Стабилизационные фонды зарубежных стран, особенности формирования и использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 06:15, доклад

Описание

Во-первых, в этих странах возникают эффекты, связанные с так называемой "голландской болезнью". Большой профицит по счету текущих операций платежного баланса имеет своим следствием повышение номинального курса национальных валют, в результате чего снижается конкурентоспособность экономики. Попытки замедлить темпы роста этого курса приводят к увеличению объема золотовалютных резервов и, следовательно, к дополнительной денежной эмиссии, намного превышающей потребности экономики. В результате денежно-кредитная система становится разбалансированной, ускоряется инфляция, растет реальный эффективный курс наци

Работа состоит из  1 файл

Стабилизационные фонды зарубежных стран.doc

— 63.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

Государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«Кемеровский  государственный университет» 
 
 
 

Доклад  на тему: «Стабилизационные фонды  зарубежных стран, особенности формирования и использования».

По  курсу: «Бюджетные и  внебюджетные фонды РФ» 
 
 
 

                Выполнил: Верещагина И.Л. гр. ЭМ-102

                Проверил: к.э.н. доцент Иноземцева Л.П. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Кемерово 2011

Предпосылки создания стабилизационных фондов 

     Проведение  экономической политики в странах, в значительной степени зависящих от экспорта нефти и других невозобновляемых ресурсов, осложняется рядом принципиальных проблем.

     Во-первых, в этих странах возникают эффекты, связанные с так называемой "голландской  болезнью". Большой профицит по счету текущих операций платежного баланса имеет своим следствием повышение номинального курса национальных валют, в результате чего снижается конкурентоспособность экономики. Попытки замедлить темпы роста этого курса приводят к увеличению объема золотовалютных резервов и, следовательно, к дополнительной денежной эмиссии, намного превышающей потребности экономики. В результате денежно-кредитная система становится разбалансированной, ускоряется инфляция, растет реальный эффективный курс национальной валюты. В экономиках таких стран существенно возрастают риски, снижается качество проводимой бюджетной и в целом экономической политики, темпы роста ВВП замедляются.

     Во-вторых, доходы бюджетов в таких странах, как правило, подвержены весьма значительным колебаниям из-за непредсказуемой ситуации с мировыми ценами на рынках сырьевых ресурсов. В годы неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры это вызывает необходимость соответствующего сокращения бюджетных расходов, что приводит к серьезным политическим и социально-экономическим последствиям. Так, снижение мировых цен на сырье после ценовых шоков на мировом рынке нефти в 1970 - 1980-е годы даже поставило под сомнение платежеспособность ряда стран - производителей энергоносителей и обусловило принятие серьезных мер по ужесточению бюджетной политики. В периоды высоких цен на сырьевые товары крупные поступления в бюджет, напротив, зачастую стимулируют рост неэффективных расходов.

     В-третьих, помимо колебания доходов и избыточного  денежного предложения в странах - экспортерах сырья существует проблема ограниченности и невосполнимости запасов природных ресурсов. Это требует рационального использования получаемых доходов в долгосрочном аспекте.

     Для решения названных проблем экономическая  политика в странах-экспортерах  сырьевых ресурсов должна быть направлена на смягчение негативного воздействия внешнеэкономической конъюнктуры как на бюджет, так и на экономику в целом. Возникает необходимость проведения долгосрочной бюджетной политики и стратегии государственных расходов. Для их реализации страны либо изымают сверхдоходы, получаемые вследствие высоких цен на нефть, и накапливают их в качестве остатков на счетах в центральных банках (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир), либо аккумулируют их в специально созданных фондах невозобновляемых ресурсов (Норвегия, Чили, Кувейт, Оман). В обоих случаях средства, как правило, инвестируются в иностранные активы.1 

     В соответствии с основными функциями, которые призваны выполнять стабилизационные фонды в зарубежных странах, А. Ведев делит их на три группы:

     1. Бюджетные стабилизационные фонды. Они формируются для обеспечения текущей сбалансированности бюджетов в условиях изменяющейся внешнеэкономической конъюнктуры, а также для регулирования эмиссии (например, венесуэльский Фонд макроэкономической стабилизации). В период благоприятной ценовой конъюнктуры такие фонды наполняются за счет отчислений от рентных платежей (причем обеспечивается пропорциональность таких отчислений от уровня цен мирового рынка). В условиях низких цен мирового рынка аккумулированные средства используются для финансирования бюджетных расходов.

     Бюджетные стабилизационные фонды существуют в целом ряде стран,  где в экономике существенную роль играет экспорт сырья.  Нам известно о 15 странах: это Венесуэла, Норвегия, США (штат Аляска), Канада (провинция Альберта), Колумбия,  Чили, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и ряд других. Именно к этому типу фондов, формально, относится Стабилизационный фонд Российской Федерации.

