Местные бюджеты: понятие, механизм функционирования, особенности организации бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание

Целью работы является провести анализ осуществления бюджетного процесса муниципального образования.
В соответствии с поставленной целью, решаются следующие задачи:
- выявить место местного бюджета для бюджетной системы РФ;
- раскрыть значение местного бюджета на местном уровне;
- проанализировать бюджетный процесс города Сестрорецка

Содержание

Введение 4
1. Местный бюджет – финансово-экономическая система и инструмент решения проблем местного уровня. 6
1.1. Экономическая сущность местного бюджета. 6
1.1.1. Организационная структура местного бюджета. 6
1.1.2. Особенности и этапы местного бюджета. 10
1.2. Бюджетный процесс на муниципальном уровне в Российской Федерации. 13
1.2.1. Бюджетный процесс муниципального образования. 13
1.2.2. Особенности организации бюджетного процесса на местном уровне: зарубежный опыт. 14
2. Анализ особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне на примере бюджета города Сестрорецка 16
2.1. Структура местного бюджета города Сестрорецка. 16
2.1.1. Доходы местного бюджета. 16
2.1.2. Расходы местного бюджета. 17
2.2. Расходы местных бюджетов муниципальных образований в Санкт-Петербурге на 2011 год. 18
2.3. Устав города Сестрорецка. Бюджетный процесс города Сестрорецка и его участники. 19
2.3.1. Устав города Сестрорецка. 19
2.3.2. Участники бюджетного процесса в муниципальном образовании города Сестрорецка (статья 5). 20
2.4. Перспективы решения проблем бюджетного процесса на муниципальном уровне. 21
2.5. Решение Муниципального совета города Сестрорецка. 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Последняя курсовая.doc

— 300.50 Кб (Скачать документ)

Содержание  исполнения бюджета зависит от системы  исполнения бюджета. В практике различных  стран на разных этапах исторического  развития применялись следующие системы исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. Основное различие между банковской и казначейской системами заключаются в том, что функции исполнения бюджета возложены на разные органы - либо на центральный банк при возможном участии коммерческих банков, либо на специально созданные казначейские органы. При смешанной системе эти функции выполняются одновременно и казначейскими, и банковскими органами с разграничением функций между ними в законодательном порядке.

Отчет об исполнении бюджета — документ, содержащий установленную нормативно-правовыми актами совокупность плановых и фактических показателей, характеризующих исполнение бюджета за определенный период времени.

Формы отчетов  об исполнении бюджетов всех уровней, порядок их составления и представления определяются Министерством финансов РФ в нормативно-правовых актах, издаваемых ежегодно. Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет (финансовый или казначейский орган), на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Отчет представляется в соответствующий исполнительный орган власти или орган местного самоуправления. Одобренный исполнительным органом власти отчет направляется в представительный орган в форме проекта закона, до начала рассмотрения которого проводится внешняя проверка отчета контрольным органом (Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ, муниципальных образований).6

1.2. Бюджетный процесс на муниципальном уровне  в Российской Федерации.

1.2.1. Бюджетный процесс муниципального образования.

Местные (или муниципальные) финансы - это совокупность социально-экономических  отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

С позиций развития муниципальных  финансов термин «местный бюджет» может  пониматься как совокупность экономических  отношений между юридическими и  физическими лицами, как участниками формирования аккумулированного централизованного фонда финансовых средств конкретного муниципального образования.7

В соответствии со статьей 132 Конституции  РФ «… органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». Положение «О бюджетном процессе в муниципальном образовании».8

1.2.2. Особенности организации бюджетного процесса на местном уровне: зарубежный опыт.

В свете рассмотрения вопроса о  бюджетном процессе в России интересно  рассмотреть как проходит бюджетный  процесс в зарубежных странах.

В США все 50 штатов формально наделены автономными правами в области финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный бюджет страны. В известной мере они самостоятельны в определении объема бюджетов, структуры расходов и доходов. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.

