Приоритет бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 02:15, статья

Описание

В течение октября в парламенте Татарстана проходит активное обсуждение проекта республиканского бюджета на 2012 – 2014 годы. Он уже обсужден на семи заседаниях комитетов Госсовета, парламентских слушаниях, зональных совещаниях в Чистополе, Набережных Челнах, Зеленодольске. Такое широкое обсуждение бюджета проходит за последние годы впервые. Чем это вызвано? Этот и другие вопросы мы задали министру финансов Радику Гайзатуллину.

Работа состоит из  1 файл

Приоритет бюджета.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Приоритет бюджета  – социальная сфера

20.10.2011

В течение октября  в парламенте Татарстана проходит активное обсуждение проекта республиканского бюджета на 2012 – 2014 годы. Он уже обсужден на семи заседаниях комитетов Госсовета, парламентских слушаниях, зональных совещаниях в Чистополе, Набережных Челнах, Зеленодольске. Такое широкое обсуждение бюджета проходит за последние годы впервые. Чем это вызвано? Этот и другие вопросы мы задали министру финансов Радику Гайзатуллину.

– Радик Рауфович, чем вызван столь большой общественный интерес к проекту бюджета?

– Из моей практики работы в финансовой системе, насколько  я помню, обсуждение проекта бюджета  всегда проходило с привлечением различных управленческих структур разного уровня и профиля, общественности и специалистов из различных отраслей социально-культурной сферы и промышленности. Бюджет обсуждался на уровне министерств, ведомств, районов, городов, сельских поселений, отдельных предприятий и организаций. Далее следовал уровень Правительства, Президента и парламента. Все эти этапы ежегодно присутствовали при обсуждении бюджета и отличались только формами и методами обсуждения. Например, вместо трех-четырех зональных совещаний могли быть проведены шесть-семь кустовых совещаний в различных регионах республики.

По моему мнению, в текущем году интерес к бюджету  вырос по причине наличия в  нем достаточных средств для  удовлетворения первоочередных потребностей социальной сферы и наличия хоть и небольших, но возможностей к обсуждению проектов инвестиционного характера.

Здесь я должен отметить активную, заинтересованную позицию  общественности и депутатов на парламентских  слушаниях и зональных совещаниях и выразить благодарность за интересные, творческие вопросы и постановку проблем, направленных на развитие республики. Все эти предложения взяты в работу, и по каждому из них будет выработана определенная позиция.

– А как проходит исполнение бюджета в текущем году?

– За девять месяцев  налоговые и неналоговые доходы поступили в консолидированный  бюджет республики в объеме 98 млрд. рублей, что составляет 81 процент к годовому плану. С учетом федеральных средств общий объем доходов консолидированного бюджета республики за девять месяцев составил 138,7 млрд. рублей.

По сравнению с  прошлым годом с опережением  более чем на 15 процентов поступают налог на прибыль, транспортный и земельный налоги, налоги на совокупный доход и неналоговые доходы.

В республиканский  бюджет собственные доходы мобилизованы в объеме 77,5 млрд. рублей, или 82 процента к уточненному плану.

В структуре доходов республиканского бюджета наибольший удельный вес – 52 процента – занимает налог на прибыль, который поступил в объеме 38,2 млрд. рублей. То есть по итогам девяти месяцев мы практически достигли годового уровня 2008 года по сбору налога на прибыль (39,6 млрд. рублей).

В местные бюджеты  собственные доходы поступили в  сумме 20,5 млрд. рублей. Уточненный годовой  план местных бюджетов выполнен на 77 процентов.

Выполнение запланированных  параметров бюджета и ликвидация дефицита вполне реальны при стабильном состоянии экономики до конца года.

– Радик Рауфович, вы нарисовали достаточно оптимистичную картину исполнения бюджета текущего года. Такие же нотки оптимизма звучат, когда обсуждают бюджет 2012 года. Если будет вторая волна финансового кризиса, сможем ли мы, по вашему мнению, по-прежнему регулярно покрывать первоочередные расходы?

