Организация деятельности Министерства образования и науки Республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание

В целях совершенствования управления системой образования Республики Татарстан, координации процессов развития образования и науки в Республике Татарстан, в соответствии со статьей 94 Конституции Республики Татарстан, статьями 17, 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" было создано Министерство образования и науки Республики Татарстан путем преобразования ранее действующего Министерства образования Республики Татарстан.

Работа состоит из  1 файл

курсач Таня.docx

— 88.99 Кб (Скачать документ)

Основными задачами Департамента являются:

1. Обеспечение соблюдения законодательства в сфере образования; 
 2. Выявление недостатков и нарушений в сфере образования, анализ причин, способствующих их возникновению, контроль за их устранением

К полномочиям Департамента в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» относятся: 
 -  осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями в образовательных учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением указанных в подпункте 23 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» полномочий федеральных органов государственной власти по осуществлению контроля качества образования;

- лицензирование и государственная  аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории  Республики Татарстан, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» полномочий федеральных органов государственной власти по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений; 
 - надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории Республики Татарстан образовательными учреждениями, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования; контроль за исполнением предписаний.

Для осуществления переданных органам государственной власти Республики Татарстан полномочий Российской Федерации Департаменту контроля и  надзора в сфере образования перечисляются субвенции и составляется финансовый план, в итоге реализации которого составляется отчет о расходах бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета   [Приложение 2 и 3]. Также следует отметить, что для Департамента составляется отдельная смета доходов и расходов [Приложение 4].

 

3. Управление Министерством образования  и науки Республики Татарстан

 

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством. Министр имеет пять заместителей, в том числе одного первого.

Министр:

- организует работу  Министерства на основе единоначалия  и несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на Министерство функций;

- представляет Министерство  в отношениях с органами государственной  власти, органами местного самоуправления  и организациями;

- утверждает в пределах  установленной численности, фонда  оплаты труда и бюджетных ассигнований  штатное расписание и смету расходов на содержание аппарата Министерства;

- в пределах своей  компетенции в установленном  порядке издает и отменяет  приказы, утверждает правила,  инструкции, положения (в случае  необходимости - совместно с другими  исполнительными органами государственной власти), дает указания об их исполнении и организует контроль;

- в установленном порядке  назначает на должность и освобождает  от должности работников Министерства  и руководителей организаций,  в отношении которых Министерство  осуществляет полномочия учредителя;

- представляет в установленном  порядке особо отличившихся работников  к присвоению почетных званий  и награждению государственными  наградами, применяет меры материального  и морального поощрения, учреждает  в установленном порядке ведомственные награды, утверждает положения об этих наградах и их описание, награждает работников отраслевыми почетными знаками и почетными наградами;

Министр образования и науки Республики Татарстан имеет пять заместителей министра, в том числе одного первого.

 

 

4. Министерство образования и науки Республики Татарстан как главный распорядитель бюджетных средств в области образования.

4.1 Система образовательных учреждений подведомственных Министерству образования и науки Республики Татарстан

 

Образовательные программы реализуются системой образовательных учреждений и организаций, т.е. инструментами социальной сферы. Образовательные учреждения и организации могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций или объединений). Однако следует отметить, что термин «учреждение может использоваться в отношении только тех юридических лиц учредителями которых являются:

- учреждения начального  профессионального, среднего профессионального,  высшего профессионального и послевузовского образования взрослых;

- учреждения дополнительного  образования взрослых;

- специальные (коррекционные)  для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями  здоровья;

- учреждения для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей;

- учреждения дополнительного  образования детей;

- другие учреждения, осуществляющие  образовательный процесс.

На сегодняшний день в Республике Татарстан функционируют огромное количество образовательных учреждений и организаций. Большая часть бюджетных и автономных образовательных учреждений подведомственны МОиН РТ.

В настоящее время, как  свидетельствуют данные таблицы 1, в  РТ в области дошкольного образования  функционируют 1903 учреждений. Из них 2 учреждения являются государственными, а 1895 находятся в муниципальном ведении. Кроме того, 6 организаций реализующих программы дошкольного образования принадлежат частным лицам. Отметим, что за последние три года наблюдается тенденция снижения количества ДДУ, несмотря на увеличение численности детей дошкольного возраста. С 2008 г. по 2011 г. численность воспитанников в дошкольных учреждениях возросло на 1,2 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Количество дошкольных образовательных учреждений и организаций, функционирующих на территории Республики Татарстан  в период 2009-2011 годов

 

 

 

Типы образовательных  учреждений

 

2007-2008 учебный             год

 

2008-2009 учебный            год

 

2010-2011 учебный год

Число учреж

-дений

Числ. Обуча

-ющихся и воспитан

-ников

Число учреж

-дений

Числ. Обуча

-ющихся и воспитан

-ников

Число учреж

-дений

Числ. Обуча

-ющихся и воспитан

-ников

Всего:

1949

159321

1928

160334

      1903

162224

В том числе:

 

Государственные

2

126

2

152

2

182

Муниципальные

1942

158527

1920

159172

1895

160642

Частные

5

668

6

1010

6

1400

 


 

Таблица 2

Количество образовательных  школ действующих на территории Республики Татарстан в период 2009-2011 годов

 

 

Наименование показателя

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

Коли-чество учреж-дений (в ед.)

