Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:40, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по "Бюджетному учету"
3) безвозмездные поступления:
- от других Б БС: дотации, субсидии и субвенции из Б СФ, дотации из Б муниципальных районов поселениям, субсидии и субвенции из Б поселений в Б муниципальных районов (на решение вопросов местного значения муниципального (межпоселенческого) характера);
- от юридических и физических лиц.
Все доходы (кроме субвенций) являются собственными доходами местных Б.
Средства местных Б направляются на осуществление расходов:
1) по решению вопросов местного значения, находящихся в компетенции органов МСУ данного МО;
2) связанных с решением вопросов по осуществлению полномочий, переданных иными органами МСУ;
3) по осуществлению переданных органам МСУ отдельных государственных полномочий.
Расходы местных Б:
а) содержание органов МСУ;
б) проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
в) обслуживание муниципального долга;
г) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в границах МО;
д) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах МО;
е) транспортное обслуживание населения в границах МО;
ж) обеспечение жителей МО услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
з) строительство и содержание муниципального жилого фонда;
и) организация благоустройства и озеленения территории (для поселений и городских округов);
к) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов (для поселений и городских округов);
л) обеспечение общего образования по основным общеобразовательным программам и обеспечение бесплатного дошкольного образования (для муниципальных районов и городских округов);
м) обеспечение библиотечного обслуживания населения;
н) охрана и сохранение объектов культурного наследия местного значения (для поселений и городских округов);
о) организация оказания на территории МО скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях (для муниципальных районов и городских округов);
п) обеспечение развития на территории МО массовой физической культуры и спорта (для поселений и городских округов);
р) выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (для муниципальных районов).
Сбалансированность местных Б обеспечивается органами МСУ за счет поступлений источников ФД местного Б. Согласно бюджетному законодательству РФ, для местных Б предусмотрены только внутренние источники ФД:
- средства от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в рублях;
- кредиты от кредитных организаций в рублях;
- бюджетные кредиты из других Б БС;
- остатки средств на счетах по учету средств местного Б;
- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале в собственности МО.
Другие источники (кредиты ЦБ, средства от приобретения муниципальных ЦБ) не могут быть источниками ФД местных Б.
Тема 4. Бюджетная классификация РФ.
1. БКл РФ.
БКл - группировка доходов, расходов и источников ФД Б БС, используемая я составления и исполнения Б, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей Б БС. Она предполагает присвоение объектам классификации группировочных кодов - условных цифровых обозначений доходов, расходов и источников ФД Б, отражающей их принадлежность к определенной классификационной группе. Правовое регулирование БКл:
а) БК РФ;
б) законы и решения о Б;
в) Приказ МФ РФ от 24.08.07 №74н "Об утверждении указаний о порядке применения БКл РФ";
г) нормативные правовые акты финансовых органов СФ и МО.
Состав БКл РФ:
- классификация доходов Б;
- классификация расходов Б;
- классификация источников ФД Б;
- классификация операций сектора государственного управления.
Бюджетные полномочия в части БКл:
1) РФ:
- установление основ БКл и общего порядка ее применения;
- установление, детализация и определение порядка применения БКл в части, относящейся к федеральному Б и Б государственных внеБФ РФ;
2) СФ: установление, детализация и определение порядка применения БКл в части, относящейся к Б СФ и Б государственных территориальных внеБФ РФ;
3) МО: установление, детализация и определение порядка применения БКл в части, относящейся к местным Б.
БКл должна отвечать требованиям единства (принцип единства БС), стабильности и преемственности (принцип прозрачности / открытости БС). Она является единой в части первых двух уровней детализации:
- групп и подгрупп БКл доходов;
- разделов и подразделов БКл расходов;
- групп и подгрупп БКл источников ФД;
- групп и статей БКл операций сектора государственного управления.
Перечень этих подразделений устанавливается БК, а коды - Приказом 74н. Кроме того, Минфин может устанавливать единый для всех Б перечень и коды статей и подстатей БКл доходов, а также перечень и коды подстатей БКл операций сектора. Иные подразделения БКл, требующие отражения специфики формирования Б, утверждаются законами / решениями о Б. Ими утверждается ведомственная структура расходов Б, в рамках которой органы ГВ соответствующего уровня и МСУ утверждают перечень главных распорядителей бюджетных средств и перечень целевых статей и видов расходов классификации расходов Б. Законом / решением устанавливается перечень главных администраторов доходов Б и главных администраторов источников ФД Б.
