Особенности казначейской системы исполнения бюджета по доходам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:52, курсовая работа

Описание

Казначейство России в настоящее время является мощной системой бюджетных платежей, обеспечивающей кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, доступ всех участников бюджетного процесса к банковской системе, обладающей детальной информацией о состоянии общественных финансов.

Содержание

Введение…………………………………………………………... 3
1 Теоретические и правовые основы казначейской системы исполнения бюджета по доходам………………………………………
5
2 Организация казначейской системы исполнения бюджета по доходам в РФ…………………………………………………………
9
2.1 Особенности казначейского исполнения бюджета по доходам…………………………………………………………………..
9
2.2 Оценка эффективности современной казначейской системы исполнения бюджета по доходам…………………………….
13
3 Совершенствование казначейской системы исполнения бюджета по доходам…………………………………………………….
21
Заключение……………………………………………………….. 25
Список использованных источников……

Работа состоит из  1 файл

Особенности казначейской системы исполнения бюджета по доходам.doc

— 439.00 Кб (Скачать документ)

           Министерство сельского хозяйства  РФ

      Федеральное государственное образовательное  учреждение

      высшего профессионального образования

      Мичуринский государственный аграрный университет

      Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Доходы бюджета»

на тему: «Особенности казначейской системы исполнения бюджета по доходам» 
 
 
 
 
 

                                                       выполнил:       студент 41 Ф группы                                             
                                                            экономического факультета                                                                                      

                                                                   специальности 080105

                                                                    «Финансы и кредит»

                                                                    Татаринов М.

                                                                    научный руководитель:                        

                                                       к. э. н., доцент Михина Е.В.                                                      
 
 
 
 

Мичуринск - Наукоград – 2010

Содержание 

      Введение…………………………………………………………... 3
      1 Теоретические и правовые основы казначейской системы исполнения бюджета по доходам………………………………………  
5
      2    Организация казначейской системы исполнения бюджета по доходам в РФ…………………………………………………………  
9
      2.1 Особенности казначейского исполнения бюджета по доходам…………………………………………………………………..  
9
      2.2 Оценка эффективности современной казначейской системы исполнения бюджета по доходам…………………………….  
13
      3 Совершенствование казначейской системы исполнения бюджета по доходам…………………………………………………….  
21
      Заключение……………………………………………………….. 25 
      Список использованных источников…………………………… 27
      Приложения ……………………………………………………… 31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        Казначейство России в настоящее время является мощной системой бюджетных платежей, обеспечивающей кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, доступ всех участников бюджетного процесса к банковской системе, обладающей детальной информацией о состоянии общественных финансов.

        В  процессе  проведения  экономических  реформ и изменения прежних механизмов  управления  экономикой,  федеральный бюджет  стал  исполняться  неудовлетворительно.  Массовый  характер  приобрели  случаи  несвоевременного  зачисления  средств  налогоплательщиков  в  доход  федерального  бюджета  и  средств  федерального  бюджета  на  счета  получателей,  а  также  случаи  нецелевого  использования  этих  средств. В  связи  с  этим  большое  значение  и  актуальность  приобретает     организация  эффективного механизма исполнения  бюджета.

        Актуальность и  современность, выбранной темы, определены сложностью процесса перехода к новой системе формирования и исполнения бюджета России через органы федерального казначейства, который не исключает ошибок и просчетов на практике. Одним из главных приоритетов современной экономической политики российского государства становится организация действенного казначейского контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств, так как неэффективные методы  исполнения  бюджета сами  становятся  источником  дестабилизирующих  экономику  факторов.

         Сегодня    на    казначейство  возлагаются большие надежды по  упорядочению  денежных  потоков между бюджетами,  обеспечение своевременности  и  правильности  зачисления  платежей  в  бюджеты  различных  уровней,  контролю  за  государственными  средствами,  а  также  более  гибкому  маневрированию  государственными  ресурсами.

        Но  нельзя  сказать, что  в  настоящее  время  система  казначейских  органов  развернута  во  всех  регионах  Российской  Федерации.  Это  вызвано  необходимостью  ускорения  темпов  создания  территориальных  органов  казначейства, формирования  материально-технической  базы,  единой  телекоммуникационной  системы  казначейских  органов  и внедрение  нового  механизма исполнения  бюджета.

        Целью написания  курсовой работы является выявление  особенностей казначейской системы  исполнения бюджета по доходам. Для  достижения поставленной цели был определен круг следующих задач:

  • раскрытие сущности и правовых основ казначейского исполнения бюджета по доходам;
  • изучение организации казначейской системы исполнения бюджета по доходам;
  • определение путей дальнейшего развития и совершенствования казначейской системы исполнения бюджета по доходам.

      Объектом  исследования данной работы является деятельность органов казначейства как инструмента кассового обслуживания бюджета, а предметом исследования выступает казначейская система исполнения бюджета по доходам.

      В ходе написания работы применялись  следующие методы: монографический, метод анализа, экономико-статистический, системный подход и другие.

