Бюджетный федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:14, доклад

Описание

Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.
Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские ученые, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 21.31 Кб (Скачать документ)

Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.

Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские ученые, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных  уровней власти и бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах.

 

Модели бюджетного федерализма

Американская (бюджетно-налоговый или конкурентный федерализм)

Германская (фискальный федерализм)

1. собственные налоги («один налог — один бюджет»)

  1. совместные налоги («один налог — три бюджета»)

2. самостоятельность  в расходах

2. совместное регулирование  расходов

3. непринятие «мандатов»

3. «финансируемые  мандаты»

4. слабое выравнивание

4. сильное выравнивание

5. свобода заимствований

5. ограничения заимствований

6. возможность «банкротства»

6. помощь кризисным  регионам


 

5. Германская модель  бюджетного федерализма

Для германской модели бюджетного федерализма характерной  чертой является все возрастающая тенденция  к единообразному распределению  ресурсов между землями. Бюджетная  система базируется на общих налогах, поступления от которых распределяются между всеми ее уровнями. К ним  относятся: налог на заработную плату, прямой подоходный налог, налог с  доходов корпораций, непрямой подоходный налог с дивидендов и процентных прибылей, налог на добавленную стоимость.

Однако имеются  и такие налоги, которые применяет  только один уровень власти. В частности, в федеральный бюджет поступают  все акцизы. К региональным (налогам  земель) относятся транспортный налог, налог на наследство; к местным  налогам относятся налог на недвижимость, местный предпринимательский налог  и ряд других.

Для выравнивания условий  между отдельными землями (богатыми и бедными) используется механизм дифференциации нормативов отчислений от общих налогов. Однако следует подчеркнуть, что  основные финансовые ресурсы для  выравнивания социально-экономических  условий жизнедеятельности земель поступают через федеральные  и совместные программы регионального  развития.

Несмотря на такую  систему финансового выравнивания возможностей, отдельные земли все  же продолжают оставаться относительно слабыми для них существует система финансовой помощи в виде федеральных субсидий, посредством которой налоговый потенциал доводится до 99,5% среднедушевого налогового потенциала в целом по стране.

Расходные полномочия между всеми уровнями власти в  Германии распределены в соответствии с принципами классического бюджетного федерализма. Система бюджетного налогового выравнивания возможностей в Германии вызывает действие разнонаправленных, порою спорных стимулов. Экономически сильные земли не очень-то заинтересованы укреплять свою налоговую базу или  преследовать лиц, уклоняющихся от налогов, так как значительные суммы фактически собственных доходов через федеральное  правительство перечисляются в  финансово слабые земли. В то же время  необходимо отметить, что се решения, - принимаемые в Германии по общим  задачам, включают в себя категорическое требование необходимости достижения консенсуса.

Достижение его  обеспечивается требованием Основного  закона Германии (Конституции) о необходимости  установления по всей стране единообразных  условий жизни населения.

Германская модель бюджетного федерализма создала  высокую степень однородности региональных общественно полезных услуг для  населения. Использование ее позволило  в короткие сроки за счет массивных  трансфертов в земли Восточной  Германии создать современную социальную инфраструктуру, продвинуть вперед предпринимательство  и, что очень важно, стабилизировать  общественную жизнь.

6. Канадская модель  бюджетного федерализма

Канадская модель бюджетного федерализма во многом похожа на американскую модель. Провинции вправе принимать  законы по всем региональным и местным  вопросам. Они самостоятельно определяют собственную налоговую политику. В Канаде есть как общие, так и  индивидуальные налоги для каждого  уровня власти. На федеральном уровне важнейшими налогами являются личный подоходный налог, налог с доходов  корпораций, а также налог на добавленную  стоимость Сайдель Б., Веспер Д. Бюджетный федерализм: сравнительный анализ по странам. М., 2005. С. 13..

Провинции и муниципалитеты имеют право добавлять свои ставки к базовой федеральной ставке. Так, общая ставка федерального налога на доходы корпораций равняется 28,84%, а  провинциальная часть налога на доходы корпораций колеблется от 14 до 17%, за исключением  Квебека, где она составляет 8,9%.

Таким образом, суммарная  ставка налога на доходы корпораций может  достигать 45,84% (сравнивать эту ставку с российской ставкой налога на прибыль  некорректно в силу различий в  расчетах налогооблагаемой базы).

В Канаде отсутствует  единая система сбора налогов. Это  относится, прежде всего, к личному  подоходному налогу, налогу на доходов корпораций.

Так, провинция Квебек самостоятельно собирает и распоряжается  своей частью личного подоходного  налога.

В то же время в  канадской модели бюджетного федерализма, в отличие от американской, важную роль играют процессы повсеместного  выравнивания социально-экономических  условий жизнедеятельности населения. Это задача как общенациональных, так и провинциальных органов  власти Канады. Однако размеры трансфертов  на выравнивание финансовых возможностей бюджетно слабым провинциям меньше, чем в Германии. Критерием выделения трансфертов в Канаде служит степень отставания финансовой обеспеченности провинций от средненационального расчетного уровня.

4. Американская модель  бюджетного федерализма

Американская модель строится на относительно большой самостоятельности  отдельных штатов. Зачастую она рассматривается  как классическая модель бюджетного федерализма.

В США отсутствует  система горизонтального долевого распределения доходов. Большинство  федеральных субсидий штатам зависит  от объемов долевого финансирования штатными и местными органами власти. Такая политика не направлена на выравнивание социально-экономических условий  жизнедеятельности регионов. Более  того, она содействует, прежде всего, развитию богатых штатов.

Отдельные штаты, местные  органы власти имеют право осуществлять собственную налоговую политику. Федерация, штаты, муниципалитеты имеют  собственные непересекающиеся налоги. Регионы значительно отличаются по налогам и расходам друг от друга. Столь существенная региональная диспропорция по-разному оценивается специалистами  с позиции ее влияния на аллакационную эффективность и экономический рост Мишин А. А. Американский федерализм. М.: Зерцало, 1993. С. 78..

До 1991 года бюджетная система России была чрезвычайно централизованной и унитарной. Важным этапом в реорганизации  бюджетной системы страны стал принятый в 1991 году закон РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В законе устанавливались  принципы построения бюджетной системы, основы формирования доходов, расходов и отдельно регламентировался порядок  организации бюджетного процесса на республиканском уровне. Важным этапом в нормативном регулировании бюджетных правоотношений явился закон «Об основах бюджетных прав и прав по  формированию и использованию внебюджетных фондов», который был принят в 1993 г. Этот закон определил права субъектов РФ и местных образований на получение доходов в соответствующие бюджеты, на расходование средств этих бюджетов, определил взаимоотношения указанных органов власти в бюджетном процессе. Этот закон установил общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и использования бюджетов на региональном уровне. Следующий этап – принятая в 1993 конституция РФ, которая закрепила федеральное устройство государства, изменила структуру и распределение полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти, что предполагало кардинальную переработку законодательства в области бюджетного устройства и бюджетного процесса, разграничение бюджетных полномочий по уровням государственного управления, определение межбюджетных взаимоотношений. Это потребовало коренного пересмотра построения бюджетной системы и необходимость разработки принципов бюджетного федерализма (разграничение полномочий между органами власти всех уровней в бюджетной сфере). Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходование бюджетных средств. Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

  1. Законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней.
  2. Обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций.
  3. Обеспечение вертикального и горизонтального выравнивание доходов всех звеньев бюджетной системы.
  4. Наличие единых для каждого звена бюджетной системы методов регулирования бюджетного процесса.
  5. Самостоятельности и равноправия каждого бюджета, входящего в бюджетную систему страны, основанного на принципах функционирования бюджетной системы в целом.

Быстрому развитию финансово-бюджетного федерализма в РФ способствовало принятие ряда законов: «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», в который были внесены значительные изменения  после принятия Конституции; «Об  основах налоговой системы в  РФ» (1991г), «Об основах бюджетных  прав и прав по использованию внебюджетных фондов». В 1995г был принят ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ». Данный закон установил источники бюджетного формирования (доходы) и направления  использования финансовых ресурсов местного самоуправления; основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях; взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами; Установил гарантии их финансовых прав. В 1996 году принят федеральный закон  «О бюджетной классификации РФ», который установил структуру  и состав бюджетов всех уровней бюджетной  системы. К 1997 году служила ситуация (в целом в экономике России), в частности в бюджетной сфере, которая требовала внесения кардинальных изменений ввиду того, что отдельные положения федеральных законов не соответствовали друг другу, а многие вопросы остались при этом не отрегулированными, поэтому было  принято решение создать единый законодательный акт, который стал бы методологической основой всей совокупности бюджетного законодательства и регламентировал бы все направления бюджетных отношений. 31 июля 1998 года был принят бюджетный кодекс РФ, который установил правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, общие принципы бюджетного законодательства, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в РФ, установил основания и виды ответственности за бюджетные правонарушения.


Информация о работе Бюджетный федерализм