Постановка системы бюджетного управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:17, контрольная работа

Описание

При планировании определенных видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится к планированию инвестиций, формированию капитала компании (приобретение кредитов, эмиссия облигаций, увеличение акционерного капитала и другие вопросы, связанные с организацией оптимальной структуры капитала), эффективному управлению оборотным капиталом.

Работа состоит из  1 файл

К.р. по Бюджетированию.docx

— 374.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  Транспорта Российской Федерации

Федеральное Бюджетное  Образовательное Учреждение

Высшее Профессиональное Образование

Волжская Государственная  Академия Водного Транспорта

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По Бюджетированию

 

На тему: «Постановка системы бюджетного управления предприятием»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил ст-т гр. Ф-21 (Ф-05-703)

Федотов Д.Н.

Научный руководитель:

Салмин П.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012г.

Введение

 

При планировании определенных видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы  требуются для выполнения поставленных задач. Это относится к планированию инвестиций, формированию капитала компании (приобретение кредитов, эмиссия облигаций, увеличение акционерного капитала и другие вопросы, связанные с организацией оптимальной структуры капитала), эффективному управлению оборотным капиталом.

Планирование и принятие своевременных решений – процесс, затрагивающий все уровни управления организации, и важнейшим инструментом этого процесса является финансовое планирование. В последние годы традиционные формы финансового планирования трансформируются в направлении использования его современной формы – бюджетирования, основанной на управленческом учете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура предприятия

 

Любой вид деятельности требует  наличия исполнительного механизма. Исполнительный механизм обеспечивает выполнение хозяйственной деятельности, связывая требования управления с получением результата деятельности. Связь осуществляется через структуры различного рода.

Организационная структура  определяется следующими характеристиками:

1. Функции;

2. Организационные звенья;

3. Иерархия.

Предприятие может выполнять  различные функции, содержание  которых варьируется в зависимости от вида деятельности, масштаба, сложности и т.д.

Всю деятельность на предприятии  осуществляет персонал, объеди-ненный для выполнения своих функциональных обязанностей в оргзвенья. Оргзвенья – структурные подразделения, формируемые для организации работы сотрудников и управления ими в соответствии со спецификой организации и поставленными целями. Каждое оргзвено в лице своих сотрудников выполняет определенный набор функций, общая совокупность которых составляет функционал предприятия. Таким образом, оргструктура должна иметь состав оргзвеньев, обеспечивающих эффективное выполнение всех функций.

Оргструктура должна иметь вертикаль управления, обеспечивающую надежную и эффективную связь между всеми уровнями – от самого верхнего до самого нижнего.

Соблюдение принципов  управления для достижения эффективных результатов требует:

• структурирования элементов (оргзвеньев);

• установления ответственности подразделений за выполнение функций и наделения их соответствующими правами для несения такой ответственности.

И структурирование, и распределение прав и ответственности осуществляется путем выстраивания иерархии – одни оргзвенья становятся ответственными перед другими, а на более низком уровне внутри каждого оргзвена устанавливается ответственность одного лица (руководителя) за действия подчиненных ему сотрудников (исполнителей).

Оргструктура должна обеспечивать не формальное управление бизнесом, но такое его ведение, которое позволяет максимально приспособить его к условиям окружающей среды и запросам потребителей.

 

 

 

 

Рис. 1 Организационная структура ОАО СК «Волга-Флот»


Распределение оргзвеньев по типам ЦФО.

Это первый шаг формирования финансовой структуры. На этом шаге определяется, какие подразделения, в какие  ЦФО вошли или на какие ЦФО данное подразделение распалось. При этом составляется двухмерная проекция оргзвеньев предприятия на тип

Таблица 1.

Оргзвенья

Тип ЦФО

ЦИ

ЦП

ЦМД

ЦД

ЦЗ

1

2

3

4

5

6

1.Общее собрание акционеров  ОАО СК «Волга-Флот»

         

1.1. Совет директоров, председатель совета директоров

+

       

1.1.1. Секретариат совета  директоров

       

+

1.1.2. Управляющий директор, правление

       

+

1.1.2.1. Правление

 

+

     

1.1.2.1.1. Секретариат правления

       

+

1.1.2.1.2. Пресс-служба

       

+

1.1.2.1.3. Контрольно-ревизионное  управление

       

+

1.1.2.1.4. Управление безопасности на флоте

       

+

1.1.2.1.5. Специальный отдел

       

+

1.1.2.1.6. Аналитическая группа

       

