Планирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание

Цель написания данной работы, является исследование планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам. Для достижения цели работы, необходимо было решить следующие задачи:
– исследовать необходимость и формы финансовой поддержки местных бюджетов за счет средств бюджетов субъектов РФ;
– рассмотреть методику планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам;
– определить перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам.

Содержание

Введение
1. Необходимость и формы финансовой поддержки местных бюджетов за счет средств бюджетов субъектов РФ
2. Методика планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам
3. Перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Планирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным.doc

— 333.50 Кб (Скачать документ)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бюджетное планирование»

 

тема: Планирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам

 

 

Автор курсовой работы

Хусаенов Нурсиль Нурисламович

 

 

Группа

427

 

 

Руководитель работы

Шавалеева Ч.М.


 

 

 

 

Казань 2011

5

 



 

Содержание

 

Введение

1. Необходимость и формы финансовой поддержки местных бюджетов за счет средств бюджетов субъектов РФ

2. Методика планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам

3. Перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

 

Актуальность данной работы связана с ролью органов государственной власти в субъектах РФ. Как известно, одно из выражений управления региональной экономикой является формирование стабильности формирования финансовых ресурсов в регионе, что не обходиться без доведения до должного уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Цель таких действий понятна – обеспечение стабильности выполнения муниципалитетами возложенных на них задач по организации и осуществлению местного самоуправления.

Система регионального управления межбюджетными отношениями, в связи с реформами в системе местного самоуправления, находится в современной России на стадии становления. При этом, современные реалии таковы, что экономические и финансовые ресурсы местного самоуправления крайне недостаточны и не обеспечивают удовлетворения основных жизненных потребностей населения. В этой связи, актуальными становятся вопросы повышения эффективности различных методик управления межбюджетными отношениями. В частности, бюджетного планирования трансфертов из регионального в местные бюджеты.

Отметим, что система межбюджетных отношений в Российской Федерации характеризуется заметными отклонениями в уровне обеспеченности регионов собственными бюджетными ресурсами. Возможности местных властей самостоятельно осуществлять масштабные инвестиции в системообразующие объекты инфраструктуры в большинстве субъектов РФ ограничены. Это и определяет необходимость мобилизации усилий региональных и местных властей в направлении повышения качества финансового менеджмента органов исполнительной власти и бюджетной дисциплины, с одной стороны, и привлечение источников финансирования программ и проектов, с другой.

Следует отметить, что в большом массиве новой литературы по проблемам управления финансами местного самоуправления крайне мало изданий, посвященных собственно управленческой деятельности, в частности, практическим методам и технологиям планирования оказания финансовой помощи местным бюджетам с учетом различных условий муниципального управления. Учитывая актуальность и сложность проблем становления системы управления региональными и муниципальными финансами, и возникает насущная потребность в исследовании вопросов планирования внешней финансовой помощи, так как от решения этой задачи в огромной мере будет зависеть успешность финансовой деятельности муниципалитетов. При этом, нужно заметить, что указанная значимость проблемы представляют определенный интерес для изучения, что и формирует актуальность данной работы.

Цель написания данной работы, является исследование планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам. Для достижения цели работы, необходимо было решить следующие задачи:

–                    исследовать необходимость и формы финансовой поддержки местных бюджетов за счет средств бюджетов субъектов РФ;

–                    рассмотреть методику планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам;

–                    определить перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам.

Теоретической и методологической основой проведения исследования стали нормативно-правовые акты, источники учебной литературы и материалы периодической печати, различные отчеты, решения и другие нормативно-правовые акты, созданные в Республике Татарстан её органами власти.

Структура работы следующая: введение, три главы основной части, заключение, список использованных источников.


1. Необходимость и формы финансовой поддержки местных бюджетов за счет средств бюджетов субъектов РФ

 

При формировании и исполнении местных бюджетов, на практике часто оказывается, что собственных налоговых и неналоговых доходов не хватает для покрытия всех расходных обязательств. Причины такой ситуации в современной России известны:

а) местные бюджеты формируются за счет наиболее сложных в сборе и экономически менее объемных (по сравнению с другими) видами налоговых доходов – налога на имущество физических лиц и земельного налога. Налоговая база по таким видам налогов растет (если вообще растет), очень медленно, да и то, в основном за счет переоценки по итогам инфляции. Кроме того, по сравнению с другими видам федеральных и региональных налогов, местные налоги формируются в гораздо меньших объемах;

б) часто, муниципальным образованиям, органами государственной власти передаются функции по решению вопросов государственного, а не только местного значения.

Возможны и другие причины, однако и указанных достаточно для понимания того, что очень часто финансовые возможности местных бюджетов оказывают значительно ограничены по сравнению с федеральным и региональными бюджетами. Это приводит к формированию дефицита местных бюджетов, то к ситуации, когда объективно, расходные обязательства по решению вопросов местного значения оказываются гораздо больше по объему, нежели объем поступлений налоговых и неналоговых доходов. Разрешение данной проблемы имеет несколько вариантов:

а) сокращение расходов, что не всегда возможно;

б) увеличение налоговых и неналоговых доходов. Данный вариант также ограничен, как законодательно (нельзя ни устанавливать новых налогов, ни существенно изменять ставки по уже имеющимся), так и объективно из-за трудностей развития доходного потенциала муниципального образования;

в) привлечение кредитов и займов, как у вышестоящих органов государственной власти, так и на рынке капиталов (у банков, институциональных инвесторов). Но это создает возможность только временной ликвидации дефицита местного бюджета, и создает необходимость погашать муниципальный долг;

г) привлечение финансовых средств в виде финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.

