Государственные внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – анализ функционирования государственных внебюджетных фондов.
Задачи курсовой работы:
• осветить назначение и порядок формирования ФСЗН;
• проанализировать направления использования средств Фонда социальной защиты населения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 НАЗНАЧЕНИЕ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФСЗН 7
2 НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФСЗН 20
3 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа состоит из  1 файл

Государственный бюджет - Государственные внебюджетные фонды - курсовая - МИУ (2010).doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

Пособие на погребение выплачивается в размере средней заработной платы рабочих и служащих в республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти.

Обращение за пособием на погребение может осуществляться в течение 6 месяцев после возникновения права на него [4, c. 14].

С 1 января 2003 года в Республике Беларусь введен индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного социального страхо­вания. Создана информационная база данных и автоматизированная система управления индивидуальным (персонифицированным) учетом [4, c. 14].

Каждому застрахованному лицу выдано свидетельство социального страхования.

На каждое застрахованное лицо заведен индивидуальный лицевой счет.

По каждому застрахованному лицу в данных индивидуального (персо­нифицированного) учета содержатся следующие сведения:

        о периодах работы, в том числе дающей право на пенсию по возрасту на льготных условиях и за выслугу лет;

        о сумме выплат (дохода), на которую начислены обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения;

        о начисленных страховых взносах;

        о выплаченном пособии по временной нетрудоспособности;

        другие сведения, необходимые для назначения пенсий и пособий.

Индивидуальный (персонифицированный) учет позволяет увязывать право каждого застрахованного лица на пенсии и пособия и их размеры с объе­мом уплаченных страховых взносов.

За периоды деятельности, начиная с 1 января 2003 года, доказательством стажа и заработка при назначении пенсий являются только сведения индивиду­ального (персонифицированного) учета.

Индивидуальный (персонифицированный) учет позволяет значительно упростить и ускорить процедуру назначения пенсий, избавив граждан от слож­ностей, связанных со сбором многочисленных документов.

При введении формулы расчета пенсии в зависимости от размера упла­ченных страховых взносов значение индивидуального (персонифицированного учета) многократно возрастает.

Виды страховых выплат представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Структура страховых выплат

Страховые случаи

Вид страховой выплаты

Болезнь и временная нетрудоспособность

Пособие по временной нетрудоспособности (оплата больничного листа)

Беременность и роды

Пособие по беременности и родам

Рождение ребенка

Единовременное пособие в связи с рождением ребенка

Пособие женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности

Уход за ребенком до достижения им трех лет

Пособие по уходу за ребенком до достижения им трех лет

Инвалидность

Пенсия по инвалидности

Достижение пенсионного возраста

Пенсия по возрасту (в том числе досрочные пенсии) и за выслугу лет

Потеря кормильца

Пенсия по случаю потери кормильца

Смерть застрахованного лица или члена его семьи

Пособие на погребение

 

Проанализируем динамику расходования средств ФСЗН в 2008-2009 годах. Данные приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Использование средств ФСЗН в 2008-2009 гг., млрд. руб.

Показатели

2008

2009

Отклонение, +/-

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Выплата пенсий и пособий пенсионерам

10311,5

11479,3

1167,8

111,3

Выплата пенсий военнослужащим, социальных пенсий, доплат за особые заслуги и доплат за выслугу лет госслужащим

155,8

177,6

21,8

114,0

Выплата пенсий гражданам, выехавшим за рубеж и въехавшим из-за пределов страны

13,2

28,1

14,9

212,9

Выплата пособий на погребение

102,7

119,2

16,5

116,1

Пособия на детей до 3 лет

553,1

672,9

119,8

121,7

Пособия на детей от 3 до 16 лет

173,3

195,0

21,7

112,5

Пособия по временной нетрудоспособности

872,2

1102,7

230,5

126,4


Продолжение таблицы 2.2

1

2

3

4

5

Пособия по беременности и родам

209,4

249,4

40,0

119,1

Пособия в связи с рождением ребенка

148,7

177,5

28,8

119,4

Оказание услуг по выплате

134,5

141,2

6,7

105,0

Оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам

3,9

4,9

1,0

125,6

Финансирование выплат на санаторно-курортное оздоровление

106,2

123,7

17,5

116,5

Финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений ФПБ

33,8

36,7

2,9

108,6

Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения

109,7

116,3

6,6

106,0

Содержание органов ФСЗН

72,0

69,1

-2,9

95,9

Международная деятельность

0,3

0,2

-0,1

66,7

Итого расходов

13000,4

14693,9

1693,5

113,0

Превышение доходов над расходами

-

5678,0

5678,0

-

 

Итак, проанализируем полученные результаты.

Сумма выплат пенсий и пособий пенсионерам в 2009 году составила 11479,3 млрд рублей, что на 1167,8 млрд рублей или 11,3% выше уровня 2008 года.

Выплата пенсий военнослужащим, социальных пенсий, доплат за особые заслуги и доплат за выслугу лет госслужащим составила в 2009 году 177,6 млрд рублей, увеличившись за 2009 год на 21,8 млрд рублей или 14%.

Расходы на выплату пенсий гражданам, выехавшим за рубеж и въехавшим из-за рубежа, в 2008 году составили 13,2 млрд рублей, в 2009 году – 28,1 млрд рублей, увеличившись на 112,9%.

Выплата пособий на погребение по итогам 2009 года составила 119,2 млрд рублей, что на 16,5 млрд. руб. или на 16,1% выше уровня предыдущего года.

