Организация деятельности Министерства образования и науки Республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание

В целях совершенствования управления системой образования Республики Татарстан, координации процессов развития образования и науки в Республике Татарстан, в соответствии со статьей 94 Конституции Республики Татарстан, статьями 17, 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" было создано Министерство образования и науки Республики Татарстан путем преобразования ранее действующего Министерства образования Республики Татарстан.

Работа состоит из  1 файл

курсач Таня.docx

— 88.99 Кб (Скачать документ)

 

Согласно таблице 4. количество учреждений для детей сирот и  для детей с ограниченными  возможностями здоровья в Республике Татарстан в 2008-2011 годах практически не изменилось.

Что касается численности  за три года детей сирот и детей  с ограниченными возможностями  здоровья в Республике Татарстан  стало на 8% больше.

 

 

4.2 Финансирование системы  образования в Республике Татарстан

 

Финансирование –  обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае – на осуществление образовательного процесса, то есть реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников. Финансирование образования предполагает:

- целевое использование  средств;

- безвозвратность (предоставленные  образовательным учреждениям средств  ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются).

Финансирование образования  осуществляется на принципах:

- целевой направленности (использование средств допускается  только на предусмотренные планом  объекты и цели);

- безвозвратности (у  получателей средств не возникает  обязательств по их возврату);

- выделение средств  по мере их расходования;

- экономии (правильного  и рационального расходования  средств).

Основным источником финансирования образования является бюджет, поэтому финансирование образования  определяется следующими факторами:

- системой государственных  и иных органов, участвующих  в процессе финансирования образования;

- процедурой разработки  прогнозов потребности в бюджетных  средствах, проектов расходной  части бюджетов для финансирования  образования;

- механизмов финансирования  образования из бюджета.

В процессе финансирования на уровне бюджета Республики Татарстан участвуют следующие органы:

- Президент (высшее  должностное лицо);

- законодательные органы;

- Правительство;

- Министерство финансов  РТ, включая Департамент казначейства  РТ;

- Министерство образования  и науки РТ;

- территориальные управления образованием;

- банки, уполномоченные  банки (проводящая сеть);

- образовательные учреждения, находящиеся в ведении РТ (расходование).

Обобщенная схема финансирования образования в Татарстане схематично представлена на рисунке 2. Каждая цифра на рисунке характеризует этап и основные функции участников процесса бюджетного финансирования:

1- бюджетное послание  высшего должностного лица (Президент  РТ);

2- Правительство дает  Министерству финансов указание  о разработке проекта бюджета  и его исходные параметры, разработанные на основе бюджетного послания;

3- Министерство финансов  дает МОиН РТ исходные данные  для разработки проекта бюджета;

4- МОиН РТ направляет  подведомственным учреждениям формы  и исходные данные для разработки  проектов бюджетных заявок. Разработанные бюджетные заявки направляются  МОиН РТдля обобщения;

5-  обобщенные бюджетные  заявки представляются МОиН РТ  в Министерство финансов для  согласования и включения а  проект бюджета;

6- проект бюджета представляется  Министерством финансов в Правительство для одобрения и представлению законодателю;

7- Правительство представляет  законодателю законопроект о  бюджета;

8-  принятый закон  о бюджете представляется законодателем  на подпись высшему должностному  лицу.

Представленная схема  отражает в первую очередь формирование целей и планирование расходов – от прогноза до утверждения сметы образовательного учреждения.

 

 

 

 


8


 7 1


    


                      6                             2                                                                                            Общие цели


 

 

 

5 3 Детальные цели

 

 4


Коррекция                                 детальных целей

 

 

Прогноз потребности  в бюджетных средствах и их распределение представляет собой  сводную смету распределения бюджетных средств в рамках МОиН РТ. Она может быть составлена двумя способами:

- путем формирования  сметы как сумм смет подведомственных  учреждений;

- путем централизованно  разработанной сметы по всей  отрасли.

Механизм разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования сложился в течение нескольких лет. Он был весьма трудоемким, примерно одинаковым для всех уровней бюджетного финансирования и состоял из следующих основных этапов:

- разработка каждым образовательным учреждением проекта сметы на прогнозируемый период исходя из нормативной базы расчета потребности в средствах на текущий год с корректировкой на индекс-дефлятор для прогнозируемого периода;

- сборка проектов смет  в сводную смету МОиН РТ;

- представление сводной  сметы Министерству финансов  РТ;

- представление Правительством  проекта бюджета законодателю;

- рассмотрение проекта и принятие  законодателем бюджета, включающего  в качестве раздела на образование.

После принятия законодателем закона о бюджете на соответствующий год происходит доведение бюджетных показателей до непосредственных бюджетополучателей. Эта схема состоит из следующих основных этапов:

1. Министерство финансов РТ доводит  до ГРБС (МОиН РТ) роспись бюджетных  средств на соответствующий год в разрезе статей экономической классификации;

2. ГРБС во взаимодействии  с подведомственными учреждениями  составляют и утверждают сметы  расходов бюджетных средств для  образовательных учреждений и  доводят утвержденные сметы до  ПБС; 

3. Копия утвержденной  сметы представляется ПБС в  Департамент Казначейства при  Министерстве Республики Татарстан. 

Процесс расходования средств  представлена на рисунке 3.