     Норвегия. Норвежский государственный нефтяной фонд выполняет две функции: стабилизационную и сберегательную. Правительство создало Фонд в 1990 г. для решения двух проблем: старения населения и снижения объемов добычи нефти. Деньги в фонд поступают при условии профицита бюджета. Как и в России, он определяется уровнем цен на нефть. Строгой формулы, по которой производятся отчисления, не существует, каждый раз их объем утверждается Парламентом. Он же принимает решение об использовании средств. Управляет текущими активами Фонда Центробанк, а направления инвестирования определяет Минфин. Министр финансов Норвегии Пер Кристиан Фосс рассказывает о стабилизационном фонде Норвегии. Так же, как в России, норвежский стабилизационный фонд был сформирован из средств, полученных от продажи нефти. Средства норвежского стабфонда не тратятся на текущие нужды, инвестируются в интересах будущих поколений. «Мы его называем даже пенсионным фондом, И он нам обеспечит или поможет обеспечить способ для покрытия этих будущих расходов." Средства стабилизационного фонда, они инвестированы за рубежом, как я уже сказал, в основном, в акциях и в облигациях других государств. Могу добавить, что у нас есть еще и российские государственные облигации в составе нашего нефтяного фонда. 2

       «Фонд стабилизации  валюты», США, создан в 1934 г., а также фонды, целью которых является стабилизация рынка ценных бумаг, деривативов например, «Национальный стабилизационный фонд», Тайвань, создан в 1999 г.

     Чили. Медный стабилизационный фонд был создан в 1985 г. для стабилизации курса валюты и доходов бюджета. Механизм его формирования следующий: Правительство Чили ежегодно определяет долгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в фонд средств по определенной формуле, в зависимости от превышения фактической цены по экспортным контрактам над базовой долгосрочной. Особенность заключается в том, что эти правила применяются к государственной медной компании и, по сути, являются для нее дополнительным налогом. Средства Фонда приравниваются к золотовалютным резервам и управляются ЦБ. Правительство может их использовать в случае, если цена меди ниже базовой. Средства Фонда направляются на выплату внешнего долга и субсидирования цен на бензин.

     Венесуэла. Фонд макроэкономической стабилизации был создан в 1998 г., когда мировые цены на нефть упали до 8 – 9 долл. за баррель, для стабилизации доходов бюджета центрального Правительства, правительств регионов и государственной нефтяной компании. Формируется Фонд следующим образом: исходя из средней цены на нефть за последние пять лет рассчитываются базовые доходы бюджетов правительств и компании и все поступления свыше базовой величины направляются в Фонд. Его средства управляются Центробанком и инвестируются в иностранные финансовые активы. Решение о расходовании средств Фонда принимает Парламент.3

     2. Фонды будущих поколений. Такие фонды ориентированы на накопление ресурсов на длительную перспективу: обеспечение бюджетных расходов в условиях исчерпания запасов полезных ископаемых, ухудшения демографического баланса и тому подобного. Кроме того, в отдельных странах (кувейтский Фонд будущих поколений) в такие фонды зачисляются все виды доходов бюджета при достижении профицита (например, средства от приватизации государственного имущества).

     Помимо  отчислений рентных платежей (как  правило, фиксированных и/или в меньшей степени, чем в предыдущем варианте, зависящих от мировых цен), значимую роль для формирования таких фондов играют доходы от инвестирования накопленных средств. Средства таких фондов активно инвестируются в финансовые активы (как правило, зарубежные). В ряде случаев (норвежский Государственный нефтяной фонд) масштабы таких доходов сопоставимы с поступлениями от  природной ренты. По норвежскому законодательству от 30% до 50% вложений средств фонда могут направляться в акции, причем включая компании таких стран, как Китай, Польша, Турция, Филиппины, Чили. Доходность операций фонда в 2003-2004 году превысила 20%. Аналогичную политику проводит кувейтский Фонд будущих поколений.

     Использование таких фондов в рамках текущего бюджетного процесса законодательно ограничено или  запрещено. В ряде случаев ресурсы  бюджетных фондов будущих поколений  инвестируются в национальную экономику. 4

     Среди фондов будущих поколений выделяются:

     Во-первых, фонды среднесрочной стабилизации, предназначенные для покрытия бюджетных дефицитов и поддержки устойчивого размера государственных расходов в неблагоприятные годы, так называемые, «фонды дождливых дней» («rainy day fund») (например, «Фонд стабилизации цен», Индия, создан в 2003 г., «Национальный кофейный стабилизационный фонд», Коста-Рика, создан в 1996 г., «Нефтяной фонд», Оман, 1993 г., «Стабилизационный фонд», Нигерия, 1979 г.).

