Роль бюджетной политики в решении государственных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
определить особенности реализации бюджетной политики в России на современном этапе;
Провести анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ;
определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………………………6
1.1 Место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики………………………………………………………….…..6
1.2 Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России….10
1.3 Бюджетный механизм как инструмент бюджетной политики……………14
2. Роль бюджетной политики в решении государственных задач……………16
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов………….16
2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов ……………….19
2.3 Проблемы управления государственным долгом и регулирования межбюджетных отношений……………………………………………………………26
3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России………………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Приложение А……………………………………………………………………42
Приложение Б……………………………………………………………………44
Приложение В……………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

глава1.docx

— 882.29 Кб (Скачать документ)
  • политика в области доходов бюджета;
  • политика в области расходов бюджета;
  • политика в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом;
  • политика в области регулирования межбюджетных отношений.

В соответствии с основными  направлениями бюджетной политики Президент России в своем ежегодном бюджетном послании Федеральному собранию определяет и конкретизирует те задачи, которые должны найти свою реализацию в федеральном бюджете на текущий и последующий плановый период. Так, в бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» четко выделены 4 крупных направления бюджетных мероприятий - в области доходов, расходов, межбюджетных отношений, совершенствования технологий формирования и исполнения бюджета.

В области доходов бюджета  необходимо продолжить сбережение части  нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье, а также принять меры по мобилизации  дополнительных бюджетных доходов  и повышению собственного бюджетного потенциала бюджетов всех уровней публичной  власти. Должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы.

В области бюджетных расходов, главным образом, бюджетная политика должна обеспечить максимально эффективное  использование ресурсов, для чего необходимо отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и  объемы финансового обеспечения  ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства  в тех сферах, где в необходимых  объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться  рыночными частными институтами.

В рамках мер, касающихся бюджетной  сбалансированности поставлена задача ограничить размеры бюджетного дефицита, в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы. Предполагается предусмотреть достаточные трансферты для покрытия возникающего дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния.

В области межбюджетных отношений  некоторыми из поставленных задач являются: инвентаризация, анализ финансового  обеспечения и оптимизация публичных  обязательств; создание стимулов для  повышения качества управления бюджетным  процессом на региональном и местном  уровнях; активное расширение региональных и местных полномочий с учетом принципа закрепления за каждым уровнем  власти тех из них, которые могут  быть наиболее эффективно выполнены  на данном уровне власти; обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов государственных и муниципальных услуг, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных услуг; усиление механизмов финансового администрирования наиболее пострадавших от кризиса публично-правовых образований; в случае невыполнения субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями своих обязательств, а также в случае неэффективного использования финансовой помощи предполагается инициировать введение временной финансовой администрации.

 

1.3 Бюджетный механизм как инструмент бюджетной политики

 

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной  политики государства. Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы в условиях становления  рыночных отношений создаются определенные предпосылки и соблюдаются основополагающие принципы бюджетного регулирования. К  ним можно отнести устойчивость денежного обращения в стране, наличие законодательных актов, определяющих рамки и содержание бюджетного процесса в стране, обязанности, права и взаимоотношения его  участников.

Бюджетный механизм используется для воздействия на конкретные отрасли  экономики через:

1) формы организации отношений  в бюджетной сфере; 

2) методы концентрации  бюджетных средств; 

3) принципы расходования  бюджетных средств; 

4) объем средств бюджета,  которые используются государством, регионами, органами местного  самоуправления.

В структуре бюджетного механизма  определены четыре звена:

1) механизм мобилизации бюджетных средств;

2) механизм расходования бюджетных средств;

3) механизм балансирования бюджета;

4) механизм организации  межбюджетных отношений.

Рассмотрим механизм формирования доходов бюджета в виде схемы:

                                                                     2


                                                                                          2          Федеральный


                                        3                                                                  бюджет


                                                      Региональный


                                                           Бюджет                 4


                Местный 


                 Бюджет          4

              


                     1                                             1                                          1

 


                                         Доходная база территорий 

1 – собственный доход;

2- отчисления от федеральных  налогов и сборов;

3 – отчисления региональных  налогов, поступающих в местные  бюджеты;

4 – финансовая помощь.

Данные звенья бюджетного механизма функционируют при  взаимодействии методов, способов, условий, объемов, движений бюджетных средств.

Выделяют следующие блоки бюджетного механизма:

1) блок планирования и  прогнозирования бюджета;

2) блок исполнения бюджета;

3) блок бюджетного контроля.

Каждый из вышеперечисленных  блоков имеет свои собственные специфические методы, и с их помощью решаются поставленные задачи и достигаются желаемые цели.

С помощью различных методов  блока планирования бюджета составляются планы и прогнозы по осуществлению концентрации и расходования бюджетных средств. Причем планы и прогнозы составляются как на государственном, так и на региональном и местном уровнях, бюджеты составляются в форме балансов доходной и расходной частей. Это позволяет оперативно управлять бюджетными отношениями на государственном, региональном и местном уровнях, а также для контроля над общим экономическим состоянием в стране или регионе. Сравнивая фактические и запланированные показатели по бюджету, можно проследить за изменениями в протекающих экономических и социальных процессах и вовремя принять необходимые решения, поставить задачи.