Последний вариант по сравнению с другими приведенными, оказывается наиболее предпочтительным и обоснованным. В самом деле, если допустить, что из всего объема налоговых доходов собираемых на территории муниципального образования, только небольшая часть в виде доходов от местных налогов, зачисляется в пользу местного бюджета, а остальная передается в вышестоящие бюджеты, то объективных причин не иметь возможность увеличить данную долю просто нет. Особенно если рост финансовых потребностей муниципального образования обоснован (например, необходимы средства на капитальный ремонт инженерной инфраструктуры и т.д.).

В итоге, на практике наиболее распространенным способом увеличения финансовых возможностей местных бюджетов следует признать предоставление из вышестоящих бюджетов финансовой помощи, которая часто формируются на основе части налоговых доходов, собранных на территории данного муниципального образования. К сожалению, в бюджетном законодательстве нет точного определения «финансовая помощь бюджету». Однако, из характеристик данной финансовой категории, становиться ясно, что под финансовой помощью следует понимать предоставление из вышестоящих бюджетов денежных средств для покрытия части расходных обязательств местных бюджетов в связи с недостаточностью собственных налоговых и неналоговых доходов. Причины ее предоставления можно указать следующие:

а) недостаток собственных налоговых и неналоговых доходов местного бюджета по объективным причинам, при наличии значительного объема определенных законодательно или по иным причинам, расходных обязательств. Например, в связи с проживанием на территории муниципального образования значительного количества пенсионеров и отсутствия у них значительного объема имущества и земли, а также крупных предпринимательских структур. Или в связи с необходимостью ликвидации последствий стихийного бедствия;

б) недостаток собственных налоговых и неналоговых доходов местного бюджета по субъективным причинам, при наличии значительного объема самостоятельно сформированных органами местного самоуправления (но не без участия органов государственной власти), расходных обязательств. Например, в связи со строительством крупных социально-значимых объектов;

в) увеличение под влиянием органов государственной власти количества и объемов расходных обязательств органом местного самоуправления путем передачи им выполнения части государственных функций. Например, по осуществлению воинского учета.

Органы государственной власти субъектов РФ, из своих бюджетов, могут предоставить финансовую помощь местным бюджетам. И в связи с причинами, можно указать, что данная финансовая помощь будет играть следующие функции:

а) компенсационную, т.е. компенсировать недостаток доходов местных бюджетов, возникшего по объективным или субъективным причинам;

б) регулирующую, т.е. финансовая помощь может предоставляться тем муниципальным образованиям, покрытие расходных обязательств которых, признается целесообразным органами государственной власти в данным момент.

Вполне естественно, что наличие различных причин и оснований предоставления финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ, требует своего законодательного и технического определения. Связано это с тем, что требуется определить, финансовую суть финансовой помощи местным бюджета. Ясно, что средства, полученные в рамках финансовой помощи, должны обладать следующими свойствами:

а) их можно использовать на покрытие расходных обязательств, аналогично налоговым и неналоговым доходам, без существенных ограничений. То есть, финансовая помощь должна быть таким же доходом, как налоговые и неналоговые доходы;

б) они могут иметь целевое назначение. Например, выделяться на покрытие только определенных расходных обязательств. Поэтому они должны определенным образом обособляться от других видов поступлений в бюджет;

в) их предоставление не должно быть возмездным и возвратным, так как в противном случае, это как нарушает сам принцип финансовой помощи (она априори бесплатная и безвозвратная), так и переводит ее в разряд бюджетных кредитов.

Согласно статье 41 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ), к доходам бюджетов относятся наряду с налоговыми и неналоговыми доходами, также и безвозмездные поступления. Поэтому, финансовая помощь местным бюджетам, принимает на практике форму безвозмездных поступлений. К ним, в свою очередь, относятся (согласно положениям того же Бюджетного кодекса РФ), дотации, субвенции, субсидии и иные трансферты из других бюджетов бюджетной системы [1]. Отметим, что в БК РФ не содержит (в статье 6) определение указанных финансовых потоков, так как в соответствующих статьях кодекса они используются применительно к конкретным видам бюджетных ассигнований. Поэтому, по правовой базе затруднительно сопоставить финансовую помощь и безвозмездные поступления. То есть, ответить на вопрос, в какой форме безвозмездных поступлений предоставляется помощь, каков их целевое предназначение и обоснованность использования. Вместе с тем, Е.Ю. Грачева, исходя из смысла бюджетного законодательства (в частности, статей 129-142.4 БК РФ), исходя из общего содержания их понятий, указывает на то, что финансовой помощью можно обозначить следующие виды безвозмездных поступлений в местные бюджеты [8, с. 49]:

–                    дотации, под которыми БК РФ подразумеваются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Обычно определяются, что дотации предоставляются для выравнивания бюджетной обеспеченности. Следовательно, финансовая помощь, оформленная в виде дотаций – это средства, имеющие общее назначение (т.е. покрытие любых расходов) и выполняющие в основном компенсирующие функции. Их предоставление производиться по причине нехватки доходов бюджета в силу объективных причин (из-за низкого доходного потенциала муниципального образования);

–                    субвенции, под которыми подразумеваются бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету из бюджета субъекта РФ на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Следовательно, финансовая помощь, оформленная в виде субвенций – это средства, имеющие целевое назначение (т.е. только на покрытие специально обозначенных расходов) и выполняющие компенсирующие функции. Их предоставление производиться по причине нехватки доходов бюджета в силу субъективных причин (например, из-за решений органов государственной власти);

Информация о работе Планирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам