Казначейское исполнение бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:10, контрольная работа

Описание

Казначейское исполнение бюджета - это технологическое решение, которое используется для организации и управления движением бюджетных средств.
Основная цель системы казначейского исполнения бюджета - это введение системы жесткого предварительного контроля за расходованием бюджетных средств. Указанная цель достигается за счет расходования средств с единого бюджетного счета через систему открытых в казначействе лицевых счетов бюджетных учреждений. Это позволяет расходовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденными сметами бюджетных учреждений и учитывать все проводки по лицевым счетам в единой базе данных.

Содержание

Введение
Глава 1. Исполнение бюджета
Глава 2. Казначейское исполнение бюджетов
2.1. Казначейское исполнение федерального бюджета
2.2. Казначейское исполнение региональных и местных бюджетов
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа исполнение бюджета.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

- осуществляют операции по возврату  плательщикам излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм  доходов на основании заключений  налоговых органов исходя из  сумм ежедневных доходов, подлежащих  перечислению в разные уровни бюджетов;

- осуществляют операции по перерасчетам  между бюджетами разных уровней  и перечислению доходов в бюджеты  разных уровней в пределах  сумм текущих однодневных поступлений.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства РФ для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. На лицевом счете отображается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель или получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета. Лицевой счет распорядителя или получателя средств федерального бюджета открывается в соответствующем территориальном органе федерального казначейства.

Порядок открытия и ведения  лицевых счетов бюджетополучателей установлен в приказе Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999г. № 106н  «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета». По данным ГУКФК МФ РФ, в 2001 г. количество бюджетополучателей федерального бюджета, переведенных на лицевые счета в органах Федерального казначейства , составило около 50 тыс. единиц.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год» отмечено, что в 2000 г. на обслуживание органами федерального казначейства были полностью переведены счета таможенных органов и большая часть счетов Министерства обороны РФ. К 1 октября 2001 г. все получатели средств федерального бюджета, не охваченные казначейским контролем, должны быть также переведены на обслуживание в казначейство. Таким образом, формирование казначейской системы исполнения федерального бюджета будет завершено.

Задачи, стоящие перед  Федеральным казначейством на новом  этапе его развития, предполагают:

- совершенствование механизмов  мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов;

- упорядочение правовой  основы деятельности органов  Федерального казначейства в  целях создания достаточных условий  для выполнения возлагаемых на  них функций;

- развитие организационного, материального и технического обеспечения органов Федерального казначейства;

- развитие, полномасштабное  внедрение и организация эффективного  использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов  Федерального казначейства с  учетом обеспечения безопасности информации.

Перечисленные задачи определены в федеральной целевой Программе  развитая органов Федерального казначейства на 2000-2004 гг. (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июня 1999 г. № 677). Определяющая цель Программы - развитие системы органов Федерального казначейства РФ, необходимое для повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.

2.2. Казначейское исполнение региональных и местных бюджетов

Одной из составляющих бюджетной  реформы является обеспечение полномасштабного перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней. Как отмечено в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год», процесс внедрения казначейской системы исполнения бюджетов необходимо интенсифицировать на региональном и местном уровнях. Однако единого механизма казначейского исполнения региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований на сегодняшний день нет. Наличие экономических, организационных и иных региональных различий не позволяет принять унифицированное решение.

Правовая база данного  вопроса окончательно не сформирована, хотя в соответствии с Федеральным  законом от 25 сентября 1997 г. 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления получили право заключать соглашения с территориальными органами Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ об обслуживании исполнения местных бюджетов. Они также могут создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета.

По данным Минфина  РФ, в 2000 г. соглашение об исполнении своего бюджета через Федеральное казначейство подписали: республики Алтай, Дагестан, Тыва; Кемеровская обл., Корякский, Усть-Ордынский, Бурятский и Эвенкийский автономные округа. Намечено перевести на казначейскую систему исполнение бюджетов субъектов РФ, систематически не обеспечивающих своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций. Из 40 ЗАТО, подлежащих в 2000 г. переводу на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства, 37 территорий заключили соответствующие соглашения.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 27 декабря 2001 г. № 150-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2001 год» в 2001 г. продолжился  перевод высокодотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание исполнения их бюджетов органами федерального казначейства. Кроме того, финансирование расходов федерального бюджета по направлениям, определенным ст. 53, для всех регионов, получающих компенсацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, через счета по учету средств бюджетов субъектов РФ и ЗАТО, открытых в органах федерального казначейства. Субвенции из федерального бюджета, что регламентировано этой же статьей, на финансирование федеральных программ развития регионов осуществляются в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, т.е. через счета до учету средств федерального бюджета.

Типовое соглашение по вопросу кассового исполнения региональных и местных бюджетов между органами федерального казначейства и администрацией субъекта РФ (органом местного самоуправления) утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 11 мая 1999 г. № 35н.

Наиболее полно преимущества данного варианта казначейского исполнения региональных и местных бюджетов проявляются в дотационных регионах. Обращение к услугам Федерального казначейства позволяет им решать острые проблемы своевременной выдачи зарплаты работникам бюджетной сферы, а также восстанавливать доверие поставщиков бюджетных услуг.

Однако при этом резко  повышается нагрузка на органы Федерального казначейства. В современных условиях они не обладают адекватным техническим  и кадровым обеспечением для масштабной реализации данного варианта исполнения бюджетов. Ситуация осложняется еще и тем, что в деятельности органов Федерального казначейства развиваются новые направления: на казначейскую систему переводятся Министерство обороны РФ, таможенная система, в органах казначейства открываются счета по учету внебюджетных средств и т.д. Поэтому полномасштабная реализация данного варианта возможна через несколько лет, что не отвечает норме БК РФ о казначейском исполнении бюджетов всех уровней с момента вступления в силу данного кодекса.