В Российской Федерации, как  и во всех федеративных государствах, существуют три функциональных звена бюджетной системы:

1) федеральный бюджет;

2) региональные бюджеты;

3) местные бюджеты.

Специфика каждого из звеньев  бюджетной системы — в совокупности прав, возложенных на бюджетные организации того или иного уровня, отражаемых в бюджетном законодательстве. Таким образом, бюджетный механизм является основным инструментом регулирования финансовой ситуации в стране, а также в отдельно взятых регионах либо на местном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Роль бюджетной  политики в решении государственных  задач

 

2.1 Анализ современной  бюджетной политики в области  доходов федерального бюджета

 

Таблица 1 – Доходы федерального бюджета на 2008 – 2010 гг. и на плановый период 2011 – 2013 гг., руб.

По представленным данным следует отметить, что общая сумма доходов в 2009году сократилась по отношению к 2008г на 20%, однако в 2010 году эта величина увеличилась на 13%.

В прогнозе также планируется  увеличение доходов.

Наибольшую долю в структуре  доходов занимают Вывозные таможенные пошлины (около 30% и налог на добычу полезных ископаемых (около 16% за анализируемый  период), что связано с сырьевой ориентированностью страны. (таблица 2)

Следующее место в структуре  доходов занимает Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на  территорию Российской Федерации. (что связано со значительными объемами импорта около 13%

Значительный рост наблюдается  в 2009 г у показателя «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности» на фоне снижения других статей доходов.

 Диаграмма 1 – Доходы  федерального бюджета, руб.

 

Таблица 2 – Удельный вес  доходов федерального бюджета, %

 

 

Таблица 3 – Темп роста  доходов федерального бюджета, %

 

Прогноз доходов федерального бюджета на 2011-2013 годы  произведен на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации  и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.

Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2011-2013 годы, представлены в таблице 4 приложения А.

Прогноз доходов сформирован  с учетом принятых в конце 2009 года и начале 2010 года, а также предлагаемых к принятию изменений в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство и нормативные правовые акты Правительства  Российской Федерации, касающиеся внешнеэкономической  деятельности и вступающие в действие в течение 2010 года и с 1 января  
2011 года.

Нефтегазовые  доходы. 

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

- налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (нефть, газ горючий природный  из всех видов месторождений  углеводородного сырья, газовый  конденсат из всех видов месторождений  углеводородного сырья);

- вывозных таможенных  пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных  пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных  пошлин на товары, выработанные  из нефти.

Таблица 5 – нефтегазовые доходы на 2008 – 2010 гг., руб.

 

2008

2009

2010

Нефтегазовые доходы

4389433698,6

2797620258,0

3194681720,0


 

В 2009 году значительно сокращаются  на 1591,8 млрд. руб. и составляют 2787,6 млрд. руб. В 2010 увеличились на 397,1 млрд. руб..(Таблица 4)

Из выше сказанного можно  сделать вывод, что за весь рассматриваемый  период наблюдается не очень положительная  тенденция, самая главная проблема это уменьшение общей величины доходов, это связано с неблагоприятной  ситуацией, как в экономике страны, так и в мировой экономике.

 

2.2 Оценка бюджетной  политики Росси в области расходов  федерального бюджета

 

Анализ динамики расходов ФБ РФ за период 2008 – 2010 гг. показал, что расходная  часть бюджета РФ увеличивается  в период с 2008 года по 2009 год. В 2010 году произошло некоторое снижение. Расходы  ФБ на 2008 г. составили 6 729,781 млрд. руб., на 2009 г. – 9 660,061 млрд. руб., на 2010 – 8 323,345 млрд. руб. (Таблица 6, Приложение Б)

Наибольший удельный вес составляют Межбюджетные трансферты, их удельный вес составляет в среднем за анализируемый  период около 40%. Кроме того, из федерального бюджета РФ финансируются Общегосударственные  вопросы, включая обслуживание государственного долга, доля этих расходов в среднем  составляет около 9%. Примерно четверть расходов составляют расходы на Национальную экономику. Мала доля расходов на Охрану окружающей среды, меньше 1%.

Расходы на здравоохранение

Конституция РФ гарантирует права  граждан на охрану их здоровья, поэтому  задача государства - обеспечить для  каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь. Государство  финансирует развитие здравоохранения  за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов, а также через систему  обязательного медицинского страхования (ОМС), созданную в России в 1991 году.

Основные расходы на здравоохранение  приходятся на региональные бюджеты  и внебюджетные фонды, включая ОМС. Доля расходов федерального бюджета  на здравоохранение в 2008-2009 годах  составляла не более 4 %.

Решение демографической проблемы также является одним из приоритетных направлений государственной политики. В 2007 году на решение данной проблемы было выделено дополнительно 32,3 млрд. руб. С учетом расходов на материнский  базовый капитал обязательства  федерального бюджета по демографическому проекту составляют около 165 млрд. руб. ежегодно.

Основные расходы на культуру несут бюджеты субъектов РФ. Финансовая поддержка кинематографии и научных  исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается  в большей степени из федерального бюджета.

Информация о работе Роль бюджетной политики в решении государственных задач