 


 

Рисунок 3. Расходование бюджетных средств на образование

 

Охарактеризуем представленную схему:

1) МОиН РТ рассылает  подведомственным учреждениям утвержденные  сметы, т.е. годовой план финансирования  в разбивкой на кварталы. Эти  сметы учреждения представляют  в отделения казначейства по  месту своего нахождения для осуществления по ним расходования бюджетных средств; [прил6]

2) На основе полученных  от Министерства финансов лимитов  (контрольных цифр финансирования  на предстоящий месяц или иной  период, означающих, что указанная  цифра будет обязательна выделена  из бюджета) МОиН РТ производит их распределение по подведрмственным учебным заведениям и в виде реестров представляет это распределение ДК РТ;

3) Имея утвержденную  смету и получив лимиты, ДК  РТ в случае их сопряжения (лимиты  не превышают сметных назначений  и соответствуют постатейному распределению) подтверждает возможность расходования бюджетных средств;

4) Образовательные учреждения  представляют в ДК РТ документы  на расходование средств (ведомости  на выплату заработной платы,  заявки на кассовый расход  и. т. д.); Пример заявки на оплату расходов МОиН РТ представлен в Приложении 7.

5) В случае, если документы  оформлены правильно и находятся  в пределах подтвержденных обязательств, УФК по РТ производит списание  бюджетных средств со счета  бюджета РТ (следует помнить, что единый счет бюджета – это единственный для бюджета счет с которого списываются расходы бюджета; для каждого отдельного образовательного учреждения в рамках бюджетного счета открывается отдельный лицевой счет для учета расходов по данному учреждению) в пользу физических и(или) юридических лиц.

Расходы бюджетных средств  связаны с необходимостью принятия бюджетополучателями на себя определенных обязательств:

-оплате труда работников;

- по выплате стипендий  и социальных пособий;

- по оплате поставляемых энергоресурсов и других товаров, работ и услуг и пр.

Для этих целей, необходимо точно знать сколько средств  будет получено из бюджета в том  или ином квартале. Для этого, орган  исполняющий бюджет в свою очередь  принимать на себя определенные обязательства по выделению бюджетных средств конкретному бюджетополучателю в конкретном квартале. Эти обязательства и оформляются в виде ЛБО.

Лимиты разрабатываются  органом, исполняющим бюджет (а именно ДК РТ), и доводятся до ГРБС. ГРБС, в свою очередь, распределяет лимиты между бюджетополучателями в виде реестров, и направляют эти реестры органу, исполняющему бюджет и бюджетополучателям. В соответствии с лимитами осуществляется расходование бюджетных средств, что называется «пол гарантии» финансирующего органа.

Только получив утвержденные лимиты, бюджетополучатель (образовательное учреждение) может заключить договоры, принимать на себя определенные обязательства в пределах этих лимитов, зная, что эти расходы будут обеспечены бюджетными средствами.

При таком построении бюджетного процесса не должно возникать задолженности по принятым обязательствам за счет бюджета и, соответственно, государство не будет ставиться перед необходимостью нести субсидиарную ответственность по обязательствам своих учреждений.

Итак, основные функции участников процесса бюджетного финансирования образования можно описать следующим образом:

1) Президент РТ обращается с  Бюджетным посланием и подписывает закон о республиканском бюджете;

2) Государственный Совет РТ рассматривает  проект о республиканском  бюджета и принимает закон о бюджете РТ;

3) Кабинет Министров  РТ устанавливает порядок утверждения и исполнения бюджета РТ, осуществляет контроль над исполнением вышеуказанного порядка; утверждает и исполняет бюджет РТ, осуществляет контроль над исполнением бюджета;

4) Министерство финансов РТ является центральным звеном бюджетного финансирования. Министерство разрабатывает, формирует и предоставляет Правительству РТ проект бюджета РТ, организует исполнение бюджета РТ, утверждает лимиты бюджетных обязательств и доводит их до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, контролирует целевой характер использования бюджетных средств. В этом случае главным распорядителем является Министерство образования и науки РТ, а получаем бюджетных средств является подведомственные Министерству образовательные учреждения.

5) Министерство образования  и науки РТ организует и  проводит в рамках отрасли  работу по составлению проекта  бюджета, на основе сообщаемых  Минфином ЛБО, составляет и  направляет реестры в ДК РТ  для осуществления бюджетных расходов, также утверждает сметы для подведомственных образовательных учреждений.

6) Департамент казначейства  РТ ведет учет операций по кассовому исполнению бюджета Республики Татарстан. В частности, открывает в Национальном банке Республики Татарстан и кредитных организациях счета по учету средств бюджета Республики Татарстан, осуществляет открытие и ведение лицевых счетов для учета операций главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета Республики Татарстан, доводит до МОиН РТ показатели сводной бюджетной росписи бюджета Республики Татарстан и лимиты бюджетных обязательств, также доводит до образовательных учреждений распределенные МОиН РТ лимиты бюджетных обязательств, осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета Республики Татарстан.

МОиН РТ открыт лицевой  счет в автоматизированной системе  управления бюджетным процессом  Республики Татарстан "АЦК – Финансы». ДК РТ определен порядок открытия, ведения, переоформления и закрытия лицевых счетов, учета операций на лицевых счетах; установлен регламент оформления расчетно-денежных документов, в том числе, порядок осуществления безналичных расчетов в условиях бумажного и электронного документооборота органов казначейства, порядок выдачи наличных денежных средств получателям средств, расположенных на территории Республики Татарстан, порядок финансирования получателей средств, территориально расположенных за пределами Республики Татарстан; определен порядок документооборота органа казначейства.

7) Образовательные учреждения представляют в ДК РТ документы, подтверждающие правомерность и обоснованность расходования бюджетных средств, т.е. осуществляют расходование средств, потребляют выделенные им ресурсы.

Информация о работе Организация деятельности Министерства образования и науки Республики Татарстан