Альтернативным вариантом  исполнения региональных и местных  бюджетов органами Федерального казначейства является создание казначейства для  кассового обслуживания этих бюджетов либо в структуре административных (финансовых) органов, либо в качестве самостоятельных учреждений. Работа по внедрению казначейского исполнения бюджетов путем создания собственных структур проведена или находится на стадии организации в Амурской, Волгоградской, Саратовской областях, Братске, Самаре, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ярославле, Москве и Санкт-Петербурге, других регионах и городах. Различия в концепциях и методиках организации собственных казначейств продиктованы экономическими, техническими и кадровыми особенностями территорий. Небольшой опыт функционирования территориальные и местных казначейств не позволяет сделать однозначный вывод о предпочтительности какой-то одной модели.

Казначейское исполнение городского бюджета осуществляется в информационной системе, которая  обслуживает все стадии бюджетного процесса: планирование, исполнение, учет и отчетность для автоматизации процессов формирования бюджета города и его исполнения казначейским способом в подразделениях комитета финансов и территориальных финансовых управлениях, отраслевых и территориальных органах управления администрации города, а также на уровне бюджетных организаций города используется автоматизированная информационная система бюджетного процесса - электронное казначейство (АИСБII-ЭК). Свидетельством качества и состоятельности системы является сертификат Министерства финансов РФ, разрешающий использование АИСБП-ЭК в финансовых органах субъектов РФ.

Представители регионов и городов, в которых созданы  собственные казначейские органы и  организовано казначейское исполнение бюджетов, отмечают, что благодаря этому удалось обеспечить:

- повышение эффективности использования бюджетных средств (за счет целевой направленности, своевременности и рациональности);

- снижение стоимости обслуживания внутреннего долга (увеличение точности прогнозирования доходов и расходов за счет оперативного учета и контроля);

- ускорение оборачиваемости бюджетных средств (сокращение пробега средств от распорядителя до конечных получателей);

- усиление контроля за бюджетными потоками, состоянием кредиторской задолженности;

- мониторинг состояния исполнения бюджета в любой момент врёмени, что дает возможность оперативно выбрать приоритеты и определить потребности в ресурсах.

Перевод на казначейскую систему исполнения региональных (местных) бюджетов требует организационно-структурной  перестройки, дополнительных материально-технических затрат и внедрения специальных программных продуктов. Перечисленные мероприятия обязательны как при исполнения региональных (местных) бюджетов органами Федерального казначейства, так и при формировании собственных казначейств. Однако, если данные расходы для региональных (местных) бюджетов оправданы, так как они способствуют переводу работы региональных и местных органов на более прогрессивные технологии, то для федерального бюджета - это дополнительные расходы, не связанные с его исполнением. Кроме того, принятие органами Федерального казначейства на себя функций исполнения региональных (местных) бюджетов существенно сокращает бюджетные права региональных и местных органов власти и противоречит таким принципам бюджетной системы РФ, как разграничение расходов между уровнями бюджетной системы РФ, эффективность и экономность использования бюджетных средств, а также самостоятельность бюджетов.

Проблемы современной  практики исполнения региональных и  местных бюджетов свидетельствуют, что настало время разработки единых стандартов казначейского исполнения региональных и местных бюджетов с целью создания стимулов для выработки и проведения органами власти рациональной и ответственной финансовой и экономической политики в условиях нового этапа развития бюджетного федерализма в России. Для последовательной реализации принципа самостоятельности необходимо предоставить право органам власти субъектов РФ и местного самоуправления самостоятельно принимать решение об организации казначейского исполнения соответствующих бюджетов. При этом в целях экономии бюджетных средств им следует рекомендовать использовать только сертифицированные Министерством финансов РФ программные продукты, применяемые для автоматизации казначейского исполнения бюджетов. 

Заключение

Структура и этапы  бюджетного процесса в цивилизованных странах, независимо от их общественно - политической формации, не имеют принципиальных расхождений. Однако технологические  приемы, сопровождающие эти этапы. Безусловно, разнообразны и различаются даже по регионам. Представляется принципиально важным определение и использование таких способов формирования и исполнения бюджета, систем государственного финансового контроля, которые в конкретных экономических условиях позволяет эффективно распорядится бюджетным потенциалом как страна в целом, так и в регионе.

Можно допустить такую  перспективу развития казначейства (органа, исполняющего бюджет), когда  оно трансформируется из органа, исполняющего бюджет, в орган "динамического  равновесия", сглаживающий возможные колебания запланированного хода исполнения бюджета. То есть в сфере денежного обращения казначейство может выступать не только как кассир, но и как орган, имеющий самостоятельные кредитные ресурсы и покрывающий за счет них, а также за счет ссуд как временные кассовые разрывы, так и расходы бюджета, недофинансированные в результате превышения уровня дефицита бюджета. Здесь важно помнить, что казначейство - не организация, отделенная от государства (как это происходит при банковском исполнении бюджетов), а само государство, рассматриваемое в качестве кассира и банкира. 

Список использованных источников

1 Бюджетная система  Российской Федерации: Учебник  / О. В. Врублевская и др.; Под  ред. О. В. Врублевской, М.  В. Романовского. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 838 с.

  1. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. В.М. А. М. Ковалевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 384с.

3 "Бюджетный кодекс  Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 09.04.2009, с изм. от 29.12.2012)


Информация о работе Казначейское исполнение бюджета