Особенности казначейской системы исполнения бюджета по доходам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:52, курсовая работа

Описание

Казначейство России в настоящее время является мощной системой бюджетных платежей, обеспечивающей кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, доступ всех участников бюджетного процесса к банковской системе, обладающей детальной информацией о состоянии общественных финансов.

Содержание

Введение…………………………………………………………... 3
1 Теоретические и правовые основы казначейской системы исполнения бюджета по доходам………………………………………
5
2 Организация казначейской системы исполнения бюджета по доходам в РФ…………………………………………………………
9
2.1 Особенности казначейского исполнения бюджета по доходам…………………………………………………………………..
9
2.2 Оценка эффективности современной казначейской системы исполнения бюджета по доходам…………………………….
13
3 Совершенствование казначейской системы исполнения бюджета по доходам…………………………………………………….
21
Заключение……………………………………………………….. 25
Список использованных источников……

Работа состоит из  1 файл

Особенности казначейской системы исполнения бюджета по доходам.doc

— 439.00 Кб (Скачать документ)

     Казначейская  система исполнения бюджета является достаточно распространенной во многих странах мира. При этом, как показывает анализ функционирования казначейства в разных странах, его роль может находиться в диапазоне от пассивной до абсолютно активной. Пассивный характер деятельности казначейства проявляется в том, что оно совершенно не вмешивается в вопросы исполнения бюджета, выступая лишь в роли «кассира», который выдает денежные ресурсы бюджетным учреждениям на выполнение их программ. Абсолютно активному казначейству делегируется широкие полномочия в ходе бюджетного процесса - ему предоставляется право устанавливать пределы на обязательства и/или оплату государственных расходов и разрешать производить конкретные расходы на основе заранее установленных критериев.

     Как показывает практика, в Российской Федерации органы казначейства проявляют активную роль в  процессе исполнения федерального бюджета. Однако не все функции осуществятся в полном объеме в ходе исполнения бюджета. 
 

       2    Организация казначейской системы исполнения бюджета по доходам в РФ 

    2.1 Особенности казначейской системы исполнения бюджета по доходам

            Переход к казначейской системе исполнения бюджетов повлек за собой централизацию всех доходных счетов бюджета у органов федерального казначейства и передачу налоговыми органами функций по учету и распределению регулирующих доходных источников. Для этого органам Федерального казначейства были открыты счета по учету доходов федерального бюджета в учреждениях Центрального банка России. Одновременно за казначейством была закреплена функция ведения оперативно-аналитического учета доходов федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.

     Согласно Бюджетному кодексу РФ, исполнение бюджета по доходам предусматривает:

   зачисление  на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

   возврат излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм, а также сумм процентов  за несвоевременное осуществление  такого возврата и процентов, начисленных  на излишне взысканные суммы;

   зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

   уточнение администратором доходов бюджета  платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации [1, с.188].

       В  новой  редакции  Бюджетного кодекса  РФ,  вступившей в силу с 1 января 2008 г., исключена ст. 215,   где говорилось, что « в Российской Федерации устанавливается  казначейское исполнение бюджетов».

      Это понятие рассматривалось как  альтернатива понятию «банковское исполнение бюджетов». Но такой альтернативой является «кассовое обслуживание исполнения бюджетов», возлагаемое на органы Федерального казначейства. Учреждения банков по своим функциям также участвуют в обслуживании кассового их исполнения. Однако банковская и казначейская системы исполнения бюджетов имеют большое количество различий.

      Применение  механизма казначейской системы  исполнения бюджета отличается от банковского, прежде всего, тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета — доходный и расходный, на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования.   

      Распоряжение  органов Федеральной исполнительной власти отныне необязательны к исполнению органами исполнительной власти субъектов. По этой причине в отношении сплошного контроля за прохождением казенных денег образовался вакуум. Проследить за финансовыми потоками до создания казначейства было невозможно.

      Был бесконтрольным и процесс поступления  средств. Длительные задержки, неполнота  информации, предоставляемой банками, не способствовали своевременному пополнению казны, как известно, время - деньги. Особенно реально ощущается в отношении финансов, так как задержка платежа на один день эквивалентна определенной сумме убытка.  
         По централизованной системе казначейства, не попадая на банковские счета, средства доводятся до самого нижнего уровня. Таким образом, можно говорить о полной “прозрачности” расходов бюджета, что позволяет оперативно вмешиваться в процесс, который ранее был практически не контролируемым. Кроме того, реализуется понятие “текущего“ контроля, который осуществляется на стадии непосредственного расходования средств, что ранее было невозможным. При формировании доходов государства достоинство введения казначейской системы заключается в скорости, с которой суммы платежей в бюджет проходят по назначению.

      Анализ  результатов исполнения бюджета  показывает, что в начале 1990-х  гг. в России назрела необходимость  более четкой реализации функций, связанных  с пополнением государственной казны и обеспечением подконтрольности расходования ее ресурсов, а также организации учета таким образом, чтобы он адекватно отражал данные процессы.

    Таким образом, казначейская система исполнения бюджета сменила банковскую систему.

       Таким образом, в настоящее время казначейской системе исполнения бюджета присущи следующие особенности:

   функционирование  единого счета соответствующего  бюджета;

   осуществление операций по распределению поступлений в бюджетную систему РФ по её уровням через органы Федерального казначейства на счета соответствующих бюджетов;

   применение  системы лицевых счетов, отражающих движение бюджетных средств на счетах бюджетных организаций, открытых в кредитных учреждениях;

   доведение финансирования непосредственно (без  посредников) до конечных бюджетополучателей;

   повышение оперативности и качества предварительного и текущего контроля за расходованием бюджетных средств;

   широкое внедрение автоматизированных систем в расчетах и обеспечении информационных потоков;

   обязательность  осуществления и учета кассовых операций органами Федерального казначейства.