В большинстве штатов составление  бюджета находится в ведении  главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, а смету доходов – налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.

Основным источником доходов бюджетов штатов, как и федерального бюджета, являются налоговые поступления.

Что касается местных административных единиц и местных функциональных органов и учреждений, то они также  располагают определенной степенью автономии по составлению, утверждению  и исполнению своих бюджетов, которые не входят ни в федеральный бюджет, ни в бюджеты штатов США. Функции по составлению местных бюджетов возложены на глав исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов – на представителей местной законодательной власти.

В состав расходов местных бюджетов более половины их общей суммы приходится на долю затрат, связанных с финансированием государственной налоговой школы. Кроме того, значительная доля средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального и городского хозяйства, противопожарной охраны, лечебных и других учреждений.

К источникам финансирования расходов местных бюджетов относятся: местные  налоги, доходы от услуг коммунального  хозяйства и другие не налоговые  доходы, дотации из федерального бюджета и бюджетов штатов, поступления от выпуска местных займов и лотерей. Основным источником доходов являются местные поимущественные налоги (на их долю приходится около 29% налоговых доходов).9

Таким образом, важно выделить, что  при единстве налоговой системы США каждая административная единица выбирает свою структуру налогов с учетом разнообразия местных условий и уровня жизни населения.

2. Анализ особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне на примере бюджета города Сестрорецка

2.1. Структура местного бюджета города Сестрорецка.

2.1.1. Доходы местного бюджета.

В соответствии со статьей 53 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга города Сестрорецка муниципальное  образование имеет собственный  бюджет (местный бюджет). Его формирование, утверждение, исполнение и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, требованиями, установленными Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Санкт-Петербурга.

1. Доходная часть местного бюджета  состоит из собственных доходов  и поступлений от регулируемых  доходов, она может также включать  финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований Санкт-Петербурга).

2. К собственным доходам местного  бюджета относятся: местные налоги, сборы, доли федеральных налогов  и доли налогов Санкт-Петербурга, закрепленные за местными бюджетами  на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местный бюджет.

С каждым годом увеличивается доходная часть бюджета муниципального образования  города Сестрорецка. Если в 1998 году местный  бюджет составлял всего 2,95 млн. рублей, то в 2009 году – 71,6 млн. рублей. То есть, за 11 лет бюджет увеличился более чем в 24 раза. На рисунке 2.1. это наглядно видно.

 

Рис. 2.1. Доходы местного бюджета города Сестрорецка

2.1.2. Расходы местного бюджета.

 Расходная часть бюджета  города Сестрорецка включает расходы, связанные с решением вопросов местного значения, осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам; ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска, иные расходы, установленные Муниципальным Советом.

Традиционно в местном бюджете  города Сестрорецка самые полновесные  – следующие статьи расходов: благоустройство и озеленение, ремонт дорог и внутридворовых проездов, культура, охрана семьи и детства, предотвращение чрезвычайных ситуаций, военно-патриотическое воспитание, развитие физической культуры и массового спорта, охрана окружающей среды и другие. Структура расходов местного бюджета за 2011 год схематично представлена на рисунке 2.2. ниже.

 

 

Рис. 2.2. Расходы местного бюджета города Сестрорецка

 

Проекты муниципальных правовых актов  о местном бюджете и отчете об исполнении местного бюджета обязательно выносятся на публичные слушания, в которых принимают активное участие жители города Сестрорецка.

2.2. Расходы местных бюджетов муниципальных образований в Санкт-Петербурге на 2011 год.

Таблица 2.1

 

Расходы местных бюджетов муниципальных образований в Санкт-Петербурге на 2011 год

 

Наименование муниципального образования

Тыс. руб.

Колпино

18 853

Город Пушкин

13 547


 

Продолжение таблицы 2.1

Город Петергоф

13 234

Город Сестрорецк

10 792

Город Павловск

8 387


 

Из таблицы видно, что Сестрорецк занимает далеко не первое место по превышению расходов. И составляет 10 792 000 рублей. Гораздо меньше Колпино – 18 853 000 и города Пушкин 13 547 000 рублей.