+

1.1.2.2. Директор по финансам  и экономике

       

+

1.1.2.2.1. Финансовое управление

     

+

+

1.1.2.2.2. Управление экономики

       

+

1.1.2.2.3. Главный бухгалтер

       

+

1.1.2.2.3.1. Управление бухгалтерского  учета

       

+

1.1.2.2.3.2. Выплатные пункты

       

+

1.1.2.3. Директор по фрахтовой работе - Начальник УМГП

       

+

1.1.2.3.1. Управление международных  грузовых перевозок

   

+

   

1.1.2.4. Директор по персоналу  - Начальник управления кадров

       

+

1.1.2.4.1. Управление кадров

       

+

1.1.2.5. Директор по эксплуатации

       

+

1.1.2.5.1. Управление туристических и пассажирских перевозок

   

+

   

1.1.2.5.1.1. Вещевая база

       

+

1.1.2.5.2. Отдел комплексного обслуживания флота (КОФ)

       

+

1.1.2.5.3. Отдел продаж

     

+

+

1.1.2.5.4. Управление внутренних грузовых перевозок

   

+

   

1.1.2.6. Технический директор

       

+

1.1.2.6.1. Техническое управление

       

+

1.1.2.6.1.1. Служба связи и  радионавигации

       

+

1.1.2.6.1.2. Представительства в местах отстоя и ремонта флота

       

+

1.1.2.6.2. Отдел закупок

       

+

1.1.2.6.2.1. МТС

       

+

1.1.2.6.2.2. Представительства МТС в Самаре и Волгограде

       

+

1.1.2.6.3. Отдел экологии  и пожарной безопасности

       

+

1.1.2.6.4. Отдел охраны труда

       

+

1.1.2.6.5. Отдел технического  менеджмента (ОТМ) судов загранфлота

       

+

1.1.2.6.6. Информационный центр

       

+

1.1.2.7. Директор по административным вопросам и связям с общественностью

       

+

1.1.2.7.1. Правовое управление

       

+

1.1.2.7.2. Хозяйственное управление

       

+

1.1.2.7.3. Транспортный отдел

       

+

1.1.2.7.4. Общий отдел

       

+

1.1.2.7.5. Музей пароходства

       

+

1.1.2.7.6. Отдел по управлению  недвижимостью и соц. вопросам

       

+

1.1.2.8. Директор по экономической  безопасности - Начальник службы  безопасности

       

+

1.1.2.8.1. Служба безопасности

       

+


1.1.2.1.1. Секретариат правления

       

+

ЦЗ Правление

1.1.2.1.2. Пресс-служба

       

+

1.1.2.1.3. КРУ

       

+

1.1.2.1.4. Управление безопасности на флоте

       

+

1.1.2.1.5. Специальный отдел

       

+

1.1.2.1.6. Аналитическая группа

       

+

1.1.2.2.1. Финансовое управление

     

+

 

ЦД Финансы

       

+

ЦЗ Финансы

1.1.2.2. Директор по финансам  и экономике

       

+

1.1.2.2.2. Управление экономики

       

+

1.1.2.2.3. Главный бухгалтер

       

+

1.1.2.2.3.1. Управление бухгалтерского  учета

       

+

1.1.2.2.3.2. Выплатные пункты

       

+

1.1.2.3.1. Управление международных  грузовых перевозок

   

+

   

ЦМД Международные грузовые перевозки (УМГП)

     

+

 

ЦД УМГП

       

+

ЦЗ УМГП

1.1.2.3. Директор по фрахтовой работе - Начальник УМГП

       

+

1.1.2.6.5. Отдел технического  менеджмента (ОТМ) судов загранфлота

       

+

1.1.2.4. Директор по персоналу  - Начальник управления кадров

       

+

ЦЗ Кадры

1.1.2.4.1. Управление кадров

       

+

ЦМД Внутренние перевозки

1.1.2.5.1. Управление туристических и пассажирских перевозок

   

+

   

ЦМД УТПП

       

+

ЦЗ УТПП

1.1.2.5.1.1. Вещевая база

       

+

1.1.2.5.2. Отдел комплексного  обслуживания флота (КОФ)

       

+

ЦЗ Внутренние перевозки

1.1.2.5.3. Отдел продаж

     

+

 

ЦД УТПП

     

+

 

ЦД УВГП

       

+

ЦЗ Внутренние перевозки

1.1.2.5.4. Управление внутренних грузовых перевозок

   

