Специфика российского бюджетного федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:31, контрольная работа

Описание

Целью работы является раскрытие основного экономического содержания бюджетного федерализма. Для этого последовательно рассмотрены сущность, принципы, модели, механизмы функционирования, проблемы и направления развития бюджетного федерализма.

Содержание

Введение 3
1. Сущность бюджетного федерализма 5
1. 1. Понятие, особенности и принципы бюджетного федерализма 5
1. 2. Модели бюджетного федерализма 7
2. Специфика российского бюджетного федерализма 10
2. 1. Российская модель бюджетного федерализма 10
2. 2. Основные проблемы развития бюджетного федерализма в РФ 11
2. 3. Основные направления совершенствования бюджетного федерализма в РФ 14
Заключение 17
Список литературы 19
Глоссарий 21

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА БС РФ.docx

— 124.30 Кб (Скачать документ)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Бюджетная система РФ»

 

Вариант № 7

Тема: «Специфика российского бюджетного федерализма»

 

Студент:

Группа:

Шифр:

Руководитель:

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Сущность бюджетного федерализма 5

1. 1. Понятие,  особенности и принципы бюджетного  федерализма 5

1. 2. Модели  бюджетного федерализма 7

2. Специфика российского бюджетного федерализма 10

2. 1. Российская  модель бюджетного федерализма 10

2. 2. Основные  проблемы развития бюджетного  федерализма в РФ 11

2. 3. Основные  направления совершенствования  бюджетного федерализма в РФ 14

Заключение 17

Список литературы 19

Глоссарий 21

 

 

 

 

Введение

Не существует федераций, сопоставимых с Россией по числу административно-территориальных образований низового уровня. Обеспечить устойчивость подобной системы, тем более эффективно управлять ею, чрезвычайно сложно. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять социально-экономическое регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Бюджетная система Российской Федерации  основывается на модели бюджетного устройства и бюджетного процесса федеративного  государства, получившей название бюджетного федерализма.

Проблеме бюджетного федерализма  по праву принадлежит важное место  в реформировании бюджетной системы  России на современном этапе. От решения  этой проблемы зависит будущее России – сохранится ли она как единое государство, развивающееся на основах  подлинного федерализма, или распадется на ряд слаборазвитых территориальных  образований.

Бюджетный федерализм реализуется  через единую социально-экономическую  и бюджетно-финансовую политику государства. Это такая организация бюджетных  отношений, которая позволяет в  условиях самостоятельности, автономии  каждого бюджета органично сочетать фискальные интересы Федерации с  интересами ее субъектов и органов  самоуправления. Однако не следует  забывать, что проблема бюджетного федерализма это не только и не столько проблема взаимоотношения  бюджетов различных уровней бюджетной  системы, это, прежде всего проблема взаимоотношений государства и  его граждан посредством организации  рационального движения потоков  финансовых ресурсов.

Целью работы является раскрытие основного  экономического содержания бюджетного федерализма. Для этого последовательно  рассмотрены сущность, принципы, модели, механизмы функционирования, проблемы и направления развития бюджетного федерализма.

Решение проблемы бюджетного федерализма  в конечном итоге позволит стабилизировать  российскую государственность, повысить управляемость и объективность  рыночной экономической системы.

В общем, необходимым для России является не только создание принципиально  новой системы межбюджетных отношений, но и осознание того, что эта  система должна быть ориентирована  на реализацию совокупности интересов  государства в целом, его субъектов  и граждан.

 

  1. Сущность бюджетного федерализма

  1. 1. Понятие, особенности и принципы бюджетного федерализма

Термин "бюджетный федерализм" – это экономическое понятие, не связанное с государственным политическим устройством и характеризующее многоуровневость бюджетной системы любого государства. Согласно стандартной бюджетной методике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), существует три уровня власти - центральные, региональные (штаты в США, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде и т.д.) и местные органы (где объединены все более мелкие административно-территориальные образования)[9]. Каждый уровень власти имеет свой бюджет и действует в рамках собственных бюджетных полномочий. Автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и их взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах, и называются бюджетным федерализмом. Хотя политическое устройство (унитарное или федеративное), безусловно, накладывает отпечаток на характер бюджетной системы, определяющим фактором служит степень централизации государственного управления.

В настоящее время насчитывается  более 20 стран с различным типом  федеративного устройства (США, ФРГ, Австралия, Канада, Австрия, Мексика, Россия, Эфиопия, Бразилия, Индия, Малайзия и  др.).[8] Кроме того, значительное число стран мира в системе управления государством используют отдельные элементы федерализма, связанные с разделением полномочий между различными уровнями государственной власти и регионами. Конкретные формы федерализма в каждой стране периодически видоизменяются. Это относится как к разграничению предметов ведения и полномочий между уровнями власти, так и реформам в области бюджетов и налогов.

Разделение властных полномочий между федерацией и ее субъектами предполагает и разделение бюджетов, их доходов и расходов. Распределение  общих доходов государства между федеративным центром и его субъектами, которое обеспечивало бы наиболее качественное выполнение возложенных на них задач и функций, является наиболее сложной проблемой.

Под бюджетным федерализмом понимается форма автономного функционирования бюджетов различного уровня государственной  власти, основанная на четко сформулированных и закрепленных законодательных нормах, положениях. [13]

Аналогичное определение  бюджетного федерализма приведено  в другом источнике: «Бюджетный федерализм – это законодательно принимаемая  норма равноправных (партнерских) отношений  между федеральным центром и  субъектами при формировании доходов  бюджетов всех уровней за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся  общественно-необходимых потребностей».[14]

Очевидно, что данные определения  отражают некую абстрактную идеальную  модель бюджетного федерализма, при  которой объемы доходных полномочий субъектов федерации совпадают  с объемами расходных полномочий, закрепленными за этими уровнями власти. В этом случае какие-либо перераспределительные  процессы между бюджетами отсутствуют. В реальной действительности достигнуть такого состояния ни одному государству  не удалось.

