внешнего долга России, что требует поиска наиболее оптимальных средств по управлению внешней задолженностью.

  Государственный долг является прямым следствием кредитной  политики государства. Его состав зависит  от форм государственного кредита, которые  используются для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. В этой связи ст. 98 Бюджетного кодекса РФ обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава государственного долга выплата процентов и непроцентных доходов по государственным заимствованиям, поскольку согласно ст. 69 Бюджетного кодекса РФ они являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета .

  Гарантом  платежеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счет имущества которой полностью  и без условий обеспечивается государственный долг. Несмотря на то, что кредитные отношения государства  обеспечиваются его казной, погашение  долговых обязательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. БК РФ предписывает федеральным  органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в  целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга  Российской Федерации . 

  1.2. Формы государственного  долга РФ 

Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в форме:

• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

• государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

• договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет (ст. 98 Бюджетного кодекса РФ) .

     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше  пяти лет до 30 лет).

     Долговые  обязательства Российской Федерации  погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа  и не могут превышать 30 лет.

     Изменение условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

В объем  государственного внутреннего долга  Российской Федерации включаются:

• основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

• объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

• объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

• объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В объем  государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

• объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

• объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций . 

1.3. Виды государственного  долга РФ 

Государственный долг классифицируется на различные  виды по нескольким основаниям.

В зависимости  от валюты обязательств государственный  долг подразделяется на:

• внутренний, который выражает обязательства в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях. В объем государственного внутреннего долга включаются основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

• внешний, выраженный в иностранной валюте. В объем государственного внешнего долга включаются объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, а также объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций .

     В некоторых случаях дополнительным критерием по разграничению государственного долга на внешний и внутренний может служить субъектный состав. Предоставление кредитных средств  государству резидентами свидетельствует  об образовании внутреннего долга, заимствование денежных средств  у нерезидентов ведет к образованию  внешнего долга.

     Современная кредитная деятельность Российской Федерации показывает усилившееся  взаимодействие внешнего и внутреннего  долга. Так, часть внутреннего долга  по государственным краткосрочным  облигациям была трансформирована в  краткосрочный внешний долг, в  то время как для погашения  внешнего долга эмитируются новые  государственные ценные бумаги, размещаемые  на внутреннем фондовом рынке.

     Однако  справедливо отметить, что содержащиеся в БК РФ критерии разграничения государственного долга на внутренний и внешний  требуют серьезной доработки.

     Являясь следствием кредитной деятельности государства, имеющей юридическую  форму, государственный долг также  может существовать только в определенных формах, выработанных экономической  практикой и зафиксированных  законодательством (ст. 98 БК РФ)

    1. Программа государственных внешних заимствований РФ

2.1. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них:

1) для  несвязанных (финансовых) заимствований: 

- источника привлечения;

- суммы заимствования;

- срока погашения;

2) для  целевых иностранных заимствований: 

- конечного получателя;

- цели заимствования и направления использования;

- источника заимствования;

- суммы заимствования;

- срока погашения;

гарантий  третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

оценки  объема использованных средств до начала очередного финансового года;

прогноза  объема использования средств в  очередном финансовом году.

2.2 В Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок займа. Данные займы и государственные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации Федеральным Собранием Российской Федерации.

2.3 В Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85 процентов общего объема внешних заимствований.

2.4 Правительство Российской Федерации имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга Российской Федерации, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга Российской Федерации.

Данное  право распространяется исключительно  на несвязанные (финансовые) государственные  внешние заимствования Российской Федерации.

2.5 В Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи БК РФ при  составлении проекта федерального закона на предстоящий бюджетный  год в обязательном порядке должна быть также составлена Программа  внешних заимствований РФ. Данная Программа составляется с учетом разделения всех внешних заимствований  РФ на два основных вида: несвязанные (финансовые) заимствования и целевые  иностранные заимствования. Кроме  того, в перечень внешних заимствований  РФ должны быть включены те заимствования, которые не были погашены РФ в предыдущие годы и подлежат погашению в предстоящем  финансовом году (п. 5 комментируемой статьи БК РФ).

Указанные виды внешних заимствований отличаются друг от друга только по характеру  использования. Если несвязанные (финансовые) заимствования не имеют целевого предназначения, то целевые иностранные  заимствования могут использоваться только в соответствии с целями, ради которых они получены РФ. Целевые иностранные заимствования - это форма финансирования проектов, включенных в Программу внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. В составе целевых иностранных заимствований отдельно выделяются:

- связанные  кредиты правительств иностранных  государств, банков и фирм, являющиеся  формой привлечения средств на  возвратной и возмездной основах  для закупок товаров, работ  и услуг за счет средств  правительств иностранных государств, банков и фирм, в основном в  стране кредиторов;

Информация о работе Сущность и формы государственного и муниципального долга. Программа государственных внешних заимствований РФ