Проблемы и пути совершенствования региональных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ бюджета субъектов Федерации как органической части государственного бюджета, основных черт бюджетного процесса и приоритетов социальной политики.
Задачи работы:
Выявить основные понятия и принципы формирования Государственного бюджета, в том числе и бюджетов субъектов Федерации.
Рассмотреть государственно-правовые признаки субъектов Федерации.
Определение количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и функции бюджетов субъектов Федерации, их роль в финансировании региональных органов власти и управления………………...5
Сущность, функции и роль бюджетов субъектов Российской Федерации в рыночной экономике………………………………….……7
Роль бюджетов субъектов Федерации в бюджетной системе………….9
1.3. Источники налоговых и неналоговых платежей в бюджеты субъектов Федерации………………………………………………………………...13
Глава 2. Источники формирования доходной части и направления расходования средств региональных бюджетов………………………………18
2.1.Неналоговые виды доходов бюджетов субъектов РФ ..……………….18
2.2.Анализ изменения доходной и расходной частей бюджета Ставропольского края за 2009-2011гг……………………………...………….20
2.3. Среднесрочный финансовый план Ставропольского края на 2012-2014 годы……………………………………………………………………………….25
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования региональных финансов…...28
3.1.Проблемы и пути совершенствования обеспеченности доходами бюджетов субъектов Российской Федерации………………………….............31
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы ……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая Финансы.doc

— 768.00 Кб (Скачать документ)

3.1. Проблемы и пути  совершенствования  обеспеченности доходами  бюджетов субъектов  Российской Федерации 

     Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

     Так как наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных  доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

     В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно  
предложить следующие:

  • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  • уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание  
    государственного бюджета;
  • уровень монетизации бюджетного дефицита;
  • величину валютных резервов, используемых для финансирования  
    бюджетного дефицита;
  • динамику валового внутреннего продукта;
  • уровень безработицы;
  • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

     В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить  
критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии  
российской экономики:

  • масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);
  • величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия  
    бюджетного финансирования;
  • величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

     Анализ  экономики России за последние несколько  лет позволяет  
подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это – базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

     Проблемы  по формированию доходных частей региональных бюджетов существуют и у других субъектов  Федерации. Причем проблемы, с которыми они, сталкиваются, на многих территориях  одинаковы.

     Безусловно, львиная доля доходов бюджетов всех уровней, в том числе и региональных, - налоговые поступления, которые в свою очередь зависят от состояния и динамики налогооблагаемой базы, ее законодательного обеспечения.

     Немалого  эффекта в увеличении собираемости платежей в казну можно добиться целенаправленными, согласованными действиями административных, финансовых и контролирующих организаций.

     Основные  причины недополучения средств  в бюджеты регионов следующие:

  • нарушение налогового законодательства;
  • нарушения в организации предпринимательской деятельности и малого бизнеса;
  • нарушения при применении контрольно-кассовых машин;
  • недостаточный учет состояния и динамики налогооблагаемой базы;
  • задолженность по платежам в бюджеты;
  • наполнение бюджета за счет реальных денежных средств;
  • ответственности руководителей предприятий за своевременный возврат полученных бюджетных ссуд.
 

        Для изыскания и использования финансовых резервов Нижегородская областная Дума, например, регулярно проводит совещания с выездом руководства округа в города и районы, где с участием руководителей всех административных, финансовых и контролирующих организаций детально и взыскательно анализируются причины экономических трудностей.

     К соответствующим должностным лицам  предъявляются жесткие, мобилизующие требования по расшивке взаимных неплатежей, погашению задолженности перед бюджетом.

     Налоговые инспекции используют эти возможности, выдвигая конкретные обоснованные расчетами  предложения: по пересмотру предоставления налоговых льгот по местным налогам, по увеличению ставок существующих сборов и о введении дополнительных сборов.

     В отдельных городах совместно  с комитетом по земельным ресурсам уточнено наличие земель и землепользователей, что даст в бюджет дополнительные доходы.

     Налоговые органы отдельных регионов работают с коммунальными, страховыми органами, инспекцией по маломерному флоту по выявлению граждан, имеющих в собственности дома, дачи, гаражи и другие строения, а также катера и моторные лодки для исчисления налога на имущество.

     В результате были выявлены объекты, нуждающиеся в оценке органами БТИ.

     Здесь существует еще одна проблема - выделение  средств БТИ на проведение фронтальной  работы по учету и оценке строений, что может дать дополнительные платежи  в бюджет.

     Утечка  доходов региональных бюджетов происходит и по причине вольготного обращения отдельных руководителей с действующим налоговым законодательством.

     Другим  важным резервом является сокращение до минимума обращений глав администраций  городов и районов, руководителей  городских и районных инспекций  в Госналинспекцию о предоставлении отсрочек по начисленным штрафным санкциям за нарушение налогового законодательства.

     Также Тюменская область теряет большие  бюджетные средства в организации  предпринимательской деятельности, малого бизнеса.

