Роль расходов государственного бюджета в фискальной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 06:58, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование роли расходов государственного бюджета в фискальной политике государства.
Задачами курсовой работы являются:
изучение фискальной политики в системе мер государственного регулирования экономики;
рассмотрение сущности автоматической и дискреционной политики;
изучение направлений расходов государственного бюджета;
анализ динамики и структуры расходов государственного бюджета РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….. 3
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ В РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКЕ ………………………………………………………………………. 6
Фискальная политика в системе мер государственного регулирования
экономики …………………………………………………………………………… 6
Направления расходов государственного бюджета ……………………….. 15
АНАЛИЗ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ИХ РОЛЬ В ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА ……………………… 20
Динамика и структура расходов государственного бюджета РФ ………… 20
Роль политики государственных расходов в реализации целей
фискального регулирования и эффективность расходов государственного бюджета ……………………………………………………………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макроэкономике переделанная.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

5) создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам. В 2010 году начался новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставил задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров. С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.

6) разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.

Мировой финансовый кризис поставил в сложное положение  функционирование банковского сектора Российской Федерации. Основные усилия были направлены на обеспечение стабильной работы банковской системы и включали снижение нормативов обязательных резервов, расширение инструментов рефинансирования и либерализацию доступа кредитных организаций к ресурсам Банка России. Одновременно было принято решение об увеличении размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках.

В целом налоговая  политика в 2011-2013 гг. будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.

По стимулированию инновационной  деятельности предусматривается [14, с. 19]:

  • снижение до 2015 г., а для отдельных категорий плательщиков до 2020 г., совокупной ставки страховых взносов до 14% в пределах страхуемого годового заработка (уплата взносов по полной ставке для этих плательщиков будет осуществляться за счет федерального бюджета). При этом для организаций средств массовой информации планируется установить специальный переходный период роста совокупной ставки страховых взносов с выходом на предельную величину – 34% - в 2015 г.;
  • изменение подходов к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп;
  • уточнение порядка учета расходов на научные исследования и /или/ опытно-конструкторские разработки / закрепление единого по всем видам работ порядка ведения налогового учета расходов на НИОКР, который не должен содержать неясностей и противоречий/;
  • создание резервов предстоящих расходов организаций на НИОКР;
  • сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспортных операциях;
  • освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;
  • создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний, включая создание специальных налоговых инспекций и снижение периодичности и сроков проведения проверок;
  • передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ и увеличение его размера;
  • совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях;
  • введение специального налогового режима для организаций-участников технопарка «Сколково».

Что касается роли государственных  расходов в кризисный и послекризисный период, то можно отметить, что расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на национальную оборону и национальную безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (4-9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

Стоит отметить, что в  номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с  учетом «антикризисной» особенности 2009 года, не стоит так жестко критиковать состояние бюджета на 2010 год. По мнению автора, 2009 год был особенно тяжелым для страны, и поэтому необходимо некоторое время для восстановления прежнего положения экономики. Необходима корректировка политики в плане смещения акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры, ориентированные на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала.

В течение всего 2010 года решения принятые Правительством Российской Федерации необходимо реализовывать. Поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста в краткосрочном периоде являются важнейшими приоритетами. При необходимости нужно принимать новые меры в рамках выделенного в федеральном бюджете антикризисного резерва в размере 195 млрд. рублей.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы сделать общие выводы по работе.

Бюджет – это система, используемая правительством и другими организациями для планирования доходов и расходов и для осуществления контроля над ними. Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом. Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы и регулировать экономические взаимоотношения внутри страны. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов, то есть  прямая функция налогов.

2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция).

3. Государственное антициклическое  и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).

Подводя итог, хотелось бы сделать следующие выводы:

1. По поводу финансов  возникают экономические отношения,  которые государство может использовать в проводимых фискальных мероприятиях. Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.  Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов). Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику.

2. Наиболее значительными инструментами фискального воздействия являются налоги и государственные закупки. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.

3. Налоговая система  любой страны эффективна в  том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны.

4. Дискреционная и недискреционная фискальные политики применяются в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП. Дискреционная политика дает эффект в краткосрочном периоде.

5. Государственный бюджет  – смета доходов и расходов  государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы. Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. Наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).

6. Изменения в бюджетно-налоговой сфере и бюджетно-налоговая политика играют ключевую роль в хозяйственном развитии страны и проведении эффективной экономической политики.

Что касается роли государственных  расходов в кризисный и послекризисный период, то можно отметить, что расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на национальную оборону и национальную безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (4-9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

Стоит отметить, что в  номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной» особенности 2009 года, не стоит так жестко критиковать состояние бюджета на 2010 год. По мнению автора, 2009 год был особенно тяжелым для страны, и поэтому необходимо некоторое время для восстановления прежнего положения экономики. Необходима корректировка политики в плане смещения акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры, ориентированные на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала.

В течение всего 2010 года решения принятые Правительством Российской Федерации необходимо реализовывать. Поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста в краткосрочном периоде являются важнейшими приоритетами. При необходимости нужно принимать новые меры в рамках выделенного в федеральном бюджете антикризисного резерва в размере 195 млрд. рублей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова Г. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. – 3-е изд. / Г. А. Агапова, С. Ф. Серегина, под общей редакцией д.э.н., проф. А. В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2004. – 448 с.
  2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория / Е. Ф. Борисов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 384 с.
  3. Булатов А. С. Экономика / А. С. Булатов. – 5-е изд. – М.: Инфа-М, 2011. – 895 с.
  4. Поляк Г. Б. Бюджетная система России / Г. Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 548 с.
  5. Годин А. М. Бюджетная система Российской Федерации / А. М. Годин, Н. С. Максимова, И. В. Подпорина. – 3-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 750 с.
  6. Платонова И. П. Государственное регулирование национальной экономики / И. П. Платонова, В. А. Шумаев, И. В. Бушуева. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. – 653 с.
  7. Иохин В. Я. Экономическая теория / В. Я. Иохин. – М.: Юристь, 2010. – 862 с.
  8. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику / Т. Ю. Матвеева. – 3-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2010. – 512 с.
  9. Муталимов М. П. Основы экономической теории / М. П. Муталимов. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. – 462 с.
  10. Николаева И. П. Экономическая теория / И. П. Николаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 576 с.
  11. Васильева Л. А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах / Л. А. Васильева // Финансы. – 2011. – № 9. – С. 16.
  12. Гиляровская С. В. О самостоятельности бюджетов в Российской Федерации / С. В. Гиляровская // Финансы. – 2010. – № 2. – С. 21-24.
  13. Коровкина Е. Б. О доходах и расходах федерального бюджета / Е. Б. Коровкина // Финансы. – 2011. – № 8. – С. 14-15.
  14. Кудрин А. Л. Бюджет – основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны / А. Л. Кудрин // Финансы. – 2008. – № 12. – С. 18-22.
  15. Овсянников Л. Н. Государственный финансовый контроль: подходы к стандартизации / Л. Н. Овсянников // Финасы. – 2010. – № 2. – С. 32-35.
  16. Селезнев А. Проблемы бюджетной трехлетки / А. Селезнев // Экономист. – 2009. – № 2. – С. 4-6.
  17. Сенгачев В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста / В. Сенгачев // Вопросы экономики. – 2009. – № 5. – С. 10-13.



Информация о работе Роль расходов государственного бюджета в фискальной политике