2. Классификация доходов Б. Классификация доходов Б предусматривает группировку доходов по:
1) главным администраторам доходов Б;
* главный администратор доходов Б - определенный законом / решением о Б орган ГВ / МСУ / местной администрации / управления государственным внеБФ / ЦБ / иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов Б или являющимися ими; * администраторы доходов Б - вышеназванные органы + бюджетное учреждение, осуществляющее в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, а также начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов, являющихся доходами Б БС;
перечень и коды главных администраторов, закрепляемые за ними виды и подвиды доходов устанавливаются законом / решением о Б; порядок закрепления доходов и присвоения кодов главным администраторам:
- закрепление осуществляется в соответствии с перечнем главных администраторов, утвержденных Приказом 74н; коды устанавливаются органами ГВ РФ, СФ и органами МСУ с учетом кодов главных администраторов доходов, предусмотренных Приказом 74н;
- за главными администраторами - органами ГВ СФ закрепляются доходы, администрирование которых не предусмотрено Приказом 74н; органы ГВ СФ не вправе устанавливать коды главных администраторов доходов Б, совпадающие с кодами главных администраторов доходов Б, утвержденными Приказом 74н;
- за главными администраторами - органами МСУ МО (кроме поселений) закрепляются доходы, администрирование которых не предусмотрено Приказом 74н, а также нормативно-правовыми актами органов ГВ СФ; органы МСУ МО (кроме поселений) не вправе устанавливать коды главных администраторов доходов Б, совпадающие с кодами главных администраторов доходов Б, утвержденными Приказом 74н, а также с кодами, установленными нормативно-правовыми актами органов ГВ СФ;
- за главными администраторами - органами МСУ поселений закрепляются доходы, администрирование которых не предусмотрено Приказом 74н, а также нормативно-правовыми актами органов ГВ СФ и органов МСУ муниципальных районов; органы МСУ поселений не вправе устанавливать коды главных администраторов доходов Б, совпадающие с кодами главных администраторов доходов Б, утвержденными Приказом 74н, а также с кодами, установленными нормативно-правовыми актами органов ГВ СФ и органами МСУ муниципальных районов;
администрирование отдельных доходов осуществляется определенными органами (доходов от денежных взысканий - органами, вынесшими постановление о наложении штрафов; доходов от дотаций - органами, организующими исполнение Б; доходов от субсидий и субвенций - органами, уполномоченными на их использование); код главного администратора доходов состоит из 3 знаков (1-3 разряды общего кода);
2) видам доходов (группам, подгруппам, статьям, подстатьям и элементам дохода); она является (кроме элементов) единой для всех Б БС;
- группы доходов сформированы исходя из особенностей мобилизации доходов в Б; по БК существуют 2 группы: налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления, в Приказе 74н есть еще доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; согласно п.5 ст.41 БК с 2008 доходы от использования имущества в государственной / муниципальной собственности, доходы от платных услуг бюджетных учреждений и доходы от иной приносящей доход деятельности относятся к неналоговым доходам; однако это положение применяется со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от такой деятельности; поскольку он еще не принят, то в 2008 сохранена подгруппа, указанная в Приказе 74н;
- подгруппы позволяют конкретизировать группы в зависимости от объекта обложения (по налоговым доходам) и источника и назначения дохода (по остальным); подгруппы утверждены БК и Приказом 74н, при этом в ст.20 БК указано, какие доходы в составе группы "налоговые и неналоговые доходы" отнесены к налоговым, а какие - к неналоговым;
- статьи и подстатьи детализуют подгруппы; их перечень утвержден Приказом 74н;
- элемент дохода и его код соответствуют Б БС; коды элементов: 01 - федеральный Б, 02 - Б субъекта, 03 - Б внутригородских муниципальных образований, 04 - Б городского округа, 05 - Б муниципального района, 06 - Б Пенсионного фонда РФ, 07 - Б Фонда социального страхования, 08 - Б Федерального фонда обязательного медицинского страхования, 09 - территориального фонда обязательного медицинского страхования, 10 - Б поселения; при этом по коду 05 отражаются доходы Б района и МО, пока не перешедших на систему организации МСУ согласно 131-ФЗ;
код вида доходов состоит из 10 знаков (4-13 разряды общего кода): код группы - 1 знак, подгруппы - 2 знака, статьи - 2 знака, подстатьи - 3 знака, элемента - 2 знака;
3) подвидам доходам; порядок установления перечня и кодов подвидов доходов:
- Минфин утверждает перечень и коды подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы ГВ РФ, ЦБ, органы управления государственными внеБФ и находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
- финансовые органы СФ утверждает перечень и коды подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы ГВ СФ, органы управления государственными территориальными внеБФ и находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
- финансовые органы МО утверждают перечень и коды подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы МСУ и находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
код подвида доходов состоит из 4 знаков (14-17 разряды общего кода); они установлены для налогов, сборов, госпошлины, регулярных платежей за пользование недрами, таможенных пошлин и таможенных сборов; если уплачиваются платежи (+ перерасчеты, недоимки и задолженность), то код подвида 1000, пени и проценты - 2000, штрафы - 3000; возврат излишне уплаченных сумм отражается по коду подвида, по которому они поступили; при этом проценты, начисляемые при нарушении сроков возврата излишне уплаченных сумм, отражаются по коду 2000;
4) подразделениям классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам Б (группам, статьям, подстатьям операций); это группировка доходов Б в зависимости от их экономического содержания; она включает группы, статьи и подстатьи операций сектора, которые являются едиными для Б БС; код состоит из 3 знаков (18-20 разряды общего кода); перечень групп, статей и подстатей содержится в БК, а их коды - в Приказе 74н; группировка доходов осуществляется по 2 группам:
- доходы: налоговые, от собственности, от оказания платных услуг, суммы принудительного изъятия, безвозмездные поступления от Б, взносы на социальные нужды, прочие;
- выбытие нефинансовых активов: уменьшение стоимости основных средств (410), нематериальных активов (420), непроизведенных активов (430), материальных запасов (440).
Коды доходов в группировках 2) и 4) ежегодно утверждается законом / решением о Б.
3. Классификация расходов Б. Это группировка расходов Б БС, которая отражает направления бюджетных средств на выполнение единицами сектора ГВ и МСУ основных функций, на решение социально-экономических задач. Она предусматривает группировку расходов:
1) по главным распорядителям;
* главный распорядитель - орган ГВ / МСУ / местной администрации / управления государственным внеБФ, а также наиболее значимое учреждение науки, образования (МГУ), культуры, здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов Б, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями или получателями; перечень и коды утверждаются законом / решением о Б в составе ведомственной структуры его расходов; для федерального Б они также утверждены Приказом 74н; код главного распорядителя состоит из 3 знаков (1-3 разряды общего кода);
2) по разделам, подразделам, целевым статьям (в т.ч. программам и подпрограммам) и видам расходов;
а) разделы сформированы исходя из основных функций органов ГВ и МСУ, на выполнение которых направляются бюджетные средства; эти функции сгруппированы в 11 разделов:
- национальная оборона;
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
- национальная экономика;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- охрана окружающей среды;
- образование;
- культура, кинематография, средства массовой информации;
- здравоохранение, физическая культура и спорт;
- социальная политика;
- межбюджетные трансферты;
они детализируются 95 подразделами; перечень и коды разделов и подразделов являются едиными для Б БС; перечень утвержден БК, а коды - Приказом 74н; код раздела состоит из 2 знаков (4-5 разряды общего кода), код подраздела - из 2 знаков (6-7 разряды общего кода);
Приказом 74н установлены правила отнесения расходов Б на соответствующие разделы и подразделы БКл расходов; целевые статьи и виды расходов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующего Б; их уникальные коды присваиваются каждому публичному нормативному обязательству, каждой долгосрочной целевой программе (подпрограмме) каждой обособленной функции (сфере деятельности) органа ГВ или МСУ и каждому проекту для осуществления бюджетных инвестиций;