+

   

ЦМД УВГП

       

+

ЦЗ УВГП

1.1.2.5. Директор по эксплуатации

       

+

ЦЗ Внутренние перевозки

1.1.2.6. Технический директор

       

+

ЦЗ Техническое управление

1.1.2.6.1. Техническое управление

       

+

1.1.2.6.1.1. Служба связи и  радионавигации

       

+

1.1.2.6.1.2. Представительства в местах отстоя и ремонта флота

       

+

1.1.2.6.2. Отдел закупок

       

+

ЦЗ МТС

1.1.2.6.2.1. МТС

       

+

1.1.2.6.2.2. Представительства МТС в Самаре и Волгограде

       

+

1.1.2.6.3. Отдел экологии  и пожарной безопасности

       

+

ЦЗ Техническое управление

1.1.2.6.4. Отдел охраны труда

       

+

1.1.2.6.6. Информационный центр

       

+

1.1.2.7. Директор по административным вопросам и связям с общественностью

       

+

ЦЗ Административно-хозяйственная часть (АХЧ)

1.1.2.7.1. Правовое управление

       

+

1.1.2.7.2. Хозяйственное управление

       

+

1.1.2.7.3. Транспортный отдел

       

+

1.1.2.7.4. Общий отдел

       

+

1.1.2.7.5. Музей пароходства

       

+

1.1.2.7.6. Отдел по управлению  недвижимостью и соц. вопросам

       

+

1.1.2.8. Директор по экономической  безопасности - Начальник службы  безопасности

       

+

ЦЗ Экономическая безопасность

1.1.2.8.1. Служба безопасности

       

+



 


 

Определение состава ЦФО.

Если на первом шаге определяется, к какому типу относится каждый ЦФО, то на данном шаге необходимо определить, какие подразделения являются самостоятельными ЦФО, какие попали в один и тот  же центр финансовой ответственности, а какие оргзвенья предполагают разделение на несколько центров ответственности.

Таблица 2.

Оргзвенья

Тип ЦФО

Наименование ЦФО

ЦИ

ЦП

ЦМД

ЦД

ЦЗ

1

2

3

4

5

6

7

1.1. Совет директоров

+

       

ЦИ Волга-Флот

1.1.1. Секретариат совета  директоров

       

+

ЦЗ Секретариат совета директоров

1.1.2. Управляющий директор, правление

       

+

ЦЗ Правление

1.1.2.1. Правление

 

+

     

ЦП Волга-Флот


 

  1. Хотя в компетенцию Общего собрания акционеров ОАО СК «Волга-Флот» входят решение инвестиционных вопросов, непосредственное исполнение решений и ответственность за полученные результаты возлагаются на менеджмент компании. Поэтому для построения финансовой структуры компании Общее собрание акционеров в качестве центра ответственности не рассматривается.
  2. Центром инвестиций (головным ЦФО) является Совет директоров компании во главе с Председателем. Ответственность за величину управленческих расходов, связанных с осуществлением функций Совета возлагается на секретариат Совета директоров.
  3. Правление отвечает за величину итоговых (годовых) финансовых результатов, то есть является центром прибыли.
  4. Административные службы, входящие в состав правления, являются центрами управленческих расходов, общих для всей компании (косвенные расходы, покрываемые за счет ЦМД верхнего уровня).
  5. Финансовое управление может выступать в качестве центра дохода, поскольку наряду с управленческими затратами данное подразделение может генерировать доходы от осуществления финансовой деятельности (доходы по ценным бумагам, депозитам, предоставленным займам и т.п.)
  6. В соответствие с организационной структурой (рис. 7) и характеристикой ОАО «Волга-Флот», компания осуществляет свою деятельность по двум генеральным направлениям: «Международные перевозки» и «Эксплуатация внутреннего водного транспорта», в связи с чем, в структуре компании созданы два соответствующих дивизиона. Однако «Эксплуатация внутреннего водного транспорта» предполагает как минимум два бизнеснаправления – «Грузовые перевозки» и «Пассажирские перевозки». То есть в составе оргзвеньев можно выделить как минимум три ЦМД.
  7. Финансовая структура с большим количеством ЦМД, например, второго или третьего уровня – по видам перевозимых грузов (сахар, металл, трубы, зерно и т.п.), не представлена в силу однотипности предоставляемых компанией транспортных услуг. Что также существенно, усложнение иерархии ЦФО приводит к значительному увеличению связей между подразделениями, ЦФО, бюджетами и финансовыми показателями. Это, в свою очередь, приводит к усложнению бизнес-процессов в системе бюджетного управления. Однако такая детализация может быть использована менеджментом компании. Например, для бизнес-направления «Международные перевозки» в состав ЦМД УМГП могут быть включены 4 ЦМД второго уровня по видам перевозимых грузов (ЦМД «Перевозка зерна», ЦМД «Перевозка металлопроката», ЦМД «Перевозка труб», ЦМД «Перевозка сахара») для определения и развития наиболее перспективных направлений транспортных услуг. Аналогичным образом могут быть детализированы направления грузовых и пассажирских перевозок внутренним водным транспортом.
  8. Отдел продаж, входящий в состав дивизиона «Эксплуатация внутреннего водного транспорта» представляет собой центр дохода, а также ЦЗ, генерирующий управленческие и коммерческие расходы, покрываемые за счет ЦМД «Грузовые перевозки» и ЦМД «Пассажирские перевозки».
  9. Руководители структурных подразделений, хотя и отвечают за величину финансовых результатов деятельности, а также генерируют управленческие расходы (зарплата, представительские и т.п.), сами по себе структурными подразделениями не являются. То есть организационную структуру необходимо откорректировать для целей построения ЦФО, исключив из ее состава должностных лиц. Или включить руководителей подразделений в соответствующие центры затрат.

