Особенности казначейской системы исполнения бюджета по доходам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:52, курсовая работа

Описание

Казначейство России в настоящее время является мощной системой бюджетных платежей, обеспечивающей кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, доступ всех участников бюджетного процесса к банковской системе, обладающей детальной информацией о состоянии общественных финансов.

Содержание

Введение…………………………………………………………... 3
1 Теоретические и правовые основы казначейской системы исполнения бюджета по доходам………………………………………
5
2 Организация казначейской системы исполнения бюджета по доходам в РФ…………………………………………………………
9
2.1 Особенности казначейского исполнения бюджета по доходам…………………………………………………………………..
9
2.2 Оценка эффективности современной казначейской системы исполнения бюджета по доходам…………………………….
13
3 Совершенствование казначейской системы исполнения бюджета по доходам…………………………………………………….
21
Заключение……………………………………………………….. 25
Список использованных источников……

Работа состоит из  1 файл

Особенности казначейской системы исполнения бюджета по доходам.doc

— 439.00 Кб (Скачать документ)
 
 

Таблица 3 – Исполнение бюджета города Мичуринска по доходам за 2006 -2008 гг.

Показатели 2006г. 2007г. 2008г.
План, млн. руб. Факт, млн. руб. % выполнения  плана План, млн. руб. Факт, млн. руб. % выполнения  плана План, млн. руб. Факт, млн. руб. % выполнения  плана
всего доходов, в т. ч. 645,8 658,2 101,9 734,3 754,5 102,8 757,2 1085,6 143,4
налоговые доходы 193,7 196,2 101,3 213,3 235,8 110,5 243,2 272,6 112,1
неналоговые доходы 21,4 32,9 153,7 25,2 30,1 119,4 36,1 100,9 279,5
безвозмездные поступления 430,7 429,2 99,7 489,5 488,7 99,8 477,9 712,1 149,0

 

      Плановые   показатели   поступления    доходов Федерального бюджета РФ, заложенные в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующие годы, составляют в 2005г. – 4979,8 млрд. руб., а в 2007г. – 7443,9 млрд. руб., что на 49,5% больше, чем в 2005г. В течение трех лет наблюдается перевыполнение плана практически по всем видам доходных источников Федерального бюджета. Это говорит о низкой обеспеченности органов Федерального казначейства информационными данными о состоянии государственных финансов.

      Структура исполнения Федерального бюджета РФ по налоговым доходам представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура исполнения Федерального бюджета РФ по налоговым доходам за 2005-2007гг.,%

      Из  рисунка 1  видно,  что   за   анализируемый период  в  структуре  налоговых доходов лидирующие позиции  занимают НДС и НДПИ, удельный вес которых в 2007г. составляет 30% и 24,2% соответственно. Это обусловлено ростом  налоговой базы по данным видам налоговых доходов.

         На рисунке 2 изображена структура  исполнения Федерального бюджета РФ по неналоговым доходам, в которой большое значение играют доходы от внешнеэкономической деятельности (порядка 80%  от  суммы  неналоговых доходов). Объем поступлений доходов от ВЭД за анализируемый период вырос на 43,3%, однако в структуре неналоговых доходов Федерального бюджета заметна тенденция к снижению на 5,4 п.п.

Рисунок 2 – Структура исполнения Федерального бюджета РФ по неналоговым доходам за 2005-2007гг.,%

    Фактическое исполнение областного бюджета Тамбовской области по доходам отражено в таблице 2 (Приложение Б). Из таблицы 2 видно, что в 2007 и 2008 гг. произошло перевыполнение плана по всем видам доходных источников. Полагаем, что это связано со значительным занижением плановых показателей областного бюджета. Такой подход позволяет увеличить объем поступлений от других бюджетов.

    Другой  причиной, влияющей на перевыполнение плана, также являются ошибочные  данные о соответствующих доходах  в отчетности финансовых органов, которые  служат основой расчета плановых показателей доходов.

       Структура исполнения областного бюджета Тамбовской области по налоговым доходам изображена на рисунке 3. Значительный удельный вес занимают поступления от налога на прибыль организаций и НДФЛ (в 2008г. – 28,6% и 39% соответственно). Рост поступлений по налогу на прибыль обусловлен увеличением налоговой базы, ростом показателей производства и, следовательно, улучшением финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Увеличение показателя по НДФЛ произошло за счет роста доходов физических лиц, т.е. налоговой базы по данному налогу.

Рисунок 3 – Структура исполнения областного бюджета Тамбовской области по налоговым доходам за 2006-2008гг.,%

Рисунок 4 – Структура исполнения областного бюджета Тамбовской области по неналоговым доходам за 2006-2008гг.,%

          Из рисунка 4 видно, что в  структуре исполнения неналоговых доходов областного бюджета главную роль за период 2006 и 2007 года играют доходы от продажи материальных и нематериальных активов, которые в 2007г. составляли 70,6%. В 2008г. наибольший удельный вес приходится на доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 44%.

       В структуре исполнения по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы, изображенной на рисунке 5, заметен преобладающий размер показателя дотаций, который с каждым годом имеет тенденцию к снижению (на 15,7п.п.), напротив, к растущим показателям субвенций (на 14,4 п.п.).

      

Рисунок 5 – Структура исполнения областного бюджета Тамбовской области по безвозмездным  поступлениям в 2006-2008гг.,%

    На  основе данных, отраженных в Приложении В, построим таблицу 3, которая характеризует исполнение доходной части бюджета г. Мичуринска. Данные таблицы показывают, что по налоговым и неналоговым источникам доходов план перевыполнен. Так, в 2008 процент выполнения плана общей суммы доходов городского бюджета составил 143,4%, в том числе по налоговым и неналоговым доходам – 112,1% и 149,0% соответственно.