2.3. Устав города Сестрорецка. Бюджетный процесс города Сестрорецка и его участники.

2.3.1. Устав города Сестрорецка.

Устав города Сестрорецка зарегистрирован  главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному Федеральному округу 28 октября 2005 года государственный регистрационный № RU781270002005001.

Принят Устав Постановлением Муниципального совета муниципального образования города Сестрорецка от 24 марта 2005 года № 227 с изменениями, внесенными постановлением Муниципального совета муниципального образования города Сестрорецка от 27 октября 2008 года № 211 Глава муниципального образования Председатель Муниципального совета муниципального образования города Сестрорецка. А.В. Вишневский.

В статье 48 «Местный бюджет города Сестрорецка» указано, что

1. Местным бюджетом является  бюджет города Сестрорецка.

2. Муниципальный Совет самостоятельно  осуществляет формирование, утверждение  местного бюджета, контроль его  исполнения. Формирование местного  бюджета осуществляется путем  применения единой методологии,  государственных минимальных стандартов, социальных норм, установленных органами государственной власти.

В статье 4 «Основные этапы бюджетного процесса в муниципальном образовании городе Сестрорецке» указано, что

Бюджетный процесс в муниципальном  образовании городе Сестрорецке включает следующие этапы:

-составление проекта бюджета  муниципального образования города

Сестрорецка;

-рассмотрение проекта бюджета  и утверждение бюджета муниципального образования города Сестрорецка;

-исполнение бюджета муниципального  образования города Сестрорецка;

-рассмотрение и утверждение  исполнения бюджета муниципального  образования города Сестрорецка;

- составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности;

-осуществление муниципального  финансового контроля.

2.3.2. Участники бюджетного процесса в муниципальном образовании города Сестрорецка (статья 5).

Участниками бюджетного процесса в  муниципальном образовании городе Сестрорецке являются:

-Глава муниципального образования  города Сестрорецка;

-Муниципальный совет муниципального  образования города Сестрорецка;

-Местная администрация муниципального  образования города Сестрорецка;

-контрольный орган муниципального  образования города Сестрорецка;

-главный распорядитель (распорядитель)  бюджетных средств;

-главный администратор (администратор) доходов бюджетных средств;

-главный администратор (администратор)  источников финансирования

источников финансирования дефицита бюджета;

Участниками бюджетного процесса также  являются муниципальные бюджетные  учреждения, муниципальные унитарные  предприятия, другие получатели бюджетных средств.

Органы местного самоуправления муниципального образования Санкт-Петербурга города Сестрорецка в целях координации  своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов  вправе создавать объединения с другими муниципальными образованиями в форме ассоциаций или союзов, подлежащих регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.

2.4. Перспективы решения проблем бюджетного процесса на муниципальном уровне.

Проблемы необходимо регулярно выявлять и решать, прежде всего, для обеспечения достойной жизни населения в муниципальных образованиях. Для решения проблем бюджетного процесса на муниципальном уровне могут быть предложены следующие задачи:

1.  Ежегодно работать над стратегией, долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной программой социально-экономического развития.

2. Своевременно предоставлять Отчеты исполнителей целевых программ за очередной финансовый год.

3. Муниципальные гранты предоставлять на конкурсной основе, на цели и условия, определенные представительным органом в соответствии с Решением Думы муниципального образования.

4. Представлять итоги социально-экономического развития в более полном объеме.

5.  Формирование смет доходов и расходов учреждений производить в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

6. Утверждение ставок местных налогов производить до начала формирования прогноза социально-экономического развития территории и проекта бюджета на очередной финансовый год с целью более точных расчетов сумм налогов и выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот;

Информация о работе Местные бюджеты: понятие, механизм функционирования, особенности организации бюджетного процесса