       При  написании  работы были использованы нормативно – правовые  акты, которые  регламентируют казначейское исполнение бюджетов, а также  труды следующих ученых-экономистов: О. Врублевской, А. И. Игудина, Н. С. Сергиенко и ряд других.

       Курсовая  работа изложена на 26 страницах машинописного текста, включает 3 раздела, 8 рисунков, 3 таблицы, 3 приложения и список использованных источников из 32 наименований.

       1 Теоретические и правовые основы казначейского исполнения бюджета по доходам

       Исполнение  бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса, действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

       Исполнение  федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования[1, с.185].

       О. Врублевская и М. Романовский  дают следующее определение: исполнение бюджета – одна из стадий бюджетного процесса каждого уровня бюджетной  системы РФ, которая предусматривает  обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов [19, с.450].

       А.Г. Грязнова и Е.В. Маркина подробно определяют исполнение бюджета, как  стадию бюджетного процесса, на которой  осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в разрезе каждого из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями, а также учет исполнения бюджета [32, с.388].

       Действующее законодательство не даёт определения  понятий «исполнение бюджета», «казначейское  исполнение бюджета», «кассовое исполнение бюджета». Отсутствие законодательно закрепленных однозначно понимаемых значений этих терминов создает определенные трудности в практической работе.

       В Бюджетном кодексе Российской Федерации  понятие «кассовое обслуживание исполнения бюджета» определяется как  «проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета» (ст. 6)[1, с.23]. В ст. 215.1 говорится: «кассовое обслуживание исполнения бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством» [1, с.185].

       В Бюджетном кодексе Российской Федерации  кассовое обслуживание исполнения территориальных  бюджетов органами Федерального казначейства рассматривается как одно из обязательных условий  казначейского их исполнения.

       Наряду  с этим, в ст. 215.1 предусматривается  возможность по соглашению с исполнительным органом  государственной власти субъекта РФ передачи ему полномочий Федерального Казначейства по такому обслуживанию исполнения региональных и местных бюджетов. Но в данном случае для исполнительных органов власти, их финансовых органов речь должна идти не о кассовом обслуживании исполнения территориальных  бюджетов, а об использовании последними казначейских  методов и технологий кассового исполнения бюджетов.

       Казначейская  система исполнения бюджетов связана  с методологией и технологией, используемыми  при кассовом исполнении бюджетов. Функцию кассового исполнения бюджетов в части проведения и учета кассовых операций, в пределах своей компетенции, выполняют и банковская система, и органы Федерального казначейства. В кассовом исполнении бюджетов участвуют и финансовые органы на соответствующих  уровнях власти.

       Н. С. Сергиенко считает, что понятие «казначейское исполнение бюджетов» появилось как альтернатива понятию «банковское исполнение бюджетов» [31, с.30]. При наличии различий в трактовках авторы в основном не сводят осуществление всех операций, составляющих понятие «казначейское исполнение бюджетов», только к функциям органов Федерального казначейства.

       А. И. Игудин и Н. С. Сергиенко представляют обоснованным рассматривать понятие "казначейское исполнение бюджетов" как исполнение бюджетов всеми участниками этого процесса на принципах, выражающих отличительные признаки казначейских методов и технологий. [24, с.22].

       Понятие «кассовое обслуживание исполнения бюджетов» субъектов РФ и местных бюджетов органами Федерального казначейства лучше выражает суть деятельности органов Федерального казначейства по отношению к территориальным бюджетам, так как исполнение бюджета — это функция исполнительных органов власти.

       В новых условиях Федеральное казначейство  как самостоятельная служба продолжает участвовать в исполнении федерального бюджета, также обслуживая это исполнение с  помощью  казначейских методов и технологий.

         Теперь в нормативных правовых  документах, регулирующих казначейское  исполнение территориальных бюджетов  с участием органов Федерального  казначейства, используется понятие  «кассовое обслуживание исполнения бюджетов». Оно включает учет доходов и расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов соответствие с бюджетной классификацией, а также средств, поступающих от вышестоящих бюджетов.

       В конечном счете, сущность казначейского  исполнения бюджетов, включая кассовое их обслуживание,  раскрывается через присущие ему функции, принципы, которые положены в его основу.

       Согласно  Бюджетному кодексу Российской Федерации  принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами Российской Федерации[1, с.44]. Этот принцип — важное условие, характеризующее казначейское исполнение бюджета.

         С точки зрения казначейского метода, главное в нем  то, что бюджетные средства не только концентрируются  для управления ими у финансового органа соответствующего исполнительного органа власти на едином счете (или счетах)  данного бюджета, находящихся в учреждении  банка, а также с отражением на едином казначейском счете в органе федерального казначейства, но и распределяются  до конечных получателей бюджетных средств (минуя промежуточные звенья управления, распорядителей средств) [31, с.31].Это позволяет также иметь возможность управлять остатками бюджетных средств  и устанавливать контроль за обоснованностью цен, тарифов на оплату товаров и услуг.

Информация о работе Особенности казначейской системы исполнения бюджета по доходам