– Сегодня, в условиях неопределенной ситуации на мировых  финансовых рынках, что-либо определенное сказать про вторую волну мирового финансового кризиса затруднительно. Любой прогноз наверняка останется только прогнозом. Что-то более определенное могу сказать только в отношении состояния консолидированного бюджета Татарстана, то есть смоделировать ситуацию по исполнению всех бюджетов республики в условиях так называемой второй волны финансового кризиса. Министерство финансов Татарстана совместно с муниципальными образованиями, используя казначейскую систему исполнения бюджета, полностью владеет ситуацией по исполнению и перспективам исполнения по каждой статье расходов. При определенных затруднениях в исполнении бюджета, которые могут отразиться на мобилизации доходов и, соответственно, уменьшат доходную часть бюджета, мы прекрасно представляем себе, как можно оплатить первоочередные потребности, сократив расходы непервоочередного характера по всем уровням бюджетов.

– В текущем году были приняты решения о повышении заработной платы учителям на 30 процентов и зарплаты работникам бюджетных учреждений культуры, здравоохранения, молодежной политики, социального обеспечения, физкультуры и спорта с 1 октября на 6,5 процента. В действии республиканские программы «Килечек» и «Бэлэкэч». Как реализуются эти мероприятия?

– В сентябре проведена  большая работа по тарификации работников учреждений образования. Средства для  выплаты повышенной зарплаты в районы перечислены.

Относительно социальных программ «Килечек» и «Бэлэкэч».

В счет первой программы  образовательные учреждения оснащены современным оборудованием, приобретены 212 мобильных компьютерных классов, 1593 проекционных комплекта, 1910 интерактивных программ. На реализацию программы «Килечек» («Будущее») планируется направлять ежегодно по 2 млрд. рублей.

Программа «Бэлэкэч» («Малыш») направлена на снижение очередности  детей дошкольного возраста в  сети дошкольных образовательных учреждений. Это достигается путем открытия дополнительных групп в действующих детсадах, возврата перепрофилированных ранее детских садов, строительства новых, внедрения вариативных форм дошкольного образования.

В целом на реализацию программы планируется выделить около трех миллиардов рублей.

Кроме того, мобилизуемые доходы направляются на софинансирование федеральных программ. Взяв на себя обязательства по этому софинансированию, в текущем году мы привлечем в  республику дополнительно на развитие только социально-культурной сферы более трех с половиной миллиардов рублей. Среди этих направлений – высокотехнологичная медицинская помощь, совершенствование медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями, создание условий для инвалидов по программе «Доступная среда», поддержка общеобразовательного процесса, дистанционное образование детей-инвалидов, дополнительные выплаты работникам образования и здравоохранения и другие социально значимые мероприятия.

– Расскажите, пожалуйста, об особенностях бюджета республики на 2012 – 2014 годы.

– В первую очередь, необходимо отметить, что в связи  с изменением федерального законодательства выпадающие доходы бюджета республики в 2012 году составят 5,5 млрд. рублей, которые формируются за счет следующих факторов.

Увеличиваются ставки налога на добычу полезных ископаемых по нефти, происходит поэтапное выравнивание экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты. С 1 октября этого  года введена схема налогообложения «60-66». В целом эти изменения в законодательстве окажут негативное влияние на поступление налога на прибыль, прогнозное снижение которого составит около 4,8 млрд. рублей.

Еще одно изменение  в федеральном законодательстве, сокращающее доходы бюджета республики, – это изменение порядка исчисления акцизов на спирт. С 1 августа текущего года производство и реализация спирта акцизами не облагается. Налогообложению акцизами подлежит производство водки.

Потери бюджета  республики с учетом индексации ставки акцизов прогнозируются в сумме около 100 млн. рублей.

Еще один фактор, уменьшающий  доходы бюджета в 2012 году, – это  снижение до 20 процентов размера  компенсации из федерального бюджета  переданной доли налога на добычу полезных ископаемых по  
нефти. Потери составят более 600 млн. рублей, а с 2013 года компенсация полностью отменяется.

Отмечу, что компенсировать эти выпадающие доходы Федеральный  центр субъектам Российской Федерации  не предполагает.