 

Организационная структура компании.

Для дальнейшего построения финансовой структуры рассматриваемой  компании необходимо представить организационную  структуру в «списочном формате».

При построении оргструктуры в «списочном формате» каждому подразделению присваивается порядковый номер в соответствии с существующей иерархией

Таблица 3.

Индекс

Организационная единица

1.

Общее собрание акционеров ОАО СК «Волга-Флот»

1.1.

Совет директоров, председатель совета директоров

1.1.1.

Секретариат совета директоров

1.1.2.

Управляющий директор, правление

1.1.2.1.

Правление

1.1.2.1.1.

Секретариат правления

1.1.2.1.2.

Пресс-служба

1.1.2.1.3.

Контрольно-ревизионное  управление

1.1.2.1.4.

Управление безопасности на флоте

1.1.2.1.5.

Специальный отдел

1.1.2.1.6.

Аналитическая группа

1.1.2.2.

Директор по финансам и  экономике

1.1.2.2.1.

Финансовое управление

1.1.2.2.2.

Управление экономики

1.1.2.2.3.

Главный бухгалтер

1.1.2.2.3.1.

Управление бухгалтерского учета

1.1.2.2.3.2.

Выплатные пункты

1.1.2.3.

Директор по фрахтовой  работе - Начальник УМГП

1.1.2.3.1.

Управление международных  грузовых перевозок

1.1.2.4.

Директор по персоналу - Начальник  управления кадров

1.1.2.4.1.

Управление кадров

1.1.2.5.

Директор по эксплуатации

1.1.2.5.1.

Управление туристических  и пассажирских перевозок

1.1.2.5.1.1.

Вещевая база

1.1.2.5.2.

Отдел комплексного обслуживания флота (КОФ)

1.1.2.5.3.

Отдел продаж

1.1.2.5.4.

Управление внутренних грузовых перевозок

1.1.2.6.

Технический директор

1.1.2.6.1.

Техническое управление

1.1.2.6.1.1.

Служба связи и радионавигации

1.1.2.6.1.2.

Представительства в местах отстоя и ремонта флота

1.1.2.6.2.

Отдел закупок

1.1.2.6.2.1.

МТС

1.1.2.6.2.2.

Представительства МТС в  Самаре, Волгограде

1.1.2.6.3.

Отдел экологии и пожарной безопасности

1.1.2.6.4.

Отдел охраны труда

1.1.2.6.5.

Отдел технического менеджмента (ОТМ) судов загранфлота

1.1.2.6.6.

Информационный центр

1.1.2.7.

Директор по административным вопросам и связям с общественностью

1.1.2.7.1.

Правовое управление

1.1.2.7.2.

Хозяйственное управление

1.1.2.7.3.

Транспортный отдел

1.1.2.7.4.

Общий отдел

1.1.2.7.5.

Музей пароходства

1.1.2.7.6.

Отдел по управлению недвижимостью  и соц. вопросам

1.1.2.8.

Директор по экономической  безопасности - Начальник службы безопасности

1.1.2.8.1.

Служба безопасности

Информация о работе Постановка системы бюджетного управления предприятием