Сумма пособий на детей до 3 лет в 2008 году составила 553,1 млрд рублей в 2009 году выросла на 119,8 млрд. руб. и составила 672,9 млрд рублей.

Выплата пособий на детей от 3 до 16 лет в 2009 году составила 195 млрд рублей, что на 21,7 млрд рублей или на 12,5% выше уровня 2008 года.

Сумма пособий по временной нетрудоспособности в 2009 году составила 1102,7 млрд рублей, что выше уровня 2008 года на 230,5 млрд рублей или на 26,4%.

Пособий по беременности и родам в 2009 году выплачено на сумму в 249,4 млрд рублей, что превышает уровень 2008 года на 40 млрд рублей или на 19,1%.

Сумма пособий в связи с рождением ребенка в 2009 году составила 177,5 млрд рублей, что выше уровня 2008 года на 28,8 млрд рублей.

Незначительно увеличились расходы на оказание услуг по выплате. Их сумма в 2009 году составила 141,2 млрд рублей против 134,5 млрд рублей в 2008 году.

Финансирование выплат на санаторно-курортное оздоровление в 2008 году составило 106,2 млрд рублей, в 2009 году – 123,7 млрд рублей.

Значительные суммы выделяются на обеспечение занятости населения. Сумма расходов составила в 2009 году 116,3 млрд рублей, что выше уровня 2008 года на 6%.

Расходы Фонда в целом в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличились на 13%.

Сегодня средства, поступающие в Фонд социальной защиты населения, немедленно перераспределяются от одних, активных социальных групп, в пользу других. Сам Фонд при этом фактически постоянно остается пуст, напоминая финансовую пирамиду, которая наряду с увеличением дефицита бюджета формирует ряд угроз в будущем: рост внешнего и внутреннего долга, отток инвестиций, снижение уровня жизни населения. Не секрет, что суммы на выплату пенсий набираются «с колес». Известны случаи, когда плательщикам предлагают перечислить взносы досрочно, чтобы восполнить недостаток ресурсов для пенсионных выплат. Такая ситуация сложилась в конце 2009 года в Гомельской области [9, c. 3].

По данным Всемирного банка, общие расходы на все виды социальных пособий в Беларуси составляют 1,5% к ВВП при среднем показателе по региону — 2,2%. При этом 40% социальных пособий и льгот получают 20% самого бедного населения (доход равен прожиточному минимуму), тогда как в других странах — 60%. Программа неэффективна, из нее надо вывести обеспеченных людей. Оценка бюджетов домашних хозяйств выявила, что 26% адресатов вполне обеспечены и без социальной помощи: на них приходится 4 и более БПМ из общей суммы средств домашнего хозяйства. Поэтому наряду с уменьшением программ, направленных на помощь определенным категориям (пенсии; пособия, связанные с рождением ребенка; уходом за ребенком в возрасте до 3 лет; пособия по безработице и др.), необходимо поддерживать программы адресной социальной помощи, доля которых пока составляет лишь 0,4% ВВП. В других европейских странах пособия не являются фиксированными периодическими денежными выплатами и адресуются не гражданину, а семье, временно оказавшейся в трудном материальном положении. Одновременно домохозяйству оказывается помощь в обеспечении стабильного дохода, содействие в трудоустройстве, социальной интеграции. Пособия не предполагают уплату взносов, а на 90% являются бюджетными расходами.

В Беларуси, по данным статистики, 76% граждан, занятых в экономике, участвуют в формировании ФСЗН. В 2010 году на каждого пенсионера приходится почти два плательщика взносов. При этом пенсионный возраст (55 лет для женщин и 60 для мужчин) у нас, в России и Украине ниже, чем в Молдове (57/62), Хорватии (60/65), Румынии (58/63), Болгарии (59/63), Литве (60/62,5), Латвии (61/62), Словении (61,8/62), Эстонии (60/63), Словакии (58/62), Чехии (58/61,8), Польше (60/65), Венгрии (62/62). К тому же у нас мужчины после выхода на пенсию живут в среднем 5 лет, а женщины — 15 (продолжительность жизни женщин вообще на 8 лет выше). Ожидается, что численность населения и его старение в Беларуси продолжится, а значит, и уменьшится количество плательщиков взносов. Поэтому, по мнению специалистов ВБ, возраст выхода на пенсию, особенно для женщин, необходимо повысить [9, c. 3].

Уходящим на заслуженный отдых работникам, особенно высокооплачиваемым, пенсия не обеспечивает достойный, а уж тем более привычный уровень жизни. Так, в январе 2010 года средний размер пенсии составил 468,2 тыс. Br (163 USD или 5 USD в день), в том числе по возрасту — 491,2 тыс. Br. То есть пенсия замещает примерно 49% средней зарплаты, а поскольку размер первой мало зависит от второй, то у тех, кто получает много, разрыв куда значительнее. Правда, небольшая разница между уровнем минимальной и максимальной пенсии по возрасту характерна и для других стран, но в Беларуси она не отражает размер взносов, поступивших от плательщика в систему в период трудоспособной деятельности. Вместе с тем существует ряд привилегированных групп, имеющих гарантии высоких пенсий, фактически не обеспеченных ресурсами. А это никак не соответствует мировой практике, когда пенсия тем выше, чем больше уплачено взносов. В большинстве стран, например в Польше, списки льготников сокращаются, а в некоторых вообще отсутствуют (Норвегия).

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды