Роль расходов государственного бюджета в фискальной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 06:58, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование роли расходов государственного бюджета в фискальной политике государства.
Задачами курсовой работы являются:
изучение фискальной политики в системе мер государственного регулирования экономики;
рассмотрение сущности автоматической и дискреционной политики;
изучение направлений расходов государственного бюджета;
анализ динамики и структуры расходов государственного бюджета РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….. 3
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ В РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКЕ ………………………………………………………………………. 6
Фискальная политика в системе мер государственного регулирования
экономики …………………………………………………………………………… 6
Направления расходов государственного бюджета ……………………….. 15
АНАЛИЗ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ИХ РОЛЬ В ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА ……………………… 20
Динамика и структура расходов государственного бюджета РФ ………… 20
Роль политики государственных расходов в реализации целей
фискального регулирования и эффективность расходов государственного бюджета ……………………………………………………………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макроэкономике переделанная.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Филиал ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет

экономики и права» в г.Братске

Кафедра финансов и кредита

 

 

Направление «Экономика»

Профиль «Финансы и кредит»

 

Дисциплина «Макроэкономика»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Роль расходов государственного бюджета в фискальной политике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель 

контрольной работы:                  к.э.н., доцент М.М. Истомина

 

Студент:       гр.ФКув-11 Е.А. Сиреньщикова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Братск, 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….. 3

  1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ В РЫНОЧНОЙ  
    ЭКОНОМИКЕ ………………………………………………………………………. 6
    1. Фискальная политика в системе мер государственного регулирования  
      экономики …………………………………………………………………………… 6
    2. Направления расходов государственного бюджета ………………………..  15
  2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ИХ РОЛЬ В ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА ………………………  20
    1. Динамика и структура расходов государственного бюджета РФ …………  20
    2. Роль политики государственных расходов в реализации целей  
      фискального регулирования и эффективность расходов государственного бюджета …………………………………………………………………………….  27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….  35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….  39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство, как общественный институт обязано решать огромный комплекс стоящих перед ним задач. Важнейшим государственным инструментом является фискальная политика.

В современном словаре  иностранных слов она определяется как «совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus) – государственная казна, казначейство. Фискалы – в первоначальном смысле слова – сборщики податей, мытари. В настоящее время фискальная политика представляет собой манипулирование государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации. Она соединяет в себе целый спектр форм финансовой политики – бюджетную, налоговую и политику доходов и расходов. Таким образом, основными целями финансовой политики являются мобилизация денежных средств, необходимая государству, их распределение и использование для решения социальных и экономических проблем страны.

В любой стране при  любой общественно-политической и  социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  регулируется государством в лице государственных органов.

Государственное регулирование  экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности). А также государственное регулирование экономики и использование механизмов бюджетно-налоговой политики ставит своей главной целью обеспечить стабильные темпы экономического роста, соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

Правильное построение экономических рычагов управления государства ведёт к стабильному, уравновешенному и процветающему  образу жизни всех субъектов государства.

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика Россия переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, «отсекая» ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

Целью курсовой работы является исследование роли расходов государственного бюджета в фискальной политике государства.

Задачами курсовой работы являются:

  • изучение фискальной политики в системе мер государственного регулирования экономики;
  • рассмотрение сущности автоматической и дискреционной политики;
  • изучение направлений расходов государственного бюджета;
  • анализ динамики и структуры расходов государственного бюджета РФ;
  • освещение вопроса роли политики государственных расходов в реализации целей фискального регулирования;
  • анализ эффективности расходов государственного бюджета.

В курсовой работе выделяются две основные главы – в первой дается общее понятие и представления о сути фискальной политики как инструмента в рыночной экономике, во второй – анализ расходов государственного бюджета на 2008-2010 годы и их роль в фискальной политике РФ.

Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть  фискальную политику со всеми ее особенностями, пусть даже на примере Российской Федерации. Но, тем не менее, в работе была сделана попытка рассмотреть проблемы и особенности осуществления фискальной политики.

 

1  ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ В  
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Фискальная  политика в системе мер государственного регулирования экономики

Фискальная (налогово-бюджетная) политика – правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государств.

Под фискальной политикой  государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания [8, с. 78]. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения.

Фискальная политика – это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Фискальная политика – совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста [1, с. 211].

Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются [1, с. 213]:

  • устойчивый рост национального дохода,
  • умеренные темпы инфляции,
  • полная занятость,
  • сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий фискальной политики включает [8, с. 94]: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты  по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно – трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики  осуществляется с помощью мощных рычагов – налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов (рис. 1.1) [1, с. 224].

При дискреционной политике государство сознательно регулирует налогообложение и бюджетные расходы для улучшения экономического положения страны. Это регулирование различно на разных фазах экономического цикла. Так, во время кризиса государство увеличивает свои расходы, снижает налоги, что способствует расширению покупательского спроса. При подъеме производства, сопровождающемся инфляцией, государство сдерживает деловую  
активность.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Рис. 1.1. Виды фискальной политики

 

Фискальная политика, основанная на встроенных стабилизаторах, использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла. Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы налогов. Одновременно уменьшается безработица и улучшается положение малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются, а социальные выплаты возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса.

Автоматическая фискальная политика – это автоматическое изменение  величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов.

Встроенный стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду  циклических колебаний уровней  занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства.

Такими автоматическими стабилизаторами являются [1, с. 228]:

  • прогрессивная налоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода вследствие снижения налоговой ставки.
  • пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты автоматически снижаются.

Встроенные стабилизаторы  не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.

Так как основным показателем  эффективности применения фискальной политики является государственный  бюджет, то стоит рассмотреть влияние различных инструментов фискальной политики  на этот показатель.

Рассмотрим более подробно влияние отдельных инструментов фискальной политики на государственный бюджет при неизменном фискальном воздействии, т.е. воздействие прочих, не рассматриваемых инструментов, остается неизменным. Это значительно упрощает анализ и позволяет проследить влияние отдельных инструментов фискальной политики в более наглядной форме [8, с. 103].

Рассмотрим влияние  увеличения государственных закупок  на состояние государственного бюджета. Так как государственные закупки относятся к числу государственных расходов, то при неизменном фискальном воздействии следует говорить об образовании дефицита государственного бюджета вследствие их увеличения. Сразу встает вопрос, какого размера возникает дефицит?  Дать ответ на данный вопрос можно проследив последовательность изменений в экономических показателях:  увеличение государственных закупок увеличивает совокупные расходы, которые в свою очередь, через действие мультипликатора государственных расходов увеличивают объем национального производства. На этом все и заканчивается. Так как величина налоговых поступлений, которые формируют государственные доходы, не зависит от величины национального дохода, то дополнительных поступлений в государственный бюджет не возникает. Отсюда логически вытекает, что величина дефицита государственного бюджета будет равняться изменению государственных закупок.

Информация о работе Роль расходов государственного бюджета в фискальной политике