Местные бюджеты: понятие, механизм функционирования, особенности организации бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание

Целью работы является провести анализ осуществления бюджетного процесса муниципального образования.
В соответствии с поставленной целью, решаются следующие задачи:
- выявить место местного бюджета для бюджетной системы РФ;
- раскрыть значение местного бюджета на местном уровне;
- проанализировать бюджетный процесс города Сестрорецка

Содержание

Введение 4
1. Местный бюджет – финансово-экономическая система и инструмент решения проблем местного уровня. 6
1.1. Экономическая сущность местного бюджета. 6
1.1.1. Организационная структура местного бюджета. 6
1.1.2. Особенности и этапы местного бюджета. 10
1.2. Бюджетный процесс на муниципальном уровне в Российской Федерации. 13
1.2.1. Бюджетный процесс муниципального образования. 13
1.2.2. Особенности организации бюджетного процесса на местном уровне: зарубежный опыт. 14
2. Анализ особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне на примере бюджета города Сестрорецка 16
2.1. Структура местного бюджета города Сестрорецка. 16
2.1.1. Доходы местного бюджета. 16
2.1.2. Расходы местного бюджета. 17
2.2. Расходы местных бюджетов муниципальных образований в Санкт-Петербурге на 2011 год. 18
2.3. Устав города Сестрорецка. Бюджетный процесс города Сестрорецка и его участники. 19
2.3.1. Устав города Сестрорецка. 19
2.3.2. Участники бюджетного процесса в муниципальном образовании города Сестрорецка (статья 5). 20
2.4. Перспективы решения проблем бюджетного процесса на муниципальном уровне. 21
2.5. Решение Муниципального совета города Сестрорецка. 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Последняя курсовая.doc

— 300.50 Кб (Скачать документ)


Санкт-Петербургский  колледж управления и экономики 
«Александровский лицей»

КУРСОВАЯ РАБОТА

     по дисциплине         Бюджетная система РФ                       

 

Тема: «Местные бюджеты: понятие, механизм функционирования,   особенности организации бюджетного процесса».

 

080106 «Финансы (по отраслям)»    

код и наименование специальности

 

Руководитель        Е.Г. Карпеко  

подпись           И.О.Фамилия

Студент  Стефаненко А.Л.    Группа  208  

     Фамилия  И.О.

Работа  выполнена с оценкой        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

 

введение

Местный бюджет - форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  местного самоуправления.1

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов, соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных отношений, размерам дефицита местных бюджетов, уровню, составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Данная тема актуальна, так как  с помощью механизма организации бюджетного процесса достигается сбалансированность бюджета.

Целью работы является провести анализ осуществления бюджетного процесса муниципального образования.

В соответствии с поставленной целью, решаются следующие задачи:

- выявить место местного бюджета для бюджетной системы РФ;

- раскрыть значение местного бюджета на местном уровне;

- проанализировать бюджетный процесс города Сестрорецка;

Объект  курсовой работы – местный бюджет.

Предмет курсовой работы – особенности бюджетного процесса на местном уровне.

В соответствии с целями и задачами сформирована следующая структура  работы: курсовая работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Во введении определяется актуальность, цели и  задачи исследования, строится структура курсовой работы.

Первый  раздел – теоретический; он раскрывает сущность местных бюджетов, механизм функционирования и особенности организации бюджетного процесса.

Второй  раздел – практический. Здесь производится анализ бюджетного процесса на муниципальном уровне на примере бюджета города Сестрорецка.

В заключении приводятся основные выводы по проведенному анализу.

В работе использована одна таблица и два  рисунка.

Курсовая  работа написана при использовании  специализированной литературы. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.

Методологической  основой исследования послужили: статистический метод, теоретическое обобщение, моделирование, метод сравнительного анализа статистических данных.

Для написания  данной курсовой работы использовались нормативно правовые акты, статьи газет журналов, источники интернет.

 

1. Местный бюджет – финансово-экономическая система и инструмент решения проблем местного уровня.

1.1. Экономическая сущность местного бюджета.