      Основные  этапы порядка работы и документооборота по учету доходов выглядят следующим образом[23].

      Ежедневно учреждения ЦБ РФ передают в органы Федерального казначейства электронную банковскую выписку, заверенную электронной цифровой подписью.

      При получении из РКЦ платежных документов в электронном виде работниками  казначейства в автоматизированном режиме проверяется полнота заполнения реквизитов этих документов, ЭЦП, соответствие полученных за день электронных платежных документов итоговой электронной выписке. Данные банковской выписки группируются по видам доходов в соответствии с кодами бюджетной классификации.

      Возврат ошибочно уплаченных сумм в связи  с невозможностью их идентификации  к доходам бюджетов, а также к администратору поступлений осуществляется на основании заявления плательщика и Справки органа Федерального казначейства в течение трех дней со дня обращения в орган Федерального казначейства.

      Возврат поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов, осуществляется по нормативам распределения доходов между бюджетами, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации на соответствующий год.

      В случае наличия на счете органов  Федерального казначейства по учету доходов сумм, требующих выяснения, они отражаются в аналитическом учете как невыясненные поступления.

      Учет  и распределение доходов органами Федерального казначейства осуществляется в автоматизированном режиме на основании  сведений, введенных в базу данных. После обработки платежных документов и закрытия операционного дня формируются платежные поручения на перечисление доходов по уровням бюджетов и внебюджетных фондов и направляются в учреждения Центрального банка России. После обработки выписки осуществляется автоматизированное формирование пакетов электронных платежных документов для отправки в соответствующие отделения Федерального казначейства по городам и районам края не позднее следующего дня.

      Таким образом, с внедрением казначейской системы исполнения бюджетов по доходам на  местах  повысилась  оперативность зачисления  доходов  на  счете  федерального  бюджета  и  возросла  подконтрольность  федеральных  налогов,  перечисляемых  в  бюджеты  различных  уровней  бюджетной  системы.  А  также  органы  власти  и  управления  стали  получать  полную  оперативную  и  достоверную  информацию  о  суммах  зачисленных  доходов  в  федеральный  бюджет  и  суммах  федеральных  регулирующих  налогов,  зачисленных  в  бюджеты  субъектов  Федерации  и   местные  бюджеты. 

2.2 Оценка эффективности современной казначейской системы исполнения бюджета по доходам

       Эффективность — относительный показатель. Экономическая  эффективность характеризуется  отношением полученного результата к затратам на его достижение. Когда речь идет об оценке эффективности казначейского исполнения бюджетов, данный подход нельзя не учитывать, но он не исчерпывает все критерии, требующиеся для ответа вопрос о повышении эффективности такого их исполнения. Поэтому речь должна идти о повышении социально – экономической  эффективности, которая не обязательно может определяться в денежном выражении [24, с.22].

      Для оценки эффективности современной  системы казначейского исполнения бюджета по доходам проанализируем данные по исполнению доходов Федерального бюджета РФ, областного бюджета Тамбовской области и бюджета города Мичуринска.

      На  основе данных таблицы 1 рассмотрим итоги  исполнения Федерального бюджета по доходам за 2005-2007 гг. Общий объем поступлений в доходы Федерального бюджета РФ в 2007г. составил 7781,1млрд. руб. Поступления 2007г. по сравнению с 2005г. увеличились на 51,8%.(Приложение А)

 

      

Таблица 1 – Исполнение Федерального бюджета РФ по доходам за 2005 -2007 гг.

Показатели 2005г. 2006г. 2007г.
План, млрд. руб. Факт, млрд. руб. % выполнения плана План, млрд. руб. Факт, млрд. руб. % выполнения  плана План, млрд. руб. Факт, млрд. руб. % выполнения  плана
всего доходов, в т. ч. 4979,8 5127,2 103,0 6170,5 6278,9 101,8 7443,9 7781,1 104,5
налоговые доходы 3055,4 3130,1 102,4 3572,2 3595,7 100,7 4532,4 4633,7 102,2
неналоговые доходы 1841,2 1910,3 103,8 2574,2 2648,2 102,9 2678,8 2915,8 108,8
безвозмездные поступления 83,2 86,6 104,1 24,1 34,9 144,8 232,7 231,1 99,3
 

Таблица 2 – Исполнение областного бюджета Тамбовской области по доходам за 2006 -2008 гг.

Показатели 2006г. 2007г. 2008г.
План, млн. руб. Факт, млн. руб. % выполнения  плана План, млн. руб. Факт, млн. руб. % выполнения  плана План, млн. руб. Факт, млн. руб. % выполнения  плана
всего доходов, в т. ч. 12148,9 12257,6 100,9 13619,4 16089,8 118,1 20074,7 20365,6 101,4
налоговые доходы 5564,4 5720,3 102,8 6336,4 6987,4 110,3 8027,0 8151,6 101,6
неналоговые доходы 549,9 515,3 93,7 769,9 1099,0 142,7 901,7 1076 119,3
безвозмездные поступления 5750,2 5722,7 99,5 6122,1 7486,6 122,3 11114,6 11164,4 100,4
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 284,4 299,3 105,2 391,0 516,8 132,2 - - -

Информация о работе Особенности казначейской системы исполнения бюджета по доходам