           Перевыполнение плана по данным  источникам доходов говорит о  том, что финансовые органы  на начало финансового года не обладают точной  информацией, необходимой для составления плановых показателей доходных источников. Следствие этому – заниженные плановые показатели. Также  плановые показатели городского бюджета разрабатываются в заниженном виде с целью возможности получения наибольших размеров финансовой помощи.

     На  рисунке 6 отражена структура исполнения бюджета г. Мичуринска по налоговым доходам за  2006-2008гг. Наибольший  удельный  вес  занимает НДФЛ, доля которого в 2008г. составляет 76,7%, что выше уровня 2006г. на 8,4 п.п. Данный прирост обусловлен ростом налоговой базы, а именно уровня доходов граждан.

     

      Рисунок 6 – Структура исполнения бюджета города Мичуринска по налоговым доходам за  2006-2008гг.,%

      Из  структуры исполнения городского бюджета  по  неналоговым доходам, представленной на рисунке 7, в 2007г. заметно преобладание доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доля которых достигала 63,8%. В 2008г. заметны существенные изменения по сравнению с 2006г.: удельный вес доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности снизился на 32,6 п.п.(20,1%); в структуре неналоговых доходов в 2008г. появились доли доходов от оказания платных услуг(30,3%) и компенсации затрат государства и доходов от продажи материальных и нематериальных активов (23,4%).

         

      Рисунок 7 – Структура исполнения бюджета города Мичуринска по неналоговым доходам за  2006-2008гг.,%

       При недостаточности собственных доходов  для сбалансированности бюджетов субъектов Федерации из федерального бюджета им предоставляются дотации, трансферты, субвенции, процентные и беспроцентные ссуды из других бюджетов. Рассмотрим на примере города Мичуринска состав и структуру финансовой помощи.

      

      Рисунок 8 – Структура исполнения бюджета города Мичуринска по безвозмездным поступлениям в 2006-2008гг.,%

       На  рисунке 8 изображена структура исполнения по безвозмездным поступлениям от других бюджетов  бюджетной  системы,  в  которой до 2007г. лидирующую  позицию занимали субвенции от других бюджетов бюджетной системы, которые в 2007г. составили 86,2%. В 2008г. их доля снизилась по сравнению с 2006г. на 36,3 п.п., напротив этому возрос на 43,3 п.п. удельный вес субсидий и составил 46,9% в структуре безвозмездных поступлений г. Мичуринска.

       Таким образом, казначейское исполнение бюджетов по доходам обеспечивает прозрачность их формирования, оперативность зачисления, а также постоянного применения при учете и распределении  современных технологий. 
 
 
 

    3 Совершенствование казначейской системы исполнения бюджета по доходам

           В настоящее время казначейство находится на той стадии развития, когда завершено формирование организационной структуры исходя из положений нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми оно было создано, и которыми для него были определены основные цели и задачи. В то же время существующие казначейские технологии не отвечают в полной мере современным требованиям ни по функциональному наполнению, ни по методической и информационной реализации.

    Существуют несогласованность положений нормативно-правовых актов, проблемы в организационно-методической, а также информационно-технологической областях. Это касается следующих направлений:

    - отсутствует централизация средств на счетах органов казначейства;

    - территориальные   органы   казначейства   реально   не   включены   в   систему электронных расчетов Центрального банка Российской Федерации;

  • требуют улучшения  методология  и технология  обмена информацией  между органами казначейства и другими контролирующими органами;

    -на  счета казначейства не переведены  внебюджетные средства бюджетных  организаций на уровне исполнения местных бюджетов;

    - не разграничена сфера ответственности за принятие, подтверждение и оплату бюджетных обязательств.

    В этой связи требует решения на качественно более высоком уровне вопрос организации информационного и правового взаимодействия органов казначейства, налоговых, таможенных органов, банков, распорядителей и получателей бюджетных средств, т.е. всех субъектов бюджетного и налогового процессов.

    Многообразие и сложность решаемых органами Федерального казначейства задач обусловили необходимость комплексного использования в работе современных информационных технологий, позволяющих обеспечить эффективную реализацию механизмов казначейского исполнения бюджетов. Внедрение в казначейские процессы современных информационных технологий направлено на достижение следующих результатов:

  • полный и обособленный учет государственных бюджетных средств;
  • эффективный контроль за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доход бюджетов, а также целевым характером расходов.

       Задачи  и  методы  совершенствования  исполнения  доходной  части  федерального  бюджета, бюджета субъекта РФ и бюджета муниципальных образований  вытекают  из  необходимости  преодоления  неурегулированных проблем, создающих трудности в данном процессе. К ним можно отнести:

  • правовую неопределенность в части нормативов распределения доходов в бюджеты бюджетной системы;
  • применение положений нормативных документов, регулирующих нормативы отчислений в сложноподчиненных субъектах Федерации;
  • перечисление доходов на счет бюджета субъекта РФ, минуя распределительные счета Федерального казначейства;
  • ошибочное отражение данных о соответствующих доходах в отчетности некоторых финансовых органах.

             Сегодня  следует  ставить  вопрос  о  повышении  эффективности  работы  органов  федерального  казначейства  на  основе  совершенствования  отечественного  и  зарубежного  опыта,  разработки  необходимых  инструктивных  и  нормативных  документов  по  данной  проблеме,  соответствующих  стандартам,  принятым  в  международной  практике.                          

Информация о работе Особенности казначейской системы исполнения бюджета по доходам