1.1.1. Организационная структура местного бюджета.

Местные бюджеты - один из главных  каналов доведения до населения  конечных результатов производства. Через них общественные фонды  потребления распределяются между  отдельными группками населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они  выполняют следующие функции:

- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением  деятельности местных органов  власти;

- распределение и использование  этих фондов между отраслями народного хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений, подведомственных  этим органам власти.

Важное значение имеют местные  бюджеты в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.2

Роль местных бюджетов в социально-экономическом  развитии районов характеризуется  следующим:

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих; полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». И далее в Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Создание  финансовой базы - главная роль местных  бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

С этой целью  формируются и реализуются региональные программы экономического и социального  развития регионов по благоустройству  сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут  увеличивать или уменьшать нормативы  финансовых затрат на оказание муниципальных  услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом  развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике  страны инфляция, и расстроенность финансовой системы не позволяет  местным бюджетам проявлять в  полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).3

Таким образом, местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение  и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления, на основе закрепленных федеральным законом статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований  является обязательным. По действующему федеральному законодательству образование  органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются. Органы государственной власти и государственные должностные лица не могут осуществлять местное самоуправление.

Наименование  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки  полномочий, подотчетность, вопросы  организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, с учетом национальных, исторических и иных традиций.

Выборные  и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления, в соответствии с п. 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации, определяется населением самостоятельно.

В общем виде по выполняемым функциям органы муниципального управления могут быть разделены на исполнительные и представительные.

Представительный  орган играет особую роль в системе местного самоуправления. В соответствии с федеральным законодательством представительный орган наделяется полномочиями по решению ряда вопросов, которые не могут передаваться исполнительным органам власти. К исключительному ведению представительных органов местного самоуправления относится:

1. Принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3. Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4. Установление местных налогов и сборов;

5. Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.4

Обычно представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих прямых выборов. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Применение того или иного типа организации структуры местного самоуправления зависит от множества  факторов: численности населения  муниципального образования, от исторических, национальных, культурных традиций, от размеров и географических особенностей территории, от объема и сложности вопросов, решаемых органами местного самоуправления, от социальной, политической, экономической ситуации в регионе и др.

Несмотря на большое количество возможных типов организации структуры местного самоуправления, подавляющее большинство существующих моделей могут быть сведены к четырем основным типам. Конечно, в чистом виде данные типы применяются далеко не всегда, так как при выборе конкретной модели учитываются особенности муниципального образования.

1.1.2. Особенности и этапы местного бюджета.

Бюджетный процесс представляет собой  регламентируемую нормами права  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления, других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, по утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.5

Бюджетный процесс включает следующие  стадии: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Эти стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой. Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.

Составление бюджетов - стадия бюджетного процесса, на которой определяется состав и объем доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год.

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов  исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов соответствующих бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на Бюджетном  послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития; прогнозе сводного финансового баланса; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на год. При этом исходными макроэкономическими показателями служат объем валового внутреннего продукта на год и темп его роста, уровень инфляции. На основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития формируется перспективный финансовый план - документ о прогнозных возможностях по мобилизации доходов, привлечению заимствований и финансированию основных расходов бюджета. В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2004 году» одобренные Правительством Российской Федерации перспективный финансовый план и бюджет «расширенного правительства» должны быть основой для формирования основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год.

Рассмотрение  и утверждение бюджета — стадия бюджетного процесса, которая относится  к компетенции соответствующих  законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления. На этой стадии реализуется их право бюджетной инициативы, дается оценка представленного исполнительными органами власти проекта бюджета на очередной финансовый год. Бюджетная инициатива представляет собой право законодательных органов и других субъектов права законодательной инициативы вносить изменения в проект бюджета, а также предлагать проекты законов, касающиеся бюджетной сферы.

Исполнение бюджета — стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в разрезе каждого из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями, а также учет исполнения бюджета.

Информация о работе Местные бюджеты: понятие, механизм функционирования, особенности организации бюджетного процесса