     Во-вторых Фонды будущих поколений, так  называемые, «сберегательные фонды» («saving fund» (например, «Общий резервный фонд», Кувейт, создан в 1960 г., «Фонд будущих поколений», Кувейт, создан в 1976 г., «Нефтяной сберегательный и стабилизационный фонд», Колумбия, создан в 1997 г., «Государственный резервный фонд», Оман, создан в 1980 г.).

     3. Фонды, предназначенные для аккумулирования и распределения природной ренты среди населения. В эти фонды на постоянной основе направляются платежи за использование природных ресурсов, которые затем распределяются по индивидуальным счетам граждан. В ряде случаев средства таких фондов инвестируются в зарубежные финансовые активы и не полностью выплачиваются гражданам (аккумулируются), что сближает данные фонды с фондами будущих поколений. К этой группе относится Постоянный фонд Аляски. 5  

     Задачи, решаемые с помощью стабилизационных фондов:

     Как показывает анализ, на стабилизационные фонды возлагаются решения среднесрочных, краткосрочных и долгосрочных задач  по нормализации реального и финансового  секторов экономики.

  1. В состав краткосрочных входят задачи по предотвращению и урегулированию краткосрочных рыночных шоков как внутри страны, так и в экономиках других стран, являющихся ведомыми и связанных со страной–создателем стабилизационного фонда, а также задачи, связанные с краткосрочной коррекцией макроэкономических параметров для предотвращения или устранения в среднесрочном периоде кумулятивных факторов, неблагоприятно воздействующих на экономическую и финансовую динамику на макроуровне.
  2. К среднесрочным относятся задачи по предотвращению или ослаблению среднесрочных неблагоприятных последствий от конъюнктурного снижения цен на основные экспортные товары в экономиках, зависящих от экспорта, а также по предупреждению экономических или финансовых кризисных явлений в среднесрочной перспективе. Сюда же относятся и задачи, связанные со снижением волатильности и рисков экономики и с созданием на этой основе более благоприятного макроэкономического климата для развития производства и инвестиций, для чего производится покрытие общего дефицита бюджета, вызванного снижением цен на экспортируемую продукцию, обеспечение устойчивости государственных расходов при сокращении доходов бюджета от экспорта, а также субсидирование производителей экспортной продукции в периоды неблагоприятной ценовой конъюнктуры с тем, чтобы сохранить их производственный потенциал, поддержать занятость, обеспечить возможность дальнейшего развития.
  3. Наконец, к долгосрочным задачам относятся долгосрочная стабилизация через диверсификацию экономики, повышение ее устойчивости к неблагоприятным внешним воздействиям, через диверсификацию финансовых источников для развития экономики.

     Выше  сформулированному содержанию стабилизационных фондов соответствуют их определенные формы или виды, к которым относятся  фонды краткосрочной стабилизации, фонды средне- и долгосрочной стабилизации.6

     Анализ  международных исследований, опубликованных в научной литературе, справочниках и обзорах, информации, представленной на соответствующих публичных сайтах государственных учреждений в Интернет, заставляет усомниться в способности стабилизационных фондов решить все проблемы, возникающие в бюджетной сфере стран, зависящих от экспорта сырья и от мировых цен на сырье, лишь используя инструменты воздействия на монетарные факторы и исключая при этом немонетарные, в процессе проведении таргетировании инфляции. Но они могут быть полезным инструментом, используемым правительством как в контексте среднесрочной бюджетной политики, так и в долгосрочной, при обеспечении прозрачных и точных правил, относящихся к формированию, расходованию и управлению средствами стабилизационного фонда на основе немонетарных и монетарных принципов регулирования экономики страны или региона. 7

Список  литературы:

  1. «Стабилизационный фонд: копить или тратить»  URL: http://www.knukim-edu.kiev.ua/index.php?id=600&view=article#_Toc119931086 (дата обращения 20.09.2011)
  2. «Стабилизационный фонд и его роль для экономики» URL: http://www.bestreferat.ru/referat-175392.html (дата обращения 20.09.2011)
  3. «В Норвегии стабилизационный фонд называют пенсионным фондом будущих поколений» URL: http://www.fundshub.ru/market/industry/4959.php (дата обращения 20.09.2011)
  4. «Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт», А.Кудрин Вопросы экономики, 2006, №2,с.28-45.
  5. «Стабилизационный фонд: мировой опыт и практика Российской Федерации», В.Иванова URL: http://pg.vavt.ru/wred/works.nsf/work/765518922 (дата обращения 20.09.2011)

Информация о работе Стабилизационные фонды зарубежных стран, особенности формирования и использования