При этом Президентом  Татарстана поставлена задача сохранить республиканские льготы по инвестпроектам, то есть поддержать республиканских товаропроизводителей.

– Получается, что исполнить бюджет 2012 года будет непросто. Сохраняет ли он социальную направленность?

– Не только сохраняет, но и усиливает социальную направленность расходной части. Это одна из основных задач, поставленная Президентом в послании Государственному Совету.

Реализация этой задачи будет выполняться:

– через повышение  заработной платы работникам бюджетной  сферы, находящимся на новой системе оплаты труда, с 1 октября 2012 года на 6 процентов; медработникам в школах – с 1 января на 50 процентов;

– бюджетные отрасли  – культура, здравоохранение, социальное обеспечение – переводятся на новую систему оплаты труда с  повышением фонда зарплаты на 16 процентов с 1 октября 2012 года;

– увеличится фонд оплаты труда на 30 процентов с 1 сентября учителям и на 6,5 процента с 1 октября  текущего года работникам культуры, здравоохранения, социального обеспечения, молодежной политики, физкультуры и спорта;

– публичные обязательства  индексируются в меру прогнозируемой инфляции с 1 января на 6 процентов;

– стипендии предлагается повысить с 1 сентября 2012 года на 6 процентов;

– в отличие от федеральных подходов мы целенаправленно  индексируем жизненно важные расходы для бюджетных учреждений – коммунальные услуги, расходы на питание и медикаменты;

– будет продолжено финансирование социально значимых республиканских целевых программ.

Задачи, поставленные Президентом, будут также реализовываться  через приоритетные социальные направления, в первую очередь, это образование и здравоохранение.

– Радик Рауфович, сфера образования и здравоохранения касается каждого человека. Расскажите, пожалуйста, подробнее, на какие новшества в этих отраслях выделяются средства?

– Как я уже говорил, в последнее время в системе  образования происходят масштабные изменения. В нынешнем году в отрасль  дополнительно направлены значительные средства, в том числе свыше  двух миллиардов рублей выделено на реализацию стратегии развития образования Республики Татарстан «Килечек».

Дальнейшая реализация стратегии образования невозможна без укрепления материальной базы наших  школ, многие из которых не соответствуют  современным требованиям. Кроме  строительства новых учебных  заведений, необходимо обратить внимание на состояние существующих. Во многих кровля, окна, инженерные коммуникации крайне изношены и требуют реконструкции и капитального ремонта. До конца текущего года должна быть разработана и принята трехлетняя программа капитального ремонта школ, реализация которой начнется с будущего года.

Кроме того, должно быть продолжено реформирование сети учреждений образования с целью устранения ее избыточности и несоответствия требованиям  экономики.

В сфере здравоохранения  Татарстан является активным участником федеральных программ по совершенствованию медицинской помощи при сердечно-сосудистых, онкологических заболеваниях и травмах, развитию службы крови. В целом предусмотрено строительство и капитальный ремонт сорока объектов здравоохранения на общую сумму 5,6 млрд. рублей.

До конца этого  года откроются новые сосудистые центры в Елабуге и Бугульме. Сети таких учреждений в дальнейшем будут  по всей республике.

Необходимо также  выделить средства на реализацию системных  мероприятий по снижению смертности, на развитие высокотехнологичной медицинской помощи.

В соответствии с задачами, поставленными в послании Президента, необходимо уделить внимание организации  летнего отдыха детей, изменить к  ней подходы. Важно изыскать финансовые ресурсы для создания летнего лагеря для детей в Болгарах.

Еще одна актуальная социальная задача, обозначенная в  послании, которую нам предстоит  выполнить, – обеспечение жильем 2,5 тысячи ветеранов с поддержкой за счет субсидий из федерального бюджета.

В результате в структуре бюджета 2012 года значительный удельный вес будут занимать первоочередные и социально значимые расходы. Их удельный вес с каждым годом растет, и в 2012 году составит 68 процентов.

Удельный вес заработной платы с начислениями в расходах бюджета составит 39 процентов.

Таким образом, цифры  подтверждают приоритетность социальной направленности бюджета Республики Татарстан на 2012 год.

Информация о работе Приоритет бюджета