Принципы бюджетной системы. Бюджетное право.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:33, лекция

Описание

В данной лекции доступно описаны принципы бюджетное системы. Принцип единства бюджетной системы. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ. Принцип самостоятельности бюджетов. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов. Принцип сбалансированности бюджета. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Принцип достоверности бюджета.

Работа состоит из  1 файл

Принципы бюдж. системы, бюдж. право.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

  неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

  неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

  несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

  несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

  несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

  несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

  несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

  несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

  несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

  несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;

  несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;

  отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства;

  несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

  финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

  финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;

  несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;

  несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга;

  открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделении Банка России.

 

Органы Федерального казначейства в области применения мер принуждения наделены определенными полномочиями. Правом применения мер принуждения обладают руководители органов Федерального казначейства и их заместители (в соответствии с их полномочиями).

Руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право:

списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

  списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

  списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

  взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

  выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

  составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

  взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов назначение или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Наиболее частое бюджетное правонарушение – использование бюджетных средств не по целевому назначению.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства складывается из:

  определения органов, применяющих меры к нарушителям бюджетного законодательства (органы Федерального казначейства, РФ, арбитражный суд РФ, Счетная палата РФ);

  установления системы санкций и мер воздействия на правонарушителей (предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировка расходов и др.);

  определения процедуры применения мер принуждения (списание с бесспорном порядке сумм бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, предупреждение органам власти о ненадлежащем исполнении бюджета и др.).

Размеры штрафов и пени устанавливаются БК РФ и законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Также они предусмотрены и региональным законодательством.

 

2.6. Сущность бюджетного федерализма. Межбюджетные отношения

      Под федерализмом понимается способ государственного управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивается единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма. Финансово-бюджетный федерализм основан на разделении полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

    Бюджетный федерализм можно определить как способ построения бюджетных отношений между федеральной властью и властями национально-государственных и административно-территориальных подразделений по поводу оптимального, научно обоснованного формирования доходов бюджетов каждого уровня и финансирования расходов, осуществляемых из них.

 

К основным принципам бюджетного федерализма относят:

  единство общегосударственных интересов и интересов населения, поживающего на территории страны;

  сочетание интересов народов многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной политики государства;

  сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, распределении расходов и доходов в процессе бюджетного регулирования;

  высокую степень самостоятельности органов власти каждого уровня в организации бюджетного процесса;

  участие субъектов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

 

Взаимосвязи звеньев бюджетной системы РФ реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых заложены принципы бюджетного федерализма. Необходимость реформирования системы межбюджетных отношений в России возникла с провозглашением 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РФ, подписанием Федеративного договора 31 марта 1993 г. и принятием новой Конституции 12 декабря 1993 г., которая закрепила преобразование России в подлинное федеративное государство. Новая организация межбюджетных отношений между органами государственной власти Федерации и ее субъектами должна была отвечать федеративным принципам формирования вертикальной структуры государства, являться одним из главных условий упрочения российской государственности, укрепления целостности экономического и правового пространства страны и преодоления социально-экономического кризиса.

Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения полномочий и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области организации бюджетного процесса.

 

В настоящее время можно выделить несколько проблем межбюджетных отношений в РФ:

        не в полной мере обоснованы и закреплены расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы;

        недостаточно внимания уделяется вопросу совершенствования форм финансовой помощи;

        отсутствует комплексный подход к выравниванию социально-экономического развития регионов;

        не сформирована нормативная база для обоснования потребностей в бюджетных расходах;

        широкое распространение получили практики принятия территориальных и местных бюджетов с дефицитом без определения источников их покрытия;

        низкая доля собственных доходов в бюджетах субъектов Федерации.

 

Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований на 2006 год и на среднесрочную перспективу были разработаны в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ и основными показателями перспективного финансового плана на 2006 – 2008 годы.

 



Информация о работе Принципы бюджетной системы. Бюджетное право.