Под бюджетным федерализмом понимают форму бюджетного устройства в федеративном государстве, которая  предполагает учет интересов всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса и самостоятельного управления функционированием всех звеньев бюджетной системы.[8]

Бюджетный федерализм базируется на 5 основных принципах:

1) законодательное разграничение  полномочий по расходам между  органами власти всех уровней  управления;

2) обеспечение соответствующих  органов власти необходимыми  финансовыми ресурсами для выполнения  ими возложенных на них функций;

3) обеспечение вертикального  и горизонтального выравнивания  доходов всех звеньев бюджетной  системы;

4) наличие единых для  каждого звена бюджетной системы  формализованных прозрачных и  всем понятных методов регулирования  бюджетов;

5) самостоятельность и  равноправие каждого бюджета,  входящего в бюджетную систему,  которые выражаются в самостоятельности  бюджетного процесса, в том числе  определении направлений использования  бюджетных средств, подконтрольности  исполнения бюджета соответствующим  представительным органам власти и т.д.[14]

1. 2. Модели бюджетного федерализма

Для государств с федеративным устройством можно выделить три типа организации бюджетной системы: централизованный, децентрализованный и комбинированный типы.[8]

При централизованном типе разграничение  полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов, самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму.

Децентрализованный  тип организации бюджетной системы  строится на признании высокой степени  самостоятельности региональных и  местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена  к минимуму. Полномочия в сфере  расходов адекватны полномочиям  в сфере доходов.

Для комбинированной модели бюджетного федерализма характерны следующие  моменты: использование механизма горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания, повышенная ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития регионов, значительная роль бюджетных трансфертов передается из вышестоящих бюджетов нижестоящим для регулирования и бюджетного выравнивания регионов.

В мире существуют государства с  различными типами федеративного устройства. Для каждого типа характерна своя модель бюджетного федерализма. Наиболее известными являются американская и  германская модели. Иногда их называют соответственно конкурентной и кооперативной.[12]

Американская модель строится на относительно большой самостоятельности отдельных  штатов. Часто она рассматривается как классическая модель бюджетного федерализма. В США отсутствует система горизонтального долевого распределения доходов. Большинство федеральных субсидий штатам зависит от объемов долевого финансирования штатными и местными органами власти. Такая политика не направлена на выравнивание социально-экономических условий жизнедеятельности регионов. [10] Отдельные штаты, местные органы власти имеют право осуществлять собственную налоговую политику. Федерация, штаты, муниципалитеты имеют собственные «непересекающиеся» налоги. Регионы значительно отличаются по налогам и расходам друг от друга.

Для германской модели бюджетного федерализма  характерной чертой является все  возрастающая тенденция к единообразному распределению ресурсов между землями. Бюджетная система базируется на «общих» налогах, поступления от которых распределяются между всеми  ее уровнями. К ним относятся: налог  на заработную плату, прямой подоходный налог, налог с доходов корпораций, непрямой подоходный налог с дивидендов и процентных прибылей, налог на добавленную стоимость. Однако имеются  и такие налоги, которые применяет только один уровень власти. В частности, в федеральный бюджет поступают все акцизы. К региональным (налогам земель) относятся транспортный налог, налог наследства; к местным налогам относятся налог на недвижимость, местный предпринимательский налог и ряд других.

Для выравнивания условий между  отдельными землями (богатыми и бедными) используется механизм дифференциации нормативов отчислений от общих налогов. Однако следует подчеркнуть, что  основные финансовые ресурсы для  выравнивания социально-экономических  условий жизнедеятельности земель поступают через федеральные  и совместные программы регионального  развития.[7]

 

  1. Специфика российского бюджетного федерализма

  1. 1. Российская модель бюджетного федерализма

Бюджетная система Российской Федерации  включает три звена или три  уровня: федеральный бюджет, региональные бюджеты субъектов РФ, местные  бюджеты: городские, районные, поселковые, сельские. При этом формальные местные  органы власти не входят в состав государственного аппарата, но несомненно, что местные  бюджеты включены в единую бюджетную  систему Российской Федерации.

В силу федерального устройства современной  России бюджеты разного уровня являются самостоятельными по отношению друг к другу. Каждый из них утверждается и исполняется собственными властными  органами в соответствии с действующей  правовой базой. Принцип самостоятельности  проявляется и в том, что бюджеты  нижеследующих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих уровней.

Совокупность всех бюджетов образует консолидированный бюджет РФ, а совокупность регионального бюджета субъекта РФ и местных бюджетов на территории данного субъекта составляет консолидированный  бюджет субъекта Федерации (рис. 1).

Рис. 1 «Схема консолидированного бюджета РФ»

Федеральному бюджету отводится  главная роль в консолидированном  бюджете, прежде всего в реализации социально-экономической политики, осуществляемой Федеральным Собранием  и Правительством РФ. Через его  параметры государство регулирует макроэкономические параметры, а также  взаимоотношения с отдельными территориями. Федеральный бюджет разрабатывается  и утверждается в форме федерального закона.

Консолидированный бюджет субъекта Федерации  есть результат объединения бюджетных  показателей региона, в нем отражены итоги разработки и реализации бюджетной  политики данного региона. Бюджеты  субъектов РФ разрабатываются и  утверждаются в форме законов  субъектов РФ, а местные бюджеты  — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления или  в порядке, установленном уставами муниципальных образований.[4]

Информация о работе Специфика российского бюджетного федерализма