Численность обучающихся (воспитан-иков)

Коли-чество учреж-дений (в ед.)

Численность обучающихся (воспитан-ников)

Коли-чество учреж-дений

(в ед.)

Численность обучающихся (воспитан-ников)

Количество общеобразовательных  школ всего, в.т.ч.

2352

400224

2298

393658

2164

383355

 

начальные

769

7487

735

6932

633

6209

основные

232

11477

221

10216

236

10302

средние

1259

366872

1249

362372

1207

354270


 

 

Согласно данным, представленным в таблице 2, в 2010-2011 учебном году республике функционирую 2164 общеобразовательные школы.

В 2010-2011 учебном году в  структуре общеобразовательных  школ доля начальных школ составляет 29,3 % (633 школ), в них обучается 1,6% (6209 человек) от общего числа обучающихся. Из общего числа начальных школ  98,1%  (621 школа) приходится на сельскую местность.

Удельный вес основных школ составляет 11,1% (236 школ) от общего числа всех школ, в них обучается 2,7% (10302 чел.) от общей численности  учащихся.

Доля средних школ составляет 56,6% (1207 школ), из них 61,9% (747  школ) приходится на сельские школы. В средних школах республики обучается 93,9% (354270 чел.) от общей численности учащихся, из них в городской местности обучалось 97,3% (270073 чел), в сельской – 85,6% (84197 чел.) от общей численности школьников в городской и сельской местности соответственно.

Структура сети образовательных  школ Республики Татарстан в 2010-2011 учебном году представлена в Приложении 5.

Демографический спад оказывает  серьезное влияние на ухудшение  ситуации в образовании на всех его  уровнях. В наибольшей степени он затронул общеобразовательную школу. Численность учащихся за период с 2006 по 2010 гг. сократилась на 37,9 тыс. человек (9,1%) и составляла в 2006 году – 415,1 тысяч человек, а в 2010 году – 377,2 тысяч человек. Контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях уменьшился к 2010-2011 учебному году на 8448 человек по сравнению с 2009-2010 учебным годом.

Кроме того, на территории Татарстана на сегодняшний день функционирует 24 вечерних школ и 9 негосударственных школ, где обучается 5043 и 1069 человек соответственно.

Следует также отметить, что в числе общеобразовательных  школ имеются гимназии, лицеи, кадетские  школы с углубленным изучением отдельных предметов.

 

 

Таблица 3

Количество образовательных  школ с углубленным изучением отдельных предметов в период 2009-2011 годов

 

Наименование показателя

 

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

Коли-чество учреж-дений (в ед.)

Численность обучающихся (воспитан-иков)

Коли-чество учреж-дений (в ед.)

Численность обучающихся (воспитан-ников)

Коли-чество учреж-дений

(в ед.)

Численность обучающихся (воспитан-ников)

 

Из числа обще-

образовательных

школ:

школы с углубленным  различных предметов

103

32662

103

32488

103

30736

гимназии 

95

45361

98

54928

98

55905

лицеи

43

16879

42

24312

41

24574

кадетские учреждения

15

5530

17

6396

17

7532


 

 

 

По данным таблицы 3 можно  сделать вывод, что количество общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов не изменилось. Необходимо отметить, что численность учащихся увеличилось в среднем на 7 процентов.

 

Таблица 4

Количество учреждений для детей сирот и для детей  с ограниченными возможностями  здоровья в Республике Татарстан в 2009-2011 годах

 

 

Наименование показателя

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

Коли-чество учреж-дений (в ед.)

Численность обучающихся (воспитан-иков)

Коли-чество учреж-дений (в ед.)

Численность обучающихся (воспитан-ников)

Коли-чество учреж-дений

(в ед.)

Численность обучающихся (воспитан-ников)

учреждения для детей с ограничен-ными физическими возмож-ностями 

52

5653

51

5796

51

6083

санаторные школы-интернаты (до 2009-2010 уч.года учитывались  в составе  основных школ)

-

-

3

302

3

300

учреждения для детей  с девиантным поведением

1

49

1

73

1

79

Детские дома

11

475

12

585

12

540

Всего специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов

 

      из них для детей с:

 

53

 

5671

 

52

 

5151

 

51

 

5434

умственными отклонениями

38

3859

37

3789

36

3986

нарушением зрения

5

546

5

552

4

525

для глухих и слабослышащих

5

443

5

415

5

423

послед-ствиями полиомиелита и ДЦП

3

296

3

275

4

375

тяжелыми нарушениями  речи

1

132

2

120

2

125

Информация о работе Организация деятельности Министерства образования и науки Республики Татарстан