     Так при регистрации субъектов предпринимательской деятельности не осуществляется контроль за формированием уставного капитала (фонда) на момент регистрации и в период деятельности предприятий до размеров, установленных учредительными документами.

     При регистрации не осуществляется должного контроля за наличием полного комплекта учредительных документов и наличием всех реквизитов в учредительных документах в соответствии с требованиями действующего законодательства.

     Нарушаются  сроки и порядок передачи учредительных  документов в налоговые инспекции  для постановки на налоговый учет. Не соблюдается порядок ликвидации предприятий.

     Бывают  случаи, когда в нарушение действующего законодательства регистрируют филиалы  и другие обособленные структурные подразделения компаний, привлекающие денежные средства населения на условиях срочности, платности и возвратности, без наличия лицензий.

     Есть  предприятия, которые не представляют отчеты в налоговые инспекции  и формально не ведут финансово-хозяйственную деятельность, но на деле продолжают всевозможные торговые операции, прокручивая в обороте многомиллионные суммы наличных денежных средств. Для внешнего оформления таких операций ими используются штампы, печати и накладные своих предприятий (ведь оно не считается официально ликвидированным).

     Однако  это лишь часть проблемы. Совместно  с налоговой полицией устанавливаются  юридические и физические лица, злостно  уклоняющиеся от явки в налоговые  органы. В ходе проведения такой  работы установлено, что зачастую формально ведется регистрация юридических лиц, имеются сведения о нескольких десятках различных компаний, товариществ и фирм, давших при регистрации ложные адреса. Все эти коммерческие структуры заняты теневым бизнесом.

     Такое положение ведет к дестабилизации экономики данных регионов неуплате в бюджет огромных денежных сумм.

     При разрешении данной проблемы выяснилось, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена какая-либо ответственность должностных лиц  предприятия, а в их лице и самого предприятия, за не сформирование уставного капитала в установленные сроки, неведение в течение длительного времени финансово-хозяйственной деятельности, а также за регистрацию предприятий по вымышленному адресу.

     Еще одна проблема, которая в последнее время серьезно беспокоит налоговые органы - это физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Имея от торговых операций многомиллионные доходы, они, как правило, уклоняются от уплаты налогов.

     При наличии материалов об уклонении  от налогообложения данной категории лиц, у них может быть отозвана лицензия на право занятия предпринимательской деятельностью.

     Таким образом, для увеличения налоговых  поступлений были разработаны некоторые  предложения, которые могут быть применены и в других регионах:

     1. Распространить порядок обращения  взыскания на имущество предприятий  - недоимщиков не только по  задолженности по налогам и  платежам, но и по штрафным  санкциям (пени);

     2. Упростить процедуру обращения  взыскания недоимки на дебиторскую  задолженность, исключив обязательность наличия подписей руководителей и главного бухгалтера предприятия-дебитора;

     3. Погашать недоимку за счет  обращения взыскания на имущество  учредителей предприятия-должника;

     4. Начислять пени на оставшуюся  просроченную сумму недоимки со дня предоставления отсрочки, а не с момента образования недоимки;

     5. Совместно с товарно-залоговым  фондом финансово-промышленной корпорации  развернуть работу по снижению  недоимки у налогоплательщиков. Суть ее в том, что фонд  получает на сумму задолженности у предприятий их товары, реализует их или получает под них кредит, а предприятие получает казначейское освобождение финансового управления;

     6. Решить вопрос с Главным управлением  Центробанка об оказании практической  помощи в своевременном зачислении налоговых средств в бюджеты при наличии дебетового сальдо у ряда банков;

     Целесообразно совместно с комитетом по управлению имуществом и фондом имущества по их информации организовать контроль за средствами, поступающими от продажи  имущества, а также средствами от сдачи предприятиями помещений в аренду;

     Налоговые проблемы, оказывающие влияние па формирование доходной части бюджета  любого уровня существуют не только на горизонтальном - различных территорий, но и вертикальном уровне - налоговые  взаимоотношения регионального бюджета с местными и федеральным. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Государственная бюджетная система Российской Федерации  представляет собой чрезвычайно  многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из важнейших  его частей является бюджетная система Субъектов Федерации, которая объединяет 89 бюджетов различных форм федерального подчинения. Это влечет за собой проблему органичной интеграции бюджетных систем всех уровней в Единый бюджетный процесс, на решение которой направлено пристальное внимание Правительства нашей страны.

     В связи с переходом к рынку  наша страна испытывает колоссальный экономический и социальный кризис (вообще, Россия - единственная страна, в которой ВНП испытал такое  падение не вследствие участия в крупной войне). У нас всех есть надежда, что пути решения этого кризиса лихорадочно ищутся Правительством (не имеется ввиду, программы типа “500 дней”, созданные творческим гением г-на Гайдара и Явлинского). И в этом плане большое значение придается реформированию и бесперебойному функционированию Государственной бюджетной системы в целом и бюджетной системы Субъектов Федерации в частности. БС РФ получает сегодня всё большую самостоятельность в решении насущных вопросов регионов, что влечет за собой рост ответственности